Обзор литературы по данной теме.




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Афганская война глазами современного школьника

 

Автор – Виталий Лимонов; Евгений Епифанов, обучающиеся 9 «А» класса

средней школы № 2 г. Углича

 

Руководитель проекта

Пирова Дарья Евгеньевна

 

 

Углич

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3-4;

Глава 1…………………………………………………………………….. 5-7;

1.1. Обзор литературы по выбранной теме…………………………… 5;

1.2. Ход, этапы войны………………………………………………….. 6-7;

Глава 2…………………………………………………………………….. 8-11;

2.1. Беседа с подполковником юстиции в отставке, Ветераном органов внутренних дел, участник Афганской войны Матвеевым Валерием Леонидовичем……………………………………………………………. 8-9;

2.2. Анализ анкеты «Афганская война. Знаю, не знаю» среди учащихся 9 «А» класса МОУ СОШ №2…………………………………………………… 10-11;

Выводы……………………………………………………………………. 12;

Список литературы………………………………………………………. 13;

Приложение №1, 2………………………………………………………..14-15.

Введение

 

«Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой…»

В.С. Высоцкий

 

Война — этоборьба, конфликтмеждугосударствами, народами, различнымисоциальнымиклассами, которыеведутсясприменениемразличного оружия. Так написано в учебнике, но если не вдумываться в каждое слово данного понятия, то оно превращается в набор звуков, который доносится до нашего слуха и, как легкий весенний ветерок, мчится куда-то в даль, кто его знает тронет ли оно вновь наш слух… Однако для тех, кто хотябы один раз побывал в зоне боевых действий, хотябы один раз услышал, хотябы из далека звук разорвавшейся мины, искореженные остовы бронемашин и человечески тел, у того при одном, даже тихом произношении - «ВОЙНА», начинают пульсировать вены, а разум мгновенно возвращает сознание в ту враждебную, полную страха и отчаянья, нереально правдоподобную обстановку, и заставляет чаще дышать и гнать от себя охвативший вдруг ужас.

Такое впечатление, что несмотря на весь панический ужас данного явления, человек с какой-то необъяснимой периодичностью намеренно встает на путь военного разрешения конфликта, еще раз убеждаясь в том, что только «любовь спасет мир…».

1941-1945 года – Великой Отечественной война. Унесла около 27 млн наших соотечественников, из них 8 668 400 человек составили потери армии, флота, пограничных и внутренних войск. Две трети людских потерь приходятся на мирное население.

8 августа - 15 августа1945 года - Советско-японская война. Безвозвратные потери Советской армии составили 12 тыс. человек.

25 сентября 1949 года - участие СССР в конфликтах времен холодной войны.Информационное агентство ТАСС известило мир о взрыве первой советской атомной бомбы. Это событие положило конец монополии США на ядерное оружие. Страх перед уничтожением друг друга в ядерном конфликте удержал оба государства от возможного прямого столкновения..

Военные конфликты продолжали занимать существенное место в великом противостоянии двух систем. Классическими примерами подобного противостояния стали войны во Вьетнаме и Афганистане. Как правило, участие Советского Союза в конфликтах подобного рода ограничивалось посылкой военных советников и специалистов, а также поставками оружия.

Граждане нашей страны только стали привыкать жить без войны, без похоронных писем, как вдруг на пороге появились новые языки всепожирающего пламени войны, хоть и не на нашей территории, но вновь наша война.

 

Проблема Афганской войны до сих пор остается одной из наиболее острых во всем мире.

Изучая историю России по школьной программе, Тема Афганской войны практически не затрагивалась. Почему? Непонятно. Поэтому, читая книги и смотря передачи по телевизору про Афганистан, мы очень хотели узнать все причины возникновения этой войны и какие последствия она имела в 80-е годы и имеет ли в наше время, а так же поделиться полученной информацией с одноклассниками.

Актуальность - современные дети не интересуются историей своего государства, а именно его Героями.

Цель работы: выяснить уровень знаний у учащихся 9 «а» класса МОУ СОШ №2 о знаний о Афганской войне.

Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:

· Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

· Проанализировать беседу с ветераном Матвеевым

· Провести тестирование уровня знаний учащихся МОУ СОШ №2, а именно 9 «А» класса по теме «Афганская война» в начале исследования и в конце.

 

Глава 1.

Обзор литературы по данной теме.

В 60-х гг. XX в. Афганистан оставался королевством. Страна находилась на очень низком уровне развития с господством полуфеодальных отношений. В это время в Афганистане при поддержке Советского союза возникает коммунистическая партия и начинает борьбу за власть. В 1973 г. происходит государственный переворот, в результате которого власть короля была свергнута. В 1978 г. происходит очередной переворот, во время которого побеждают сторонники социалистического пути развития с опорой на поддержку Советского союза. В страну направляется большое количество советских специалистов. Власть не пользуется доверием мусульманского общества. Члены Демократической Народной Партии Афганистана составляют незначительный процент населения и занимают преимущественно государственные должности. В результате весной 1979 г. начинается всеобщее восстание против коммунистического режима. Успешное наступление повстанцев приводит к тому, что в руках власти остаются только крупные городские центры. Премьер-министром становится Х. Амин, который начинает жестко подавлять восстание. Однако, эти меры уже не приносят результата. Само имя Амина вызывает ненависть в населении. Советское руководство озабочено ситуацией в Афганистане. Падение коммунистического режима может привести к нарастанию сепаратистских настроений в азиатских республиках. Правительство СССР неоднократно обращается к Амину с предложениями военной помощи и советует пойти на смягчение режима. В качестве одной из мер Амину предлагают передать власть бывшему вице-президенту Б. Кармалю. Однако, публично просить помощь Амин отказывается. СССР пока ограничивается участием военных специалистов. В сентябре Амин захватывает президентский дворец и начинает проводить еще более жесткую политику по физическому уничтожению недовольных. Последней каплей становится убийство советского посла, прибывшего к Амину для переговоров. СССР решается на ввод вооруженных сил.

СССР ввел советские войска в Афганистан в апреле 1979 года.

 

Ход, этапы войны.

В конце декабря 1979 г в результате советской спецоперации был захвачен президентский дворец и убит Амин. Вслед за переворотом в Кабуле в Афганистан начинают вводиться советские войска. Советское руководство заявляет о вводе ограниченного контингента с целью охраны новой власти во главе с Б. Кармалем. Его действия были направлены на смягчение политики: широкая амнистия, положительные реформы. Однако, фанатично настроенные мусульмане не могут смириться с нахождением на территории государства советских войск. Кармаля считают марионеткой в руках Кремля. Повстанцы активизируют свои действия теперь уже против советской армии.

Как рассказывал Валерий Леонидович, который был призван в армию СССР в инженерные войска, служивший на западной Украине с Мая 1979-январь 1980 года. Его части объявили, чтобы они готовились к отправке, но не сказали, куда среди солдат шёл слух о том, что их отправят в Афганистан. По словам Валерия Леонидовича многие не имели представлений о такой стране как Афганистан. В феврале 1980 его часть прибыла в Афганистан. В части, в которой служил Валерий Леонидович была размещена не далеко от Кабула лагерь был укреплён, был доступен почти весь транспорт для инженерных войск, того времени солдаты были всем оснащены, и даже имелись развлечения такие как просмотр кино. Валерий Леонидович был водителем оператор дорожного миноискателя. Также перевозил людей и снаряжение из СССР. По маршруту всегда перемещались днём, а ночью останавливались на постах. Валерию Леонидовичу повезло, он напрямую не участвовал военных действий, но на его часть был совершён миномётный обстрел, где чуть не попали по складу с вооружением. Валерий Леонидович потерял нескольких знакомых сослуживцев.

Действия советских вооруженных сил в Афганистане можно условно разделить на два этапа: до и после 1985 г. В течение года войска занимают крупнейшие центры, создаются укрепленные районы, происходит общая оценка и выработка тактики. Затем проводятся крупные военные операции совместно с афганскими вооруженными силами.

В партизанской войне практически невозможно одержать победу над повстанцами. Россия много раз подтверждала этот закон, но впервые испытала его действие на себе, как на захватчике. Афганцы, несмотря на большие потери и нехватку современного вооружения, оказывали яростное сопротивление. Война приняла священный характер борьбы с неверными. Помощь правительственной армии была незначительна. Советские войска контролировали только основные центры, составлявшие небольшую территорию. Крупномасштабные операции не приносили значительных успехов. Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

Этапы

1‑й этап: декабрь 1979 г. ‑ февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2‑й этап: март 1980 г. ‑ апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3‑й этап: май 1985 г. ‑ декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из‑за рубежа. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

4‑й этап: январь 1987 г. ‑ февраль 1989 г. Участие советских войск, в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Глава 2

Беседа с подполковником юстиции в отставке, Ветераном органов внутренних дел, участник Афганской войны, в настоящее время заместитель директора ЧОП «Чайка» Матвеевым Валерием Леонидовичем.

С ним нас познакомил наш наставник Ветеран органов внутренних дел майор полиции в отставке Руденко Антон Александрович. Валерий Леонидович пригласил нас к себе на работу в частное охранное предприятие «Чайка».

Свой рассказ он начал со слов, что об Афганистане слышал только на уроках географии, знал что Афганистан находится в центральной Азии, он бы не подумал, что окажется там в боевых действиях.

Служил Матвеев в Львовской области, Западной Украине с мая 1979 года до начала 1980 года. В январе 1980 года призвали в инженерные войска, был водителем автомашины Урал, перевозил солдат. Первый месяц был курс молодого бойца к нам прикрепили сержанта, который с нами занимался. Было знакомство с частью, так же боевая подготовка. Мыли сами посуду, было полное самообслуживание. В казарме прожил месяц, остальное время были на учениях.

В январе 1980 года отправляют нас на полигон «учебный центр инженерных войск», который находится на границе с Польшей. На полигоне мы были несколько дней, жили в палатках. Зима была холодная, мы постоянно просили, чтобы нам привезли валенки. И в вот в один из дней приезжает машина, мы все думали, что нам привезли валенки, но водитель нам говорит: «Собирайтесь поедите в теплые края, думали шутка». Приехали в часть, нам говорят, мол, собирайтесь вы поедите в Афганистан. Поехали мы одной ротой, для выполнения правительственного задания. Погрузили технику на железнодорожные платформы. Два вагона были для солдат и несколько открытых платформ. Ехали дней девять. Писали письма домой по дороге.

Прибыли в город Термез. Но по-прежнему так ничего не сказали, куда и зачем мы едим, единственное сказали, что готовимся к многокилометровому маршу на своей технике. Завтра утром выдвигаемся к новому месту службе. Куда опять не говорят. Старшина взял несколько человек для набивки магазинов патронами, не все это делали. Утром нам раздали оружие и сказали, что выдвигаемся в Афганистан своим ходом. Расстояние было пример 600 километров. У кого своя техника, тот на ней, пешие солдаты ехали в кузове под тентом. Прибыли мы на место, наши войска назывались инженерно-дорожный батальон, наша задача обеспечение путей для войск. У нас была разнообразная техника: краны, экскаваторы, автомобили Уралы, тягачи, траншейные машины, котлованные машины.

За два дня проехали 600 километров, была всего одна остановка. Второй день через перевал и по туннелям, прибыли на Чарикарскую долину. Проехали через город и еще 5 километров за городом. Длина долины 30-40 километров. На улице февраль, в горах снег лежит, но днем уже тепло.

Миновали Чарикар, проехали почти до Кабула, затем свернули на право поближе к лесу. Тут нам сказали обживаться, разворачивать палатки. Деревьев мало, а по ночам было еще холодно, надо было отапливать, поэтому за дровами ездили в город, дрова продаются на вес. Должность теперь у меня была водитель оператор дорожного редукционного мина искателя. Задача такой машины: обнаруживать металл перед машиной, но никаких конкретных боевых задач не было. Ходили мы в своей форме, только к концу лета нам поменяли форму на южную. Отправляли несколько раз на задание. На машине ЗИЛ обеспечивали пути продвижения войскам, отсыпали дороги. Сам под обстрелы не попадал, часть бывало, обстреливали, с гранатометов. По дороге едешь на посту останавливали для проверки, задерживали плоть до ночевки. Едешь все дороги гильзами усыпаны. Надо стараться не наезжать на них, так как гильза могла пробить колесо. Стоял в оцеплении на посту и в этот момент нас обстреляли, но снаряд до нас не долетел. За все время моей службы с части погибли 5-6 человек. С одним парнем даже дружили. Они ехали на машине и их обстреляли. Для нас местность, конечно, была не привычная. Горы запомнились мне очень хорошо. Когда демобилизовался и приехал домой, то тут не знали, что происходило в Афганистане - это война. Писав письма домой, говорили, что проводим учения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: