Биоэтика (принцип “уважения прав и достоинства человека” )




Модель Гиппократа (“не навреди”)

Принципы врачевания, заложенные Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у

истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой “Клятве”, Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. “Клятва” не потеряла своей актуальности и сейчас, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.

Модель Парацельса (“делай добро”)

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Деонтологическая модель (принцип “соблюдения долга”)

В основе данной модели лежит принцип “соблюдения долга” (deontos по-гречески означает “должное”). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения.

Биоэтика (принцип “уважения прав и достоинства человека”)

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом. Наиважнейшая проблема современной медицинской этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить.

К личности врача ветеринарной медицины во все времена, тем более в условиях рыночной экономики, предъявлялись и предъявляются особые этические требования, помимо тех, которыми руководствуется общество в целом. Врачебные профессии базируются на особом нравственном фундаменте, где долг, честь, совесть и другие этические категории являются ведущим мотивом повседневной деятельности, и только они являются главным контролером добросовестности врача или ветфельдшера. За многие века с момента появления клятвы Гиппократа мецицина выработала свой деонтологический кодекс, регламентирующий моральное обоснование действий и поступков врача, вводя их в русло профессиональной этики. Мораль включает в себя исторически обусловленные взгляды и представления людей о должном, которые воплощаются в форме нравственных идеалов. Она содержит в себе систему нравственных оценок, выступающих своеобразным измерителем степени соответствия поступков людей нормам и требованиям, существующим в обществе на данном конкретном историческом этапе его развития. Социальные поступки людей рассматриваются в морали как добро или зло, справедливость или несправедливость.

Мораль является одной из самых древних форм общественного сознания. Она возникла на заре человеческого общества, когда люди перешли от инстинктивных форм поведения к сознательной, целесообразной коллективной деятельности.

Ответственность ветеринарного врача перед пациентами, коллегами, окружающими.

На территории Российской Федерации для всех практикующих ветеринарных врачей действует Этический кодекс ветеринарного врача. Кодекс закрепляет общие положения профессиональной деятельности ветеринарного врача; отношения ветеринарного врача к животным, взаимоотношения с коллегами, ограничения в ветеринарной практике, а так же и ответственность за несоблюдение его норм. Рекомендован на XIII Московском Международном Ветеринарном Конгрессе Ассоциации практикующих ветеринарных врачей России.

Нравственная составляющая социального поведения, обусловлена степенью моральности личности, которая отражает систему ценностей и духовной направленности человека. Основными составляющими формирования нравственного поведения являются моральные убеждения личности, мотивы, волевой настрой, уровень ее культурного и духовного развития. Таким образом, моральная составляющая поведения определяет, в определенной мере, направление жизни личности и воплощает понимание о «добре» и «зле», «справедливости» и «счастье», что отражаются сквозь систему поступков в обыденных жизненных ситуациях.

Социальные поступки предполагают с одной стороны свободу собственного выбора, а с другой – они сдержаны рамками принятых в обществе стереотипизированых правил и норм. Эти действия всегда предполагает решение проблемы выбора между целями и требованиями, личными стремлениями, самого общества.

Человек в течение своей жизни переживает этапы становления и улучшения. С детства она усваивает определенные моральные принципы и устои. Однако ее нрав может варьироваться в зависимости от определенных обстоятельств в течение жизни. В некой степени это зависит от личных качеств человека — темперамента, характера, таланта, навыков.

Тот, кто не сумел принять моральные и этические нормы и правила, не поймет технику гуманного общения. Такой индивид становится агрессором, допуская ошибки, направляет свое раздражение на других, может легко унизить, опускаясь до грубостей и может стать социально — опасным для окружающих.

Конечно, формирование критериев социального поведения человека на основе морали происходят в определенной среде существования индивида, напрямую зависят от образа ее жизни, но при этом большое количество норм и правил актуальной морали имеют разносторонний, общечеловеческий характер, распространяются на все слои, классы и социальные группы в обществе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: