Конституционное право - это отрасль российского права, закрепляющая и регулирующая основы конституционного строя государства, государственное устройство, систему государственных органов и их компетенцию, а также основы правового положения личности.
Конституционное право является основополагающей отраслью системы права России, так как содержит исходные, отправные для других отраслей права положения: например, положения о собственности - для гражданского права; о праве на труд и свободе труда - для трудового права; о праве обвиняемого на защиту - для уголовного права и т.д.
Конституционное право закрепляет и регулирует три основные группы общественных отношений: основы конституционного строя; устройство государства и государственной власти; конституционный статус личности (основные права и свободы человека и гражданина, а также институт гражданства).
От других отраслей права (административного, трудового, семейного и др.) конституционное право отличается по предмету и методу правового регулирования.
Предмет конституционного права - совокупность наиболее важных общественных отношений, закрепляющих основы общественного и государственного строя (конституционного строя) и основы правового статуса личности.
Конституционное право характеризуется двойственным подходом к регулированию общественных отношений: для некоторых из них (например, собственность, труд) - установление основ (детально такие отношения регулируются иными отраслями права), для других отношений (полномочия главы государства, законодательный процесс и т.д.) - детальное регулирование.
Система конституционного права. Конституционное право - целостная система правовых норм и институтов. Нормы конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой - имеют свои особенности (по своей роли они носят преимущественно учреждающий характер, а по юридической силе обладают приоритетом перед другими нормами права).
|
На основе объективно существующих взаимосвязей нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты, закрепляющие и регулирующие однородные общественные отношения (институт президентства; институт гражданства; институт избирательного права и т.д.).
Источники конституционного права. Источники конституционного права - это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.
К источникам конституционного права относятся:
1. Конституция Российской Федерации. Конституция является основным источником конституционного права России. На ее основе разрабатываются и принимаются другие правовые акты. Конституция Российской Федерации обладает такими признаками, как: верховенство; высшая юридическая сила; жесткий порядок изменения; стабильность; динамичность; особая охрана; легитимность; итоговый и перспективный характер.
2. Законодательные акты Российской Федерации (федеральные конституционные законы и федеральные законы).
3. Конституции, уставы и законодательные акты субъектов Федерации.
4. Нормативные указы Президента Российской Федерации.
5. Постановления Правительства Российской Федерации.
6. Нормативные правовые акты глав администраций и правительств субъектов Федерации.
|
7. Постановления Конституционного суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Федерации.
8. Декларации (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).
9. Внутригосударственные конституционные договоры (например, Федеративный договор 1992 г. между Российской Федерацией и ее субъектами).
10. Регламенты и другие правовые акты парламента (например, постановления Государственной думы Российской Федерации об амнистии).
11. Международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
2. Основы конституционного строя Российской Федерации
и субъектов Федерации
Основы конституционного строя государства закреплены в главе 1 Конституции Российской Федерации.
Конституционный строй - это закрепленная в Конституции и реализованная в общественной практике система социальных институтов и общественных отношений, которая основана на принципах, определяющих отношения между человеком, государством и обществом.
К числу данных принципов прежде всего относятся: государственный суверенитет; приоритет прав и свобод человека; демократизм; республиканская форма правления; федерализм; принцип разделения властей; правовое государство; социальное государство; светское государство; идеологическое и политическое многообразие; единый и равный характер российского гражданства; свобода экономической деятельности; местное самоуправление.
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти Российской Федерации и федерального законодательства на всей территории России, самостоятельность и независимость Российской Федерации в проведении внутренней и внешней политики.
|
Приоритет прав и свобод человека. Конституция признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы имеют непосредственное действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Демократизм предполагает народовластие. Многонациональный российский народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти, который может осуществлять ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Республиканская форма правления. По форме правления Россия является республикой. Российской Федерации свойственны черты как президентской, так и парламентской республики.
Федерализм. Россия является федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Федерализм базируется на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов, равноправии субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Принцип разделения властей. В Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В законодательстве установлены возможности их взаимного влияния и ограничения друг друга (принцип «сдержек и противовесов»).
Правовое государство. Правовой характер государства означает такую организацию государственной власти, при которой обеспечивается верховенство Конституции, соблюдаются права и свободы человека и гражданина, установлена взаимная ответственность между человеком и государством, государство связано правом для предотвращения злоупотреблений, право превалирует над принципом политической целесообразности.
Социальное государство. Политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
Светское государство. Признание России светским государством означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону, а те, в свою очередь, не вправе оказывать влияние на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Идеологическое и политическое многообразие. В России признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.
Единый и равный характер российского гражданства. Единство означает приоритет федерального, общероссийского гражданства над гражданством республик в составе Российской Федерации. Утрата российского гражданства влечет автоматически утрату гражданства республики в составе России. Наличие у лица гражданства республики в составе Федерации не дает каких-либо преимуществ или привилегий данному лицу.
Свобода экономической деятельности. В России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Все формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные) признаются и защищаются равным образом.
Местное самоуправление. Местное самоуправление в России - это признаваемая и гарантируемая Конституцией самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Согласно Конституции Российской Федерации народовластие определяется в качестве одной из основ конституционного строя. Являясь единственным источником власти в России, многонациональный народ может осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим различают две формы народовластия: непосредственную демократию и представительную демократию.
Непосредственная демократия - это непосредственное осуществление власти самим народом. Согласно Конституции высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Референдумом называется прямое голосование граждан Российской Федерации, проживающих на определенной территории, для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни (например, принятие законов или голосование по действующим законам).
В Российской Федерации могут проводиться три вида референдумов:
референдум Российской Федерации (на всей территории России);
региональный референдум (на территории одного субъекта Российской Федерации);
местный референдум (на территории муниципального образования - городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, на внутригородской территории города федерального значения - части территории г. Москва или г. Санкт-Петербург).
Референдумы проводятся на основе следующих принципов.
Всеобщее волеизъявление граждан Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Для отдельных видов референдумов могут устанавливаться дополнительные требования. Например, в местном референдуме в случаях, предусмотренных федеральным законом и международным договором, могут участвовать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования.
Равное голосование. Все участники референдума обладают равными правами. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
Прямое голосование. Участники референдума непосредственно голосуют за вынесенный на референдум вопрос или против него.
Тайное голосование. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением участника референдума.
Свободное и добровольное участие. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
На референдум Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы: об изменении статуса субъекта Российской Федерации; о досрочном прекращении, продлении срока полномочий или проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации; об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и некоторые иные вопросы. Для других видов референдумов могут устанавливаться и иные ограничения.
Референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.
Референдум Российской Федерации также не проводится в последний год исполнения полномочий Президентом Российской Федерации, Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Данное положение не действует в случае вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, а также проекта нормативного правового акта или вопроса, обязательность вынесения на референдум которых предусмотрена международным договором Российской Федерации.
Проведение повторного референдума Российской Федерации, то есть референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования его результатов.
Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.
Другой формой непосредственной демократии являются свободные выборы.
Выборы — это непосредственное участие граждан в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления с помощью голосования.
Выборы - это гражданский долг, но не юридическая обязанность; юридическая ответственность за неучастие в выборах не предусмотрена законодательством Российского государства.
Выборы в Российской Федерации проводятся на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне граждане России выбирают Президента России и депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. На региональном уровне избираются депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в предусмотренных законодательством случаях - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. На местном (муниципальном) уровне избираются депутаты в представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица органов местного самоуправления в предусмотренных уставами муниципальных образований случаях.
Порядок организации и проведения выборов регулируется избирательным правом.
Избирательные права являются конституционными правами граждан Российской Федерации. Они включают: активное избирательное право - право избирать; пассивное избирательное право - право быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Граждане участвуют в выборах на принципах всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, свободного и добровольного участия в выборах.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законодательством возраста быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Например, депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации может быть гражданин России, достигший возраста 21 года, а Президентом Российской Федерации - 35 лет. Гражданин России обладает активным и пассивным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Ограничением пассивного избирательного права для гражданина Российской Федерации является вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, наличие гражданства иностранного государства и некоторые другие.
Иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации, но только при наличии соответствующего международного договора Российской Федерации, а также если иностранные граждане постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования.
В понятие «основы правового статуса человека и гражданина» включают следующие элементы: общие принципы правового статуса личности; правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданством; основные права, свободы и обязанности граждан, а также гарантии их реализации.
Правовое понимание термина «личность» отличается от философского и означает любого человека, независимо от наличия у него российского гражданства, его возраста, пола, расы и социального положения.
Между понятиями «человек» и «гражданин» в юридическом смысле можно провести различие. Оно состоит в том, что первое обозначает любого человека, вне зависимости от того, обладает ли он гражданством конкретной страны. Когда гражданство человека имеет определенное значение, например для определения его прав и обязанностей в Российской Федерации, используются словосочетания «гражданин Российской Федерации», «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства».
Положения, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, содержатся в Конституции Российской Федерации, а также в международных договорах Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет следующие принципы правового положения человека и гражданина, а также наиболее значимые права, свободы и обязанности граждан.
Неотчуждаемость основных прав и свобод человека. Этот принцип означает, что государство не может произвольно изъять какое-либо конституционное право или безосновательно ограничить его реализацию.
Права и свободы человека и гражданина в нашей стране могут быть ограничены государством лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, например, при введении чрезвычайного, военного положения, в целях борьбы с терроризмом и другими преступлениями, ограничения распространения опасных заболеваний.
Гарантированность прав и свобод. В Конституции Российской Федерации выделяется роль государства как главного гаранта защиты прав и свобод человека и гражданина. Различают политические, юридические, социально-экономические и другие гарантии реализации прав и свобод.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот принцип содержит требование к личности при осуществлении своих прав и свобод учитывать интересы других членов общества; запрещается злоупотребление своими правами.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, в частности, что все лица, находящиеся на территории России, вправе ссылаться на права и свободы, зафиксированные в тексте Конституции, даже в случае отсутствия конкретизирующих их других нормативных правовых актов.
Принцип равноправия заключается в обеспечении равенства всех лиц перед законом и судом вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Принцип взаимосвязи основных прав, свобод и обязанностей. Под правами и свободами понимаются чаще всего какие-либо блага (право) или виды допустимого, возможного правомерного поведения (свобода) человека. Обязанность - это предписанное требуемое правомерное поведение. Согласованность, взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей обусловлены самим характером общественных отношений, в которых они проявляются.
Наибольшим объемом прав и свобод в сравнении с иными субъектами права обладают граждане России.
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Отношения российского гражданства регулируются правовыми нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов российского гражданства», иных нормативных правовых актов.
В законодательстве о гражданстве выделяются наиболее общие принципы российского гражданства.
Правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Гражданство Российской Федерации единое. Оно является федеральным, единым для граждан, проживающих в любом из субъектов нашего государства. Единое гражданство в федеративном государстве способствует укреплению его суверенитета и государственной целостности.
Гражданство Российской Федерации независимо от оснований его приобретения равное. Не имеет значения по своим правовым последствиям, стало ли лицо гражданином в порядке рождения, приема в гражданство или по другим основаниям.
Устойчивость гражданства. Постоянное проживание гражданина Российской Федерации за пределами нашего государства не прекращает его гражданства. Также не влечет автоматического изменения гражданства Российской Федерации приобретение иного гражданства, заключение или расторжение брака и другие обстоятельства.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. В советский период истории в нашей стране законодательно была предусмотрена возможность лишения гражданства за антигосударственную деятельность. В настоящее время государство не может в одностороннем порядке разорвать правовую связь с гражданином.
Граждане Российской Федерации могут иметь гражданство другого государства (двойное гражданство). Гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается нашим государством только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства России. Такой гражданин не может уклоняться от обязанностей или ответственности, предусмотренных для граждан России.
Принцип защиты и покровительства граждан России со стороны государства. Этот принцип означает: гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (в случае совершения гражданином России правонарушения за границей он будет привлекаться к ответственности по российским законам на территории Российской Федерации); Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (оказание помощи в эвакуации из районов стихийных бедствий и военных конфликтов в других странах и осуществление иных мер политического, экономического и военного характера).
Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на ее территории. Однако законодательство требует соблюдения определенных условий для желающих принять российское гражданство (например, проживание в течение 5 лет в России, наличие законного источника средств к существованию и др.). В ряде случаев в приеме в гражданство России может быть отказано (например, если лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности государства).
Наличие данных принципов российского гражданства позволяет оценить данный институт как вполне соответствующий демократическому характеру Российского государства.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет следующие основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации:
по рождению;
в результате приема в гражданство Российской Федерации:
а) в общем порядке;
б) в упрощенном порядке (например, такой порядок распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР, проживающих на территории Российской Федерации);
в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации. В зависимости от сферы реализации их условно можно разделить на группы: личные, политические, социально-экономические и культурные.
Личные права и свободы. Эти субъективные права и свободы направлены на обеспечение важнейших индивидуальных потребностей человека и реализуются им самостоятельно. Личные права называют также гражданскими, но по действующей российской Конституции ими обладает каждый человек, вне зависимости, является он гражданином или нет.
К личным правам и свободам относятся:
Право на жизнь. Это естественное субъективное право каждого человека, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жизни.
Право на достоинство. Под достоинством понимается совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также осознание ценности этих свойств и уважение к себе. Конституция закрепляет, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства. В ней также содержится запрет на применение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу означает возможность для каждого человека совершать любые незапрещенные действия, не подвергаясь каким-либо ограничениям со стороны юридических и физических лиц. Личная неприкосновенность означает защищенность от произвольных задержаний, лишения свободы. Для ареста, заключения под стражу и содержания под стражей свыше 48 часов необходимо судебное решение.
Право на защиту информации о частной жизни человека. Проблема защиты информации, в том числе частного характера, особенно актуальна в наше время, когда существует большое количество государственных и негосударственных автоматизированных банков данных. Однако согласие лица на сбор, хранение, использование и распространение информации о нем не требуется, когда речь идет о проведении дознания, следствия, оперативно-разыскных мероприятий. В то же время органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны знакомить заинтересованных лиц с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Право на неприкосновенность жилища означает запрет проникать в него кому-либо против воли проживающих там лиц. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения проникновение в жилище допустимо и правомерно. Это возможно при наличии соответствующих оснований в рамках оперативно-разыскной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и т.д.
Право определять и указывать свою национальность означает подтверждение принципа равенства и недопустимость постановки обязательного вопроса о национальности в анкетах, личных листах по учету кадров и других учетных документах или документах, удостоверяющих личность.
Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества означает, что незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав личности в России.
Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства означает, что каждый, кто законно находится на территории Российского государства, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, но подлежит регистрации по месту пребывания или жительства.
Свобода совести и вероисповедания - это право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода мысли и слова, свобода искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Политические права и свободы. Эти права и свободы связаны с возможностью людей участвовать в управлении делами общества и государства, осуществлять государственную власть.
Именно граждане Российской Федерации обладают всей полнотой политических прав и свобод.
Конституция Российской Федерации содержит перечень следующих политических прав и свобод граждан.
Право граждан участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственно граждане могут участвовать в референдуме, а также путем реализации своего права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Право на равный доступ к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без дискриминации и без необоснованных ограничений, прямых или косвенных: расы, национальности, языка, убеждений, пола, имущественного и социального положения.
Право граждан участвовать в осуществлении правосудия. Это право предусматривает участие граждан в рассмотрении дел в судах в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
Право обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение связано с обеспечением участия граждан в реализации публичной политической власти.
Несмотря на личную заинтересованность граждан в предусмотренных обращениях, они должны быть по своей направленности публично-правовыми, то есть затрагивать вопросы эффективного решения стоящих перед обществом и государством задач. Вопросы сугубо частного характера в таких обращениях не должны ставиться.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Законом определен порядок проведения публичных мероприятий, в соответствии с которым организаторы мероприятия обязаны предварительно уведомить о нем органы государственной власти и местного самоуправления, соблюдать установленные законом требования и ограничения.
Право на объединение означает право граждан создавать различные объединения для защиты своих интересов. Общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Социально-экономические и культурные права и свободы. Эти права и свободы находят свое проявление в разнообразных сферах жизни человека и гражданина: образовании, трудовых отношениях, здоровье, отдыхе, собственности и др.
К экономическим правам и свободам относятся: право использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе на землю.
К социальным правам и свободам относятся: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на трудовые споры, включая право на забастовку (кроме отдельных категорий лиц, находящихся, к примеру, на военной службе, что установлено законодательством); право на отдых; право на государственную поддержку и защиту; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, в иных случаях; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.
К группе культурных прав и свобод относятся: право на образование; право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.