Апокалиптическая фантастика




Постапокалиптическая фантастика

Хронофантастика

Космическая фантастика.

Я считаю обязательным немного поговорить о каждом в отдельности.

Апокалиптическая фантастика, или же просто Апокалиптика – вид фантастической литературы, в котором описывается какая либо катастрофа, несущая гиперболические разрушения и полное или частичное вымирание человечества. Катастрофой может являться как техногенное явление (эпидемия, ядерная война, нашествие роботов или нападение инопланетян), так и природный катаклизм (извержение вулкана, падение метеорита). К произведения Апокалиптического жанра относятся книги Герберта Уэллса «Война Миров», и комиксы Реймонда Бриггса «Когда дует ветер».

Главное отличие Апокалиптической фантастики от постапокалиптической – это в том что в первом жанре описывается непосредственно гибель человечества, сама катастрофа, а в постапокалиптике – жизнь оставшихся после катастрофы. Свойствами постапокалиптического жанра обладают книги Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и сборник нескольких авторов под общим названием «S.T.A.L.K.E.R.»

Хронофантастика является жанром, в котором описываются путешествия во времени. Также данный жанр имеет название Темпоральной фантастики или хронооперы. Виды хронофантастики невероятно разнообразны – в одних описываются обычные прыжки во времени (то есть из прошлого в настоящее, из настоящего – в прошлое и будущее), причем путешествие во времени может быть как и запланированным, так и неожиданным для персонажей. В других книгах имеет место описание паралельных миров, существующих вне времени. Зачастую персонажи путешествуют внутри таких времен, и даже управлять ими и контролировать их судьбу. Ключевым произведением в жанре хронофантастики считается «Машина времени» Герберта Уэллса.

Космическая фантастика как можно понять из названия, повествует о путешествиях в космическом пространстве. Без сомнения он является самым читаемым и популярным среди писателей фантастов. Космическая фантастика может рассказывать о встрече с иными космическими циливизациями, катастрофами в космосе и многих других событиях, рождающихся внутри фантазии писателя фантаста.

Знаменитые писатели-фантасты.

Рассказ о самых известных писателях-фантастах я начну с наших соотечественников и настоящих революционеров этого жанра – Аркадия и Бориса Стругацких.

Пионеры советской НФ, сценаристы, искусствоведы и драматурги. Их вклад в данный жанр невозможно переоценить.

Аркадий Натанович родился в городе Батуми 28 августа 1925 в Батуми, затем жил вместе с братом в Ленинграде. Научная отрасль, в которой работал отец Аркадия – искуствоведение. Мать работала учительницей.

С начала Великой Отечественной Войны Аркадий работает на строительстве укреплений, а затем – на гранатной мастерской. В 1943 эвакуируется вместе с семьей из Ленинграда и чудом выживает – единственный в вагоне. Хоронит отца в Вологде а затем меняет место жительства в нескольких городах России.

Умер Аркадий Натанович 12 октября 1991 года.

Борис Натанович же родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. Детство провел вместе с братом, также пережил Великую Отечественную, после эвакуации сразу же вернулся в Ленинград. Окончил ЛГУ по специальности астроном, работал в Пулковской обсерватории.

Известными писатели стали благодаря публикации их первых рассказов в жанре НФ, произошедшей примерно в 1960-ых годах. Среди данных рассказов – «Шесть спичек», «Испытание СКР». В последующие годы миру стали известны и культовые произведения авторов – «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине».

Рэй Брэдбери – Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс

Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению, родом из большого шведского клана Мобергов. Дед и прадед Рэя по отцу — потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, в конце 19 века издавали две иллинойские газеты. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери — суровый человек, всю жизнь мучимый страстью к путешествиям. Вслед за своим отцом он неоднократно делал попытки «покорить Запад», ещё ребёнком сбежав из дома, чтобы присоединиться к отцу в его путешествии. В итоге семья Леонарда Брэдбери таки переехала из Иллинойса в Калифорнию.

В двенадцать лет от роду Брэдбери понял, что хочет стать писателем, и серьёзно занимался только этим единственным делом. Когда ему было восемнадцать, он подрабатывал продавцом газет — в то время Америка была в Великой депрессии — а позже жил за счёт жены, но продолжал писать каждый день с невероятным упорством.

В своих ранних опытах он копировал стиль напыщенной викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер — один из писателей, которых Брэдбери осаждал в стремлении показать работы, не сказал ему: «Напишешь ещё один такой рассказ — и я убью тебя».

Мало-помалу, и его рассказы начали продаваться в «палп» журналах — дешёвых изданиях в мягких обложках, печатавших огромное количество фантастической и фэнтезийной прозы самого разного качества. На общем фоне рассказы Брэдбери выделялись лиричностью и психологической глубиной, за что он был прозван «поэтом мягких обложек».

Свой сборник «марсианских» рассказов, который был издан под видом повести «Марсианские хроники» Брэдбери повёз через всю страну — из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк к литагенту Дону Конгдону на автобусе, потому что на поезд не было денег. Это стало его первым большим коммерческим успехом. Получив деньги за публикацию, он отправился второй раз в Нью-Йорк и, остановившись в Чикаго, он встретил толпу молодых людей с книгами в руках — это были его первые поклонники, которые хотели получить его автограф на первом издании «Марсианских хроник».

Клиффорд Саймак – На русский лад фамилия произносится, как Симак, с ударением на первый слог. Американский писатель родился в штате Висконсин 3 августа 1904 г. В его честь назвали один из астероидов.

Его родителями были Джон Льюс и Маргарет Симак; мама в девичестве была Вайсман. В роду был и представитель Богемии - дед Шимак, по линии отца.

Избранницей Клиффорда Дональда стала Агнесс Каченберг; у пары родились мальчик и девочка, их назвали Ричард Скотт, Шелли Эллен.

Симак учился в Университете штата на отделении журналистики. После окончания учебы был сотрудником нескольких печатных изданий, с 1939 и до самой пенсии работал только в одной «Minneapolis Star and Tribune». В самом начале работы в газете Симак находился в должности редактора отдела, с 1961 занимался координацией научно-популярной серии.

Первым его опубликованным рассказом стал «Мир красного солнца», напечатанный в местном журнале в 1931 году. Уже через 2 года прекратил писать, в течение следующих 4 лет выпустил только произведение «Создатель». Рассказ вышел в 1935 и привлек внимание общественности своей неординарностью: читателю научно-фантастических произведений пришлась в диковинку столь необычная история, имеющая в себе еще и религиозный подтекст.

В раннем творчестве Симака было много книг в жанре вестерна, а также военных рассказов. С конца 30х он вновь наладил деловые отношения с Джоном Кэмпбеллом, до 1950 г. занимал место ведущего творца в «Золотом веке научной фантастики». Первые созданные в то время произведения во многом продолжали традиции научного жанра, ярким подтверждение стали «Космические инженеры». Немного позднее автор стал пробовать собственные силы в создании более индивидуальных работ, стремился написать произведение с присущим только ему стилем. Свой стиль Симак действительно создал, современники окрестили его, как «мягкий и пасторальный».

Основной темой работ стало объединение разных цивилизаций, мирный контакт с пришельцами. Обычно в творениях того времени инопланетяне, скорее, выступали в качестве захватчиков, стремящихся захватить и поработить Землю. Симак же описывал их, скорее, как исключительно мирных существ, сидящих в сельской местности родного ему штата и попивающих пиво.

Научная фантастика и фэнтези -- отличия.

Данные жанры имеют довольно яркие и заметные различия, которые становятся заметными в самом начале их появления.

Начать следует с того, что жанр фэнтези, или как его называют «сказка для взрослых» - гораздо более древний жанр фантастики, ведь к жанру фэнтези можно отнести и средневековые легенды. Научная фантастика впервые начинает фигурировать в литературе во время индустриальной революции, происходившей в конце 19-ого начале 20-ого веков.

Научная фантатсика ограничена домыслами в области научного и социального прогресса. То есть автор проводит линию сюжета, создавая собственную научную технологию – например возможность путешествия во времени. Или же совершенствует уже имеющуюся – например наделяет роботов в своей книге искусственным интеллектом и сверхсилой, а космическим кораблям дает возможность летать за секунды в другие галактики.

Фэнтези же обладает большей свободой в плане отклонений сюжета от реальности. Здесь уже нет научных ограничений, требующих от автора правдоподобия и детальности, имеет место лишь полет фантазии. Поэтому в жанре фэнтези имеет место магия, таинственные существа и выдуманные миры, расположенные не в далеких галактиках, а на нашей планете, но – скрытые от глаза обычного человека.

 

Актуальность тем книг в жанре научной фантастики

В предыдущих разделах было рассказано о особенностях жанра научной фантастики, о её видах, отличиях от других жанров фантастики и о ярчайших представителях НФ.

Сейчас мы поговорим о вопросах актуальности данного жанра. Многие люди, прочитавшие несколько книг, начинают задаваться вопросом – кому нужен этот жанр? Это ведь просто сказка. Сказка, в которой бегают инопланетяне с бластерами, или телепортирующийся мужчина спасает мир.

С какой-то стороны, с какой-то точки зрения, обычно с точки зрения весьма поверхостной, присущей несведущим в данном вопросе людям – научная фантастика – это жанр сказки, дополненный псевдонаучными реалиями.

Что ж, возможно. Но не обязательно.

Определение приведенное выше, больше подходит к второсортным книгам данного жанра, которыми действительно переполнены прилавки книжных магазинов. Как правило в данных книгах отсутствует какой-либо внутренний смысл, или же он настолько поверхностен и попросту глуп, что вопрос его существования вообще подвергается большому сомнению.

Но я сейчас говорю о классике научной фантастики, прошедшей через десятки лет и сохранившей всю ту же безумную популярность.

Здесь – абсолютно другое.

Первый пункт, который следует указать в данном рассуждении и который несомненно является самым важным – это факт прогнозирования.

Вспомните книги Жюля Верна. Кто, кроме него, точно предсказал появление подводной лодки в «20000 лье под водой»?

Кто так, как Герберт Уэллс, обрисовал мир 21 века, изменение культуры, искусства, народной идеологии и политики?

Писатели фантасты предугадывают события в своих произведениях. Иногда таким образом они воодушевляют настоящих изобретателей двигать огромный механизм прогресса. Или же предупреждают о возможной опасности, огромной опасности, которая может вылиться в конец всего живого, Армагеддон.

Что можно сказать о научной фантастике, формируя второй пункт её актуальности? Возможно, отображение проблем существующих сейчас в абстрактной форме литературного произведения.

Вышеприведенное определение можно вполне удачно применить к книгам Аркадия и Бориса Стругацких. Что мы видим в созданных ими мирах? Дегенерацию, упадок культуры, и непрекращающиеся войны. А также то, на что мы надеемся – идеализацию интеллигентов, постепенное движение к мировому благополучию и процветанию. Разве не этим сейчас заняты умы наших философов, футурологов, и просто – задумывающихся о судьбе этого мира людях?

И эти мысли отображаются, активно отображаются талантливыми писателями, чтобы ещё раз напомнить нам о них, чтобы ещё раз заставить задуматься над проблемами современного мира.

Пожалуй, вот два основных проявления научной фантастики, благодаря которой она полезна для современного читателя.

Влияние научной фантастики на современное общество.

Рассматривая вопросы актуальности и назначения научной фантастики, стоит также упомянуть о том, какое влияние оказала фантастика в целом – на примере появившихся в недавное время молодежных субкультур и культурные мероприятия – такие например как косплей-фесты или пост-апокаллипсис фестивали.

Для начала следует рассмотреть таких фанатов научной фантастики как стим-панки.

В настоящий момент среди готов, панков, киберготов, фанатов индустриальной музыки и геймеров наблюдается тенденция в направлении осмысления стимпанка как субкультуры.. Некоторые поклонники жанра стимпанк используют его эстетику в одежде, декоре, предметах повседневного обихода. Эти проявления иногда объединяются термином «Нео-викторианство (англ.)», объединяющим викторианскую эстетику и современные технологии и систему мышления.Некоторые энтузиасты жанра даже предлагают определённую философию стимпанка, в которой панк-составляющая сочетается с оптимизмом по поводу человеческого потенциала..

Мода

Стимпанк-мода не имеет какого-либо набора правил, но имеет тенденцию к синтезу современных стилей под влиянием викторианской эпохи. Зачастую стимпанк-мода подразумевает платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин, и костюмы с жилетами, пальто, короткие гетры или одежду-милитари — для мужчин. Наряды, вдохновляемые стимпанком, часто имеют выраженный акцент на специфические аксессуары: карманные часы, зонты, очки (гогглы). Современные аксессуары, такие, как сотовые телефоны или музыкальные плееры, в принципе могут входить в стимпанк-наряды, но после придания им «викторианского» вида. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства, стилей готической лолиты и готического аристократа.

Кибер-гот как субкультурное понятие появилось в конце 1990-х годов (отдельные представители появлялись в конце 1970-х). До этого компания по производству ролевых игр Games Workshop использовала слово «кибер-гот», для своей игровой серии: «Dark Future»[1]. К этим коллективам был применён термин «кибер-готы». Первопроходцами в этом музыкальном стиле являются: Goteki, Nekromantik, Narcissus Pool, Katscan, Mechanical Cabaret[2]. В данный момент кибер-готы уже образовались как субкультура.

Основы

Одной из основ данного молодёжного движения являются литературные жанры — киберпанк (а позже пост-киберпанк стили: нанопанк и биопанк), а также постапокалиптика. Среди киберов распространено мнение о грядущем темном будущем, в котором технологии будут играть очень значимую роль в жизни человека.

Большой вклад внесла рейв-культура. Оттуда была взята часть гардероба: латекс, короткие стрижки кислотных цветов, сапоги на платформе, яркие цвета в одежде и т. д. Киберов часто можно заметить в клубах, где они танцуют под: транс, d’n’b, техно, dark electro, индастриал и т. д.

Но все-таки самой важной составляющей в формировании взглядов кибер-готов является индастриал, вернее постиндустриальная сцена (EBM, Dark Electro, Aggrotech, Power Noise и т. д.). Именно эта ниша стала очень популярной среди киберов. Они посещают дискотеки, концерты и другие музыкальные мероприятия, связанные c тёмной индустриальной сценой.

От готической субкультуры киберы наследуют: страсть к тёмному (элементы таких взглядов в немного меньшей форме присутствуют в индастриале и киберпанке). Также как и готы, киберы любят: фетиш, готические аксессуары (кресты, анх, экстремальный макияж и т. д.). В музыкальном плане, у киберов пользуется популярностью EBM. Некоторые киберготы отрицают причастность своей субкультуры к готической сцене, считая себя отдельным течением.

Между представителями индастриал-субкультуры — риветхедами и киберами есть много общего, например: футуристично-дадаистические взгляды на социально-технологическое развитие человечества. Из гардероба риветов заимствуются: «гогглы» (сварочные очки), плащи, респираторы, индустриальная символика (значки биологической, радиоактивной опасности и так далее).

Эстетика

Являются поклонниками литературного жанра киберпанк.

Любят фильмы, имеющие отношение к киберпанковской и постапокалиптической тематике.

Используют компьютерный сленг.

Посещают клубы, различные мероприятия имеющие отношение к темной электронной сцене.

Увлекаются Граффити.

Внешний вид

Фетиш-обувь — блестящие высокие сапоги или высокие ботинки на толстой подошве с обилием ремешков, армейская обувь

Блестящие (светоотражающие) облегающие черные или фольговые виниловые штаны, футболки с атрибутикой и надписями, топы, синтетические жилетки на молнии, виниловые плащи, как в фильме «Матрица». Или же обтягивающие, с неоновой вставкой цельные костюмы подобные тому, что было представлено в фильме Трон: Наследие

У девушек виниловые мини-юбки и поперечно-полосатые (черно-белые) колготки и нарукавники.

Разноцветные волосы «кислотных» цветов (зелёный, синий, красный, фиолетовый). Однако может доминировать и чёрный цвет.

Собранные в пучок (иногда в два пучка) волосы вплетены провода или волосы заплетены в косички в виде проводов (цвета проводов); дреды; ирокезы; двойные ирокезы

Элементы атрибутики: микросхемы, чипы, штрих-коды, пластиковые ремни и браслеты, ошейники, нашивки с электротехнической символикой. Обилие хай-тек символики; наколенники и щитки, как у роботов, провода, датчики, разъемы, розетки;

Очки сварщика (гогглы) или лётные очки, используемые как обруч для волос. Часто украшаются фосфорными красками, светоотражателями, печатными платами, деталями систем охлаждения, светодиодной подсветкой.

Наиболее популярным декоративным символом является знак биологической опасности (биохазард)

Вышеперечисленные и многие другие субкультуры часто собираются на различных тематических мероприятиях или, как их называют в узких кругах – фесты.

Такие фестивали объединяют в себе возможность увидеть знаменитостей, принадлежащих к той или иной субкультуре, послушать концерты различных музыкальных коллективов и завести друзей. Примеры данных мероприятий указаны в сопутствующей презентации.

Отдельного абзаца заслуживает огромное влияние научной фантастики на современное искусство – музыку, живопись, даже скульптуру.

Вдохновляясь идеями писателей фантастов, художники, совмещая сказку и реальную жизнь, создают интереснейшие работы, так называемые арты. Причем работы могут быть и не только на бумаге – это легко может доказать любой художник стрит-артер, который рисует (и не только рисует, а клеит плакаты, переводит трафареты, устанавливает скульптуры) везде, во всех точках города – на стенах, городском асфальте, в кабинах лифтов и даже на брошенных автомобилях.

Также широкую известность имеют многие музыкальные группы, принадлежащие к тем или иным поклонникам научной фантастики. Репертуар данных групп невероятно широк – это и электронная музыка, и авангард, а также рок, андерграунд и техно.

 

 

Практическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: