Конституция как основной закон Российской Федерации.




 

Конституционное право - это отрасль российского права, закрепляющая и регулирующая основы конститу­ционного строя государства, государственное устройство, систему государственных органов и их компетенцию, а также основы правового положения личности.

Конституционное право является основополагающей отраслью системы права России, так как содержит исход­ные, отправные для других отраслей права положения: на­пример, положения о собственности - для гражданского права; о праве на труд и свободе труда - для трудового права; о праве обвиняемого на защиту - для уголовного права и т.д.

Конституционное право закрепляет и регулирует три основные группы общественных отношений: основы конституционного строя; устройство государства и государственной власти; конституционный статус личности (основные права и свободы человека и гражданина, а также институт граж­данства).

От других отраслей права (административного, трудо­вого, семейного и др.) конституционное право отличается по предмету и методу правового регулирования.

Предмет конституционного права - совокупность наи­более важных общественных отношений, закрепляющих основы общественного и государственного строя (конститу­ционного строя) и основы правового статуса личности.

Конституционное право характеризуется двойствен­ным подходом к регулированию общественных отноше­ний: для некоторых из них (например, собственность, труд) - установление основ (детально такие отношения ре­гулируются иными отраслями права), для других отноше­ний (полномочия главы государства, законодательный процесс и т.д.) - детальное регулирование.

Система конституционного права. Конституционное право - целостная система правовых норм и институтов. Нормы конституционного права, с одной стороны, обла­дают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой - имеют свои особенности (по своей роли они носят преимущественно учреждающий характер, а по юридической силе обладают приоритетом перед другими нормами права).

На основе объективно существующих взаимосвязей нормы конституционного права объединяются в консти­туционно-правовые институты, закрепляющие и регули­рующие однородные общественные отношения (институт президентства; институт гражданства; институт избира­тельного права и т.д.).

Источники конституционного права. Источники кон­ституционного права - это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

К источникам конституционного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция является основным источником конституционного права России. На ее основе разрабатываются и принимаются дру­гие правовые акты. Конституция Российской Федерации обладает такими признаками, как: верховенство; высшая юридическая сила; жесткий порядок изменения; стабиль­ность; динамичность; особая охрана; легитимность; итого­вый и перспективный характер.

2. Законодательные акты Российской Федерации (феде­ральные конституционные законы и федеральные законы).

3. Конституции, уставы и законодательные акты субъектов Федерации.

4. Нормативные указы Президента Российской Феде­рации.

5. Постановления Правительства Российской Федера­ции.

6. Нормативные правовые акты глав администраций и правительств субъектов Федерации.

7. Постановления Конституционного суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъек­тов Федерации.

8. Декларации (например, Декларация о государствен­ном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).

9. Внутригосударственные конституционные догово­ры (например, Федеративный договор 1992 г. между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами).

10. Регламенты и другие правовые акты парламента (например, постановления Государственной думы Россий­ской Федерации об амнистии).

11. Международные договоры, ратифицированные Рос­сийской Федерацией.

 

2. Основы конституционного строя Российской Федерации

и субъектов Федерации

 

Основы конституционного строя государства закрепле­ны в главе 1 Конституции Российской Федерации.

Конституционный строй - это закрепленная в Консти­туции и реализованная в общественной практике система социальных институтов и общественных отношений, кото­рая основана на принципах, определяющих отношения между человеком, государством и обществом.

К числу данных принципов прежде всего относятся: государственный суверенитет; приоритет прав и свобод человека; демократизм; республиканская форма правле­ния; федерализм; принцип разделения властей; правовое государство; социальное государство; светское государ­ство; идеологическое и политическое многообразие; еди­ный и равный характер российского гражданства; свобо­да экономической деятельности; местное самоуправле­ние.

Государственный суверенитет означает верховен­ство государственной власти Российской Федерации и фе­дерального законодательства на всей территории России, самостоятельность и независимость Российской Федера­ции в проведении внутренней и внешней политики.

Приоритет прав и свобод человека. Конституция приз­нает человека, его права и свободы высшей ценностью. Обязанностью государства является признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы имеют непосредственное действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра­восудием.

Демократизм предполагает народовластие. Многона­циональный российский народ признается носителем суве­ренитета и единственным источником власти, который может осуществлять ее непосредственно, а также через ор­ганы государственной власти и органы местного само­управления.

Республиканская форма правления. По форме правле­ния Россия является республикой. Российской Федерации свойственны черты как президентской, так и парламент­ской республики.

Федерализм. Россия является федеративным госу­дарством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов. Федерализм базируется на государст­венной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов, равноправии субъектов Российской Федерации между собой и во взаи­моотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип разделения властей. В Российской Федера­ции государственная власть осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В законодательстве установлены возможно­сти их взаимного влияния и ограничения друг друга (принцип «сдержек и противовесов»).

Правовое государство. Правовой характер государст­ва означает такую организацию государственной власти, при которой обеспечивается верховенство Конституции, соблюдаются права и свободы человека и гражданина, установлена взаимная ответственность между человеком и государством, государство связано правом для предотвра­щения злоупотреблений, право превалирует над принци­пом политической целесообразности.

Социальное государство. Политика России как соци­ального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и по­жилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и дру­гие гарантии социальной защиты.

Светское государство. Признание России светским государством означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обще­обязательной. Религиозные объединения отделены от го­сударства и равны перед законом. Государство не вмеши­вается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону, а те, в свою очередь, не вправе оказывать влияние на деятельность органов государствен­ной власти и местного самоуправления.

Идеологическое и политическое многообразие. В Рос­сии признается идеологическое и политическое много­образие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной. Общественные объединения равны перед зако­ном. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной, религиоз­ной розни.

Единый и равный характер российского граждан­ства. Единство означает приоритет федерального, обще­российского гражданства над гражданством республик в составе Российской Федерации. Утрата российского граж­данства влечет автоматически утрату гражданства респуб­лики в составе России. Наличие у лица гражданства рес­публики в составе Федерации не дает каких-либо преиму­ществ или привилегий данному лицу.

Свобода экономической деятельности. В России га­рантируется единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятель­ности. Все формы собственности (частная, государствен­ная, муниципальная и иные) признаются и защищаются равным образом.

Местное самоуправление. Местное самоуправление в России - это признаваемая и гарантируемая Конституцией самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, ис­ходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Согласно Конституции Российской Федерации народо­властие определяется в качестве одной из основ конститу­ционного строя. Являясь единственным источником власти в России, многонациональный народ может осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим различают две формы народовластия: непо­средственную демократию и представительную демокра­тию.

Непосредственная демократия - это непосредственное осуществление власти самим народом. Согласно Конститу­ции высшим непосредственным выражением власти наро­да являются референдум и свободные выборы.

Референдумом называется прямое голосование граж­дан Российской Федерации, проживающих на определен­ной территории, для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жиз­ни (например, принятие законов или голосование по дей­ствующим законам).

В Российской Федерации могут проводиться три вида референдумов:

референдум Российской Федерации (на всей террито­рии России);

региональный референдум (на территории одного субъ­екта Российской Федерации);

местный референдум (на территории муниципального образования - городского или сельского поселения, муни­ципального района, городского округа, на внутригород­ской территории города федерального значения - части территории г. Москва или г. Санкт-Петербург).

Референдумы проводятся на основе следующих прин­ципов.

Всеобщее волеизъявление граждан Российской Федера­ции. Гражданин Российской Федерации, достигший воз­раста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Рос­сийской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по пригово­ру суда. Для отдельных видов референдумов могут уста­навливаться дополнительные требования. Например, в местном референдуме в случаях, предусмотренных феде­ральным законом и международным договором, могут уча­ствовать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования.

Равное голосование. Все участники референдума обла­дают равными правами. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

Прямое голосование. Участники референдума непосред­ственно голосуют за вынесенный на референдум вопрос или против него.

Тайное голосование. Голосование на референдуме яв­ляется тайным, исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением участника референдума.

Свободное и добровольное участие. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также пре­пятствовать его свободному волеизъявлению.

На референдум Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы: об изменении статуса субъекта Россий­ской Федерации; о досрочном прекращении, продлении срока полномочий или проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации; об избрании, назначении на должность, досрочном прекра­щении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Россий­ской Федерации; о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных го­сударственных органов и некоторые иные вопросы. Для других видов референдумов могут устанавливаться и иные ограничения.

Референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введен­ного на территории Российской Федерации, а также в тече­ние трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычай­ного положения.

Референдум Российской Федерации также не прово­дится в последний год исполнения полномочий Президен­том Российской Федерации, Государственной думы Феде­рального собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновре­менно на всей территории Российской Федерации на ос­новании решения уполномоченного федерального органа. Данное положение не действует в случае вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, а также проекта нормативного правового акта или вопроса, обязательность вынесения на референдум которых предусмотрена международным договором Российской Федерации.

