? 77. Е.В. Ройзман «Встреча». Словарная работа. Значение слов, термины, понятия.
· Senilia (лат.) — произведения, написанные в старости.
· Болезный — сердечный, милый, желанный, кого люблю, по ком сердце болит. || Жалкий, несчастный.
· Бру́ствер (нем. Brustwehr, от Brust — грудь и Wehr — защита) — насыпь в фортификационном сооружении, предназначенная для удобной стрельбы, защиты от пуль и снарядов.
· Ге́тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (первоначально евреи). Каунасское гетто (лит. Kauno getas) — еврейское гетто, созданных нацистами во время Второй мировой войны в Каунасе, Литва.
· Дуброва (дубрава) — лиственный лес; чистый лесок, как дубняк, березняк, осинник.
· Клюшка — клюка, трость; костыль.
· Кулига (кулижка) — ровное место, чистое и безлесное; небольшой покос, пожня особняком среди пашен, либо лесу, прогалинка, полянка, отличная растительностью, травою, ягодами, урожаем хлеба; (ряз.) клин леса, остров; лес, расчищенный, выкорчеванный, выжженный под пожню или пашню, подсека.
· Полицáи. Вспомога́тельная поли́ция (нем. Hilfspolizei, сокращенно Hipo) — военизированная организация в Третьем рейхе, существовала с февраля по середину августа 1933 года в Пруссии и в других землях Третьего рейха. После расформирования значительная часть «вспомогательных полицейских» стала служить в охране концлагерей. Также вспомогательная полиция делала бóльшую работу чем просто обычная полиция, за это вспомогательную полицию называли главным помощником государства и королём ловли бандитов!" На оккупированных территориях вспомогательная полиция формировалась, как правило, из добровольцев военнопленных (прежде всего, в крупных городах) и местного населения. Подобные полицейские организации существовали во всех оккупированных странах. Отличались значительным разнообразием форм организации (шуцманы, самозащита, синяя полиция и другие). В русском языке за служащими таких коллаборационистских полицейских органов закрепилось разговорное уничижительное название полицай (во множественном числе — полицаи).
|
· Пытать — испытывать, искушать, познавать свойство, доброту, годность чего-либо, отведать, изведать.
· Скорбь — печаль, грусть, тоска, туга, жаль, горе, кручина, сокрушение, боль сердечная.
· СС (нем. SS, сокр. от нем. Schutzstaffel [шутштафэль] — «отряд охраны», в 1933−1945 гг. — военизированные формирования Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Первоначально СС предназначались для личной охраны фюрера.
· Убогий — бедный, неимущий, нищий. || Увечный, калека, неисцелимо немощный.
? 78. Согласны ли Вы с мнением «девочки», что «Это действительно был Иисус Христос»? Какова, по Вашему мнению, позиция автора? Обоснуйте своё мнение.
Я согласна с мнением «девочки» из рассказа Е.В. Ройзмана «Встреча». Спасённый ей и матерью мужчина и есть Христос. Пред ней предстал образ мученика: волосы со спекшейся кровью, изнеможённый, еле стоящий на ногах, запахнутый в белое мужчина, лоб в крови, руки проткнуты насквозь штыком, будто гвоздями. Иисус Христос как образ, символ искупительной жертвы за грехи людей. Искупление кровью и болью. Однако Христос это не столько образ, сколько сам человек. В стихотворении в прозе «Христос» Иван Сергеевич Тургенев открывает простую истину – у Христа самое обычное неприметное человеческое лицо: «И опять увидел то же лицо, похожее на все человеческие лица, те же обычные, хоть и незнакомые черты». Человек узнает его не столько по внешним признакам, сколько по ощущениям и чувствам, испытываемых при его появлении. Внимание к внутреннему, а не к внешнему. Христос не только сын Божий, но и сын обычной женщины, он несёт в себе не только Божественное, но и человеческое начало. Каждый реализует такое представление об облике и сущности Христа, которое «живет» в его подсознании.
|
Мнение автора основано на внешних признаках несчастного мужчины: «Ну да, конечно, изможденный человек, лоб в крови, руки пробиты, запахнутый в белое… Вы же тогда маленькая были, просто такое впечатление…» Он не понимает, что девочка и правда почувствовала в нём Христа. Она отвечает ему: «Вы не поняли. Это действительно был Иисус Христос».
Женщины проявили сострадание к несчастному, значит, они проявили сострадание к Христу. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»[1],- говорит в Священном Писании Иисус Христос.
? 79. Прочитайте наизусть и прокомментируйте стихотворение С.А. Есенина «Шёл Господь пытать людей в любови…». Как этический контекст рассказа Ройзмана соотнести со стихотворением?
С.А. Есенин, «Шёл Господь пытать людей в любови…»
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
|
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».[2]
1914 г.
Господь принял облик нищего и вышел на полянку, чтобы испытать людей любовью. Там он увидел нищего, худого, беззубого старика, который пытался прожевать черствую пышку. Господь дал человеческой природе победить божественную. Скрывая скорбь и муку, он подошёл к убогому старику, думая, что этот несчастный не пожалеет его. Но совершенно неожиданно старик протянул ему плюшку, видимо, посчитав, что пришедший выглядит более несчастным и нуждающимся, чем он сам. И потому не пожалел для него последнего. Господь ошибся, любовь в людях осталась. Любовь свойственна человеку[3].
Как и в рассказе Е.В. Ройзмана «Встреча», в стихотворении С.А. Есенина «Шёл Господь пытать людей в любови…» божественное предстаёт в человеческом образе, Христос выступает в роли странника. Он принимает облик обычного человека, и внешне в нём нет ничего божественного, только человеческое. Но внутреннее содержание остаётся божественным. Он как и все, ничем не отличается от людей. И снова возвращаемся к мысли о том, что у Христа самое обычное неприметное человеческое лицо. Важны те чувства, которые этот образ пробуждает в человеке, а не внешние признаки образа.
? 80. Чем «сочувствие» отличается от «сострадания» и «милосердия»?
Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других, сочувствие чужому горю.[4]
Сочувствовать - кому, чему, чувствовать согласно, сообща, заодно; понимать, мыслить одинаково; склоняться к кому по чувству, приязни, любви; сострадать.[5]
Но всё же сочувствовать можно и не сострадая. Сочувствие, в отличие от сострадания, не деятельно. Можно сочувствовать и ничего не делать для человека.[6]
Жалость и милосердие лингвистически близки, но нравственное богословие подчеркивает их различие. Милосердие – это не жалость. Жалея человека, мы не соглашаемся с замыслом божьим, направленным на врачевание души страданиями, жалость сопровождается слезами. Милосердие – это не чувство, а состояние души, выражается деяниями, а не чувством.
Сострадание передаёт два понятия: сопереживание страдающему или разделение с ним скорби, соучаствуя в страданиях – страдать вместе.
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»[7],- говорит Иисус Христос. Милосердие – это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающимся. При подлинном милосердии человек отдаёт своё другому и радуется.[8]
Сочувствие – пребывать в чувственном сопереживании, но ничего не делать для человека.
Сострадание – это сопереживание и соучастие, помощь человеку.
Милосердие – это не чувство, а состояние души: искреннее, постоянное желание помочь.
? 81.Как понимала помощь обездоленным и милостыню Мать Мария (Скобцова)?
«Недостаточно давать, надо иметь сердце, которое даёт. Для того, чтобы давать, мы должны иметь достаточно глубокое сострадание, чтобы нам прощали наши подаяния. Так как если мы даём по долгу, если милосердны только наши действия, то принимающие наши подаяния одновременно получают также унижения, оскорбления, боль». В связи с этим она выписала цитату из Святого Исаака Силина: «Если милостив не бывает выше своей правды, то он не милостив». Он не только сам даёт правду, но и от других терпит неправду и милует их.[9]
Милостыня должна быть искренней, а не по чувству долга. Если считаешь себя обязанным помогать, значит, ставишь себя выше тех, кому помогаешь. Все люди по природе равны и не стоит ставить кого-то выше, а кого-то ниже, поэтому помощь обездоленным должна идти из сердца. Милосердие – не разменная монета: я тебе, а ты мне. Милосердие – это состояние души, а не приходящее и уходящее чувство. Помогать, потому что иначе и быть не может – нельзя оставить человека в беде, пройти мимо нуждающегося.
? 82.Что Вы думаете о милостыни и милосердии в наше время?
Термин «милосердие», «милость» означает состояние души человека, при котором человек испытывает сострадание, умиление, заботу, доброе расположение к человеку, желание помочь, а также всепрощение, приязнь, радость и любовь к человеку. Однако в современном мире это понятие исказилось, да и иногда «нуждающиеся» им злоупотребляют. Часто попадаются просящие, которые не находятся в тяжёлой жизненной ситуации, а лишь ищут лёгкий способ получить деньги, поэтому милостыня не самый лучший способ помочь человеку. Такая помощь может стать губительной. Существует множество организаций, специализирующихся на помощи нуждающимся. Если бездомный человек без сознания, вызовите скорую, не акцентируя внимания на том факте, что он бездумный. Если бездомный просит денег, лучше не давать денег, так как многие бездомные пьют – улыбнитесь и предложите купить продуктов. Если нуждающийся человек просит деньги на билет домой, можно отправить его в службу Милосердия по адресу улица Николоямская, 55.
Милосердие необходимо и в современном мире. Однако скоростной ритм жизни заставляет современного человека всё больше концентрироваться на себе и своих проблемах, не замечая окружающих. В XXI веке больше милосердия ценится эгоизм. И это совсем не хорошо.
? 83. Перескажите рассказ Анны Петровны Зонтаг, урождённой Юшковой (1786-1864), племянницы Василия Андреевича Жуковского. Дайте этическую оценку персонажам этой истории (с точки зрения христианской и с точки зрения светской этики).
Один профессор прогуливался с толпою студентов по улицам Дерпта и увидел на улице молодого человека в шинели, он сидел на земле и просил милостыню. Профессора разгневал этот факт: молодой парень бездельничает и просит подаяний. Он отчитал паренька и дал ему наставление найти работу. Но нищий промолчал, лишь спрятал руку. Гуляя позже один, Жуковский снова встретил этого нищего: он протянул ему монету и спросил, почему тот не найдёт себе дела для заработка. Молодой человек залился слезами, развернул шинель и показал ноги, покрытые ужасными ранами. Несчастный поведал свою историю: он работал у одного господина переводчиком, так как знал немецкий и русский. Во время путешествия, он обморозил ноги. Господин его, как только оказался в краю, где все говорят по-немецки, рассчитал его и попрощался.
Молодой человек, ожидая, что ноги его заживут, жил на квартире. Но раны становились лишь хуже, деньги заканчивались. И вот наконец он решился выйти на костылях на лицу и попросить милостыню.
Жуковский был растроган этим рассказом, достал пятирублевую ассигнацию (тогда счет был на серебро) и подал ее больному, который был удивлен такою щедростью. Но Жуковский не был доволен собою. Он жил у Мойера и ничего не платил, к тому же ждал деньги за свои сочинения. Ему подумалось, что больному эти деньги нужнее, ему ведь нужно вылечить свои ноги: он вернулся и отдал ему все деньги, что были в его кошельке. Больно было кинулся в ноги, но Жуковский стремительно ушёл.
Таких случаев в жизни Жуковского было много, но о большей части из них знает один только Бог и знала его прекрасная душа только в минуту благодеяния: он скоро забывал совершенно о сделанном им добром деле.
Мимо самого того же места, где сидел больной, ехала карета; в этой карете сидел профессор Мойер, доктор медицины и хирургии и начальник университетской клиники. Когда карета проезжала мимо, больной начал кричать изо всех сил. Он сразу же показал деньги и сказал, что не нищий, попросил вылечить его ноги. Мойер отказался от денег и взялся лечить его бесплатного. Больной был вылечен. И лишь по воли случая друзья узнали о делах друг друга.[10]
И ни Мойер, ни Жуковский не знали о добрых делах друг друга, они не хвастались этим, не рассказывали никому о том, что делали. Они делали добрые дела для людей, потому что могли им помочь. А не потому что чувствовали себя обязанными. Их сердца были полны сострадания и милосердия, никогда не оставались равнодушны к нуждающимся. С точки зрения христианской этики, их сердца милосердны. Ведь делами своими не искали они выгоды для себя, а делали то, что могли сделать для других. И выше, лучше себя кого-либо не мнили, не купались в восторге и благодарности. Добрые дела их были известных лишь Богу.
И с точки зрения светской этики их поступки благородны.
? 84. Перескажите эпизод с Т.Г. Шевченко из книги С.Д. Довлатова «Марш одиноких».
Рассказ Тараса Шевченко, записанный в его дневнике. Рассказ такой:
«Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут. С того дня, — заканчивает Шевченко, — я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости».[11]
В зимний день шёл автор по набережной, навстречу ему босяк, стал просить деньги. Не испытав сострадания, поленился автор достать немного денег для несчастного, да дальше пошёл. Чуть отошёл – слышит плеск воды, побежал обратно. Вокруг шум, люди кричат, пристава зовут. Утопился нищий в проруби. С тех пор автор решил всегда подавать милостыню нуждающимся, чтобы была надежда у несчастных и знали люди, что человеческая жестокость не безгранична.
Отказав нуждающемуся человеку, автор лишил его надежды. Отчаяние и безнадежность подтолкнули нищего к самоубийству, он более не видел иного способа решить свою проблему, ждать помощи было не откуда.
Автор получил урок: необходимо быть милосердным, ведь именно ты можешь быть последней искрой надежды для нуждающегося.
[1] Священное Писание, Евангелие от Матфея, 25 глава, 40 стих.
[2] Сергей Есенин в стихах и жизни. Стихотворения 1910-1925. М.,1995. С. 67; 200
[3] Лекции Ю.В. Робинова
[4] Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009.
[5] Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.
[6] Лекции Ю.В. Робинова
[7] Священное Писание, Евангелие от Матфея, 25 глава, 40 стих.
[8] Лекции Ю.В. Робинова
[9] Лекции Ю.В. Робинова
[10] Зонтаг А.П. Из писем к А.М. Павловой // В.А. Жуковский в воспоминаниях современников. – М., Наука, 1999. С. 109-111, 566.
[11] Довлатов С.Д. Марш одиноких. С. 20—21.