Проведение повторного референдума Российской Феде­рации, то есть референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и во­прос, голосование по которому проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования его результатов.

Решение, принятое на референдуме, может быть отме­нено или изменено путем принятия решения на новом ре­ферендуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Другой формой непосредственной демократии являют­ся свободные выборы.

Выборы — это непосредственное участие граждан в фор­мировании органов государственной власти и органов местного самоуправления с помощью голосования.

Выборы - это гражданский долг, но не юридическая обязанность; юридическая ответственность за неучастие в выборах не предусмотрена законодательством Российско­го государства.

Выборы в Российской Федерации проводятся на феде­ральном, региональном и местном уровнях. На федераль­ном уровне граждане России выбирают Президента России и депутатов Государственной думы Федерального собра­ния Российской Федерации. На региональном уровне изби­раются депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в предусмотрен­ных законодательством случаях - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. На местном (му­ниципальном) уровне избираются депутаты в представи­тельные органы местного самоуправления, главы муни­ципальных образований и иные выборные должностные лица органов местного самоуправления в предусмотрен­ных уставами муниципальных образований случаях.

Порядок организации и проведения выборов регулиру­ется избирательным правом.

Избирательные права являются конституционными правами граждан Российской Федерации. Они включают: активное избирательное право - право избирать; пассив­ное избирательное право - право быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправле­ния.

Граждане участвуют в выборах на принципах всеобще­го равного и прямого избирательного права при тайном го­лосовании, свободного и добровольного участия в выборах.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законо­дательством возраста быть избранным в органы госу­дарственной власти и в органы местного самоуправления. Например, депутатом Государственной думы Федерально­го собрания Российской Федерации может быть гражда­нин России, достигший возраста 21 года, а Президентом Российской Федерации - 35 лет. Гражданин России обла­дает активным и пассивным избирательным правом неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах ли­шения свободы по приговору суда.

Ограничением пассивного избирательного права для гражданина Российской Федерации является вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать госу­дарственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, наличие гражданства иностранного государства и некоторые другие.

Иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, уча­ствовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации, но только при наличии соответствующего международно­го договора Российской Федерации, а также если ино­странные граждане постоянно проживают на террито­рии соответствующего муниципального образования.

В понятие «основы правового статуса человека и граж­данина» включают следующие элементы: общие принци­пы правового статуса личности; правовые нормы, регули­рующие отношения, связанные с гражданством; основные права, свободы и обязанности граждан, а также гарантии их реализации.

Правовое понимание термина «личность» отличается от философского и означает любого человека, независимо от наличия у него российского гражданства, его возраста, пола, расы и социального положения.

Между понятиями «человек» и «гражданин» в юриди­ческом смысле можно провести различие. Оно состоит в том, что первое обозначает любого человека, вне зависимо­сти от того, обладает ли он гражданством конкретной страны. Когда гражданство человека имеет определенное значе­ние, например для определения его прав и обязанностей в Российской Федерации, используются словосочетания «гражданин Российской Федерации», «иностранный граж­данин» и «лицо без гражданства».

Положения, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, содержатся в Конституции Рос­сийской Федерации, а также в международных договорах Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет сле­дующие принципы правового положения человека и граж­данина, а также наиболее значимые права, свободы и обя­занности граждан.

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека. Этот принцип означает, что государство не может про­извольно изъять какое-либо конституционное право или безосновательно ограничить его реализацию.

Права и свободы человека и гражданина в нашей стране могут быть ограничены государством лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, например, при введении чрезвычайного, военного положения, в целях борьбы с терроризмом и дру­гими преступлениями, ограничения распространения опас­ных заболеваний.

Гарантированность прав и свобод. В Конституции Российской Федерации выделяется роль государства как главного гаранта защиты прав и свобод человека и гражда­нина. Различают политические, юридические, социально­-экономические и другие гарантии реализации прав и сво­бод.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот принцип содержит требование к личности при осуществле­нии своих прав и свобод учитывать интересы других чле­нов общества; запрещается злоупотребление своими пра­вами.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, в частно­сти, что все лица, находящиеся на территории России, вправе ссылаться на права и свободы, зафиксированные в тексте Конституции, даже в случае отсутствия конкрети­зирующих их других нормативных правовых актов.

Принцип равноправия заключается в обеспечении ра­венства всех лиц перед законом и судом вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму­щественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, националь­ной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчи­на и женщина имеют равные права и свободы и равные воз­можности для их реализации.

Принцип взаимосвязи основных прав, свобод и обя­занностей. Под правами и свободами понимаются чаще всего какие-либо блага (право) или виды допустимого, воз­можного правомерного поведения (свобода) человека. Обя­занность - это предписанное требуемое правомерное поведе­ние. Согласованность, взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей обусловлены самим характером об­щественных отношений, в которых они проявляются.

Наибольшим объемом прав и свобод в сравнении с иными субъектами права обладают граждане России.

Гражданство - это устойчивая правовая связь челове­ка с государством, выражающаяся в совокупности их вза­имных прав и обязанностей.

Отношения российского гражданства регулируются правовыми нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О гражданстве Российской Федера­ции», Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопро­сов российского гражданства», иных нормативных право­вых актов.

В законодательстве о гражданстве выделяются наибо­лее общие принципы российского гражданства.

Правила, регулирующие вопросы гражданства Рос­сийской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социаль­ной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство Российской Федерации единое. Оно яв­ляется федеральным, единым для граждан, проживаю­щих в любом из субъектов нашего государства. Единое гражданство в федеративном государстве способствует укреплению его суверенитета и государственной целост­ности.

Гражданство Российской Федерации независимо от оснований его приобретения равное. Не имеет значения по своим правовым последствиям, стало ли лицо гражда­нином в порядке рождения, приема в гражданство или по другим основаниям.

Устойчивость гражданства. Постоянное прожива­ние гражданина Российской Федерации за пределами на­шего государства не прекращает его гражданства. Также не влечет автоматического изменения гражданства Рос­сийской Федерации приобретение иного гражданства, за­ключение или расторжение брака и другие обстоятель­ства.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. В советский период истории в нашей стране законодательно была предусмотрена воз­можность лишения гражданства за антигосударственную деятельность. В настоящее время государство не может в одностороннем порядке разорвать правовую связь с граж­данином.

Граждане Российской Федерации могут иметь граж­данство другого государства (двойное гражданство). Гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается нашим государством только как граж­данин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства России. Такой гражданин не может уклоняться от обязанностей или ответственности, предусмотренных для граждан России.

Принцип защиты и покровительства граждан Рос­сии со стороны государства. Этот принцип означает: гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому го­сударству (в случае совершения гражданином России правонарушения за границей он будет привлекаться к от­ветственности по российским законам на территории Рос­сийской Федерации); Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее преде­лами (оказание помощи в эвакуации из районов стихий­ных бедствий и военных конфликтов в других странах и осуществление иных мер политического, экономического и военного характера).

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без граж­данства, проживающими на ее территории. Однако за­конодательство требует соблюдения определенных усло­вий для желающих принять российское гражданство (например, проживание в течение 5 лет в России, наличие законного источника средств к существованию и др.). В ряде случаев в приеме в гражданство России может быть отказано (например, если лицо выступает за насильствен­ное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопас­ности государства).

Наличие данных принципов российского гражданства позволяет оценить данный институт как вполне соответ­ствующий демократическому характеру Российского госу­дарства.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Феде­рации» закрепляет следующие основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации:

по рождению;

в результате приема в гражданство Российской Федера­ции:

а) в общем порядке;

б) в упрощенном порядке (например, такой порядок распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР, проживаю­щих на территории Российской Федерации);

в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Феде­рации.

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Феде­рации. В зависимости от сферы реализации их условно можно разделить на группы: личные, политические, соци­ально-экономические и культурные.

Личные права и свободы. Эти субъективные права и свободы направлены на обеспечение важнейших индиви­дуальных потребностей человека и реализуются им само­стоятельно. Личные права называют также граждански­ми, но по действующей российской Конституции ими обладает каждый человек, вне зависимости, является он гражданином или нет.

К личным правам и свободам относятся:

Право на жизнь. Это естественное субъективное право каждого человека, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жизни.

Право на достоинство. Под достоинством понимается совокупность свойств, характеризующих высокие мораль­ные качества, а также осознание ценности этих свойств и уважение к себе. Конституция закрепляет, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства. В ней также содержится запрет на применение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое до­стоинство обращения или наказания.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу означает возможность для каждого человека со­вершать любые незапрещенные действия, не подвергаясь каким-либо ограничениям со стороны юридических и фи­зических лиц. Личная неприкосновенность означает за­щищенность от произвольных задержаний, лишения сво­боды. Для ареста, заключения под стражу и содержания под стражей свыше 48 часов необходимо судебное решение.

Право на защиту информации о частной жизни чело­века. Проблема защиты информации, в том числе частного характера, особенно актуальна в наше время, когда суще­ствует большое количество государственных и негосу­дарственных автоматизированных банков данных. Однако согласие лица на сбор, хранение, использование и распро­странение информации о нем не требуется, когда речь идет о проведении дознания, следствия, оперативно-разыскных мероприятий. В то же время органы государственной вла­сти и местного самоуправления, их должностные лица обя­заны знакомить заинтересованных лиц с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Право на неприкосновенность жилища означает за­прет проникать в него кому-либо против воли проживаю­щих там лиц. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения проникновение в жили­ще допустимо и правомерно. Это возможно при наличии соответствующих оснований в рамках оперативно-разыск­ной и контрразведывательной деятельности, борьбы с тер­роризмом и т.д.

Право определять и указывать свою национальность означает подтверждение принципа равенства и недопусти­мость постановки обязательного вопроса о национальности в анкетах, личных листах по учету кадров и других учет­ных документах или документах, удостоверяющих лич­ность.

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творче­ства означает, что незнание языка не может служить ос­нованием для ограничения языковых прав личности в Рос­сии.

Право на свободу передвижения, выбора места пребы­вания и жительства означает, что каждый, кто законно находится на территории Российского государства, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, но подле­жит регистрации по месту пребывания или жительства.

Свобода совести и вероисповедания - это право испове­довать индивидуально или совместно с другими любую ре­лигию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова, свобода искать, получать, про­изводить и распространять информацию любым закон­ным способом. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаган­да социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Политические права и свободы. Эти права и свободы связаны с возможностью людей участвовать в управлении делами общества и государства, осуществлять государст­венную власть.

Именно граждане Российской Федерации обладают всей полнотой политических прав и свобод.

Конституция Российской Федерации содержит пере­чень следующих политических прав и свобод граждан.

Право граждан участвовать в управлении делами об­щества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственно граждане могут участвовать в референдуме, а также путем реализации своего права избирать и быть избранными в органы госу­дарственной власти и местного самоуправления.

Право на равный доступ к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой госу­дарственной должности в соответствии со своими способ­ностями и профессиональной подготовкой без дискрими­нации и без необоснованных ограничений, прямых или косвенных: расы, национальности, языка, убеждений, пола, имущественного и социального положения.

Право граждан участвовать в осуществлении право­судия. Это право предусматривает участие граждан в рас­смотрении дел в судах в качестве присяжных и арбитраж­ных заседателей.

Право обращаться лично и коллективно в государст­венные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение связано с обеспечением участия граждан в реализации публичной политической власти.

Несмотря на личную заинтересованность граждан в предусмотренных обращениях, они должны быть по своей направленности публично-правовыми, то есть затрагивать вопросы эффективного решения стоящих перед обществом и государством задач. Вопросы сугубо частного характера в таких обращениях не должны ставиться.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собра­ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирова­ние. Законом определен порядок проведения публичных ме­роприятий, в соответствии с которым организаторы меро­приятия обязаны предварительно уведомить о нем органы государственной власти и местного самоуправления, соблю­дать установленные законом требования и ограничения.

Право на объединение означает право граждан созда­вать различные объединения для защиты своих интересов. Общественные объединения обязаны соблюдать Конститу­цию и законодательство Российской Федерации. Запреща­ется создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной розни.

Социально-экономические и культурные права и сво­боды. Эти права и свободы находят свое проявление в раз­нообразных сферах жизни человека и гражданина: обра­зовании, трудовых отношениях, здоровье, отдыхе, собст­венности и др.

К экономическим правам и свободам относятся: право использовать свои способности и имущество для предпри­нимательской деятельности, право частной собственности, в том числе на землю.

К социальным правам и свободам относятся: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение не ниже установлен­ного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на трудовые споры, включая право на забастовку (кроме отдельных ка­тегорий лиц, находящихся, к примеру, на военной службе, что установлено законодательством); право на отдых; право на государственную поддержку и защиту; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, в иных слу­чаях; право на жилище; право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

К группе культурных прав и свобод относятся: право на образование; право на свободу литературного, художе­ственного, научного, технического и других видов творче­ства, преподавания; право на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: