Этика производства отдельных следственных действий.




Допрос является наиболее распространенным следственным действием, к проведению которого закон предъявляет ряд нравственных требований:

1) запрещает применение насилия (психического и физического) и угроз;

2) запрещает наводящие вопросы (т.е. содержащие в своей формулировке желательный ответ); разрешены лишь дополняющие, напоминающие, контрольные, уточняющие и подобные вопросы;

3) запрещает «улавливающие вопросы» (рассчитаны на то, чтобы поймать допрашиваемого на случайной оговорке, и являются одним из видов «психологических ловушек»);

4) не следует начинать повторный допрос обвиняемого с вопроса: «Подтверждаете ли вы данные ранее вами показания?» (обвиняемый имеет право изменить свои показания и не нести за это ответственность);

13.Культура профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.

Специфика профессионального общения сотрудников ОВД связана с тем, что оно протекает в условиях конфликтного взаимодействия.

Общение в условиях конфликта предполагает для достижения служебных целей наличие умений у сотрудников ОВД психологически грамотно общаться.

Деловое общение - это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентирован­ным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных за­дач. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстанов­ке.

В каждой профессиональной об­ласти деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональ­ным, иногда служебным, должностным, уставным.

Профессиональному общению сотрудников ОВД присущ ряд признаков:

1) строго целенаправленно;

2) регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами);

3) функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета, ношением форменной одежды, применением профес­сиональной лексики;

4) позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в от­ношениях между начальником и подчиненным;

5) атрибутивно (проходит в специальных помещениях, предполагает соответст­вующую среду), что создает оптимальную, с точки зрения психологии, обста­новку.

В сложной и напряженной деятельности сотрудников милиции невозможно решать поставленные профессиональные за­дачи без достаточной культуры профессионального общения.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли или знания о важных событиях, раскрывая при этом те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называют доверительным. Оно определяется значи­мостью материала, раскрываемого собеседником и степенью дове­рия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются:

• прочность (устойчивость) психологического контакта;

• отсутствие формального психологического воздействия партнеров по обще­нию и жесткости контроля в его процессе;

• уверенность партнеров в том, что доверенная друг другу информация не бу­дет использована им во вред;

• готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным, конфиденци­альным, не опасаясь за последствия;

• искренность партнеров.

Благодаря доверительным отношениям в следственной и оперативно-розыскной практике раскрывались порой самые сложные и запутанные престу­пления.

Служебное общение - это процесс взаимодействия, направленный на разви­тие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач.

В состав служебного общени я входят: изучение партнера (воспри­ятие и понимание его индивидуально-психологических особенностей); обмен информацией личностного и делового порядка, установление взаимодействий.

В ходе служебного общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или проти­водействие со стороны партнера. Так, стадии служебного общения в ра­боте следователя сводятся к следующему:

• оценка интересующей личности;

• установление и развитие психологических контактов;

• получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозре­ваемых и обвиняемых.

На стадии оценки личности следователь должен как можно больше получить информации об интересующем его человеке.

На этой стадииосуществляется изучение личности.

Схема исследования личности включает изучение:

• общих данных (время, место рождения, национальность, место жительства, место и характер работы, семейное положение и т.п.);

• внешних признаков (рост, вес, телосложение, манеры, голос и т.п.);

• жизненного пути (детство, школа, трудовая деятельность и т.п.);

• жизненных сфер (политическая и общественная активность, проведение сво­бодного времени);

• поведения (в сложной ситуации, нравственное и т.п.);

• темперамента и характера;

• мотивации поведения (доминирующие потребности, ценности и установки, интересы, идеалы, личностные оценки);

• социальной адаптации (социальное окружение, самооценка);

• способности (общие и специальные).

14.Внутреннее убеждение судей и его роль в профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что оценка доказательств по внутреннему убеждению – результат сложной внутренней работы судьи, не стесненного ничем, кроме своего разума и совести. Формирование внутреннего убеждения судей можно оценивать с трех сторон:

1) с юридической, которая связана с оценкой имеющихся доказательств, каждое из которых может быть принято и положено в основу обвинения только в том случае, если судья находит его не возбуждающим сомнения, как бы ни тяжело было подчинить свои личные чувства последовательному выводу сознания. Поэтому при принятии решения судья не имеет ни юридического, ни нравственного основания говорить: «Я так хочу!». Он должен говорить: «Я не могу иначе!». Для правосудия является бедствием принятие решений, зависящих только от личного желания судьи;

2) с психологической, которая связана с определенным состоянием сознания судьи, характеризующимся чувством уверенности в своей правоте;

3) с нравственной, которая подсказана голосом собственной совести.

Одним словом, решение должно быть подсказано и смыслом закона, и логикой вещей, и внутренним чувством, и житейской правдой. Однако судья – человек, не лишенный недостатков, поэтому не всегда может в силу различных причин применить всю полноту внутреннего убеждения, поскольку может односторонне смотреть на вещи, страдать леностью ума и т.д. Но, в любом случае, он не имеет права на ошибку (ни в юридическом, ни в нравственном смысле).

Результатом судебного разбирательства является вынесение приговора, к содержанию и форме которого законодательство предъявляет ряд требований: 1) законность (вынесение приговора с соблюдением всех процессуальных гарантий); 2) обоснованность (доказанность всех выводов суда); 3) мотивированность (приведение аргументов, обосновывающих все решения); 4) справедливость (это нравственно-правовая характеристика приговора, требующая соответствия наказания степени вины и уравнивающая всех перед законом при вынесении приговора).

Следует также отметить, что после рассмотрения кассационной жалобы закон запрещает ухудшение положения осужденного (т.н. «поворот к худшему»), что явно свидетельствует о проявлении гуманистического начала в нашем законодательстве. Допускается лишь принятие решения в сторону смягчения участи осужденного (отсрочка исполнения приговора, освобождение от отбывания наказания по болезни, изменение условий содержания и т.д.).

Итак, одной из главнейших обязанностей суда является вынесение справедливого приговора в соответствии с внутренним убеждением. Однако справедливый суд обязан также обеспечить равенство сторон в процессе рассмотрения дела.

Отношение судей к сторонам в ходе судебного разбирательства. В ходе суда действует три направления:

 

  • обвинение (осуществляет прокурор, частный обвинитель или потерпевший с адвокатом);
  • защита (обвиняемый или его адвокат);
  • разрешение дела (единоличный или коллегиальный суд).


Из трех направлений сторонами являются только обвинение и защита. Суд стороной не является, он выступает третьим лицом между двумя сторонами, и его задачей является рассудить стороны. На суде лежат следующие обязанности:

 

1. осуществление руководства судебным заседанием;

2. обеспечение законности его проведения;

3. производство оценки доказательств, предоставляемых сторонами;

4. вынесение справедливого приговора.


Что касается обеспечения законности судом, то эта обязанность связана с соблюдением равенства сторон и созданием условий для использования всеми своих прав и процессуальных гарантий.

Обеспечивая равенство сторон, суд должен:

 

1.
обеспечить равенство в рамках коллегиального суда:


а) заблаговременно ознакомить каждого из народных заседателей с материалами дела и с их правами, а также с положением закона об основаниях отвода судьи, если есть сомнения в его беспристрастности;

б) предоставить свободу в высказывании своих мнений и возможность активно участвовать в допросах и только с их согласия заканчивать судебное следствие;

в) предоставить право тому народному заседателю, мнение которого разошлось с мнением других судей, не подписывать приговор, дав возможность изложить свое особое мнение;

2) разрешать каждое ходатайство и кассационные жалобы любой из сторон и не допускать после повторного рассмотрения дела поворота к худшему. Ходатайства должны быть поданы в течение 10 дней и рассмотрены в течение 1 месяца;

3) обеспечить порядок выступлений в суде

а) дать возможность прокурору огласить обвинение и произвести первый допрос обвиняемого (суд может лишь спросить у обвиняемого, понятно ли ему, в чем его обвиняют, и признает ли он себя виновным);

б) дать возможность защите допросить свидетелей;

4) обеспечить право обвиняемого на допрос других лиц;

5) обеспечить право потерпевшего выступать в судебных прениях и высказывать свои мнения и даже требования;

6) обеспечить право каждому из участников судебных прений в письменной форме представить свои речи, а также свои мнения относительно решений суда;

7) предоставить последнее слово подсудимому до удаления в совещательную комнату, не ограничивая его во времени;

8) после вынесения приговора обязан ознакомить стороны с порядком подачи кассационных жалоб;

9) должен вынести оправдательный приговор, если обвинение не подтвердилось (а не направлять дела для дополнительного расследования).

Одним словом, суд больше не должен:

 

  • оглашать обвинительное заключение и первым допрашивать обвиняемого;
  • продолжать судебное разбирательство при отказе прокурора от обвинения и направлять дела для дополнительного расследования.


Принцип обеспечения равенства сторон должен распространяться и на ход ведения судебного допроса.

15.Судебный этикет.

Судебный этикет по своей сути является совокупностью правил поведения участников судебного процесса, которые регулируют внешние особенности взаимоотношений между непосредственно судом и другими лицами, обладающими определенным статусом, формы их общения, основующуюся на безоговорочном признании авторитета суда и необходимости соблюдать приличное поведение в государственном учреждении.

 

Судебный этикет имеет цель создать атмосферу определенной торжественности при свершении правосудия, воспитывает уважение к судебной власти в целом, а также к закону, который эта власть представляет и от именно которого действует. Важным моментом также является и то, что соблюдение судебного этикета позволяет создать определенные предпосылки для полного, объективного и всестороннего исследования всех деталей юридического дела в корректной, спокойной и деловой обстановки, судом с участием всех заинтересованных сторон.


Хотя основы судебного этикета регулируются нормами процессуального законодательства, но есть также и другие требования судебного этикета. Например, все стороны процесса обязаны поддерживать торжественность судебной процедуры. Обращения между собой должны обязательно производиться в вежливой и корректной форме. Суд должен при этом подчеркнуто одинаково относится к сторонам процесса. В суде избегается многословие, создается атмосфера целеустремленности, деловитости.

Судьи, прокуроры, адвокаты должны заботиться о своем внешнем виде, их одежда должна отвечать обстановке и атмосфере правосудия.

16. Этикет в профессиональной деятельности юриста.

Общение (коммуникация) – это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. Этика делового общения – это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно- этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.

2. Порядочность, то есть органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающая на таких выработанных нравственных качествах, как:

3. Доброжелательность, то есть органичная потребность делать людям добро

4. Уважительность, то есть уважение достоинства контактера,

Этикет – это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социальному статусу контактера и конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение.

Строгое соблюдение правил этикета – важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с контактером, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это умение тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности - безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта – это не просто обязательный элемент общения, но и неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя – непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.

17.Конфликт и его морально-нравственная структура.

Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.

В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.

К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.

Можно классифицировать конфликты и по их содержанию. Это проявление конкретных противоречий между должным и сущим в нравственном поведении личности.

К таким противоречиям относят:

– противоречия между знаниями нравственности и реальным поведением;

– между целью и средствами ее достижения;

– между мотивами и результатами деятельности;

– между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями.

Причиной внутренних конфликтов, по мнению психологов, может быть нарушение приспособленности личности к условиям деятельности, общения. Внутренний, или внутриличностный, конфликт – это определенное психическое состояние, выражающееся в противоречивости принимаемых решений, возникновении беспокойства, тревоги, сомнений, апатии.

Педагогу необходимо располагать определенной системой знаний, навыками, определенным инструментарием в области общения. Он должен совершенствовать формы межличностных контактов.

Знание психогигиены общения – важнейшее профессиональное требование и качество, без которого педагогу-мастеру не состояться.

Существуют прямые и косвенные методы устранения конфликта. Вот некоторые из прямых методов.

Приглашение педагогом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная, осуществляется уточнение фактов.

Независимо от суждений конфликтующих сторон педагог приходит к решению. Перед оглаской решения конфликтующим предлагается высказать все, что они считают необходимым в данной ситуации. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм и требований, способствует снятию остроты инцидента.

Педагог может предложить конфликтующим высказать свои обвинения на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий, советов участников собрания. Решение, принятое в ходе коллективного собрания, оглашается конфликтующим сторонам.

В случае если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, педагог может прибегнуть к административным мерам, так как конфликт может ущербно отразиться на учебном или производственном процессе.

Если названный выше случай оказывается недейственным, педагогу желательно разъединить конфликтующие стороны, направить в разные классы, группы, подразделения.

Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:

1. Метод «выхода чувств». Суть его в том, что человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса.

2.Метод «эмоционального возмещения». Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо («жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние.

Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны?..» Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее?.. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие».

3.Метод «авторитетного третьего». Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог.

4.Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов.

5.Метод «принудительного слушания оппонента». В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность.

18.Этические и нравственные основы деятельности нотариуса

Нотариат - один из важнейших и традиционных столпов правовой системы государства. Он представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которую возложено удостоверение бесспорных фактов, свидетельствование документов, придание документам исполнительной силы и выполнения других
действий. Нотариат защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Способом такой защиты является совершение нотариусами предусмотренных законом нотариальных действий от имени государства.
Нотариусы совершают следующие виды нотариальных действий:
удостоверяют сделки, в том числе доверенности, завещания, договоры (купли-продажи, мены, залога движимого и недвижимого имущества, другие виды договоров);
выдают свидетельства о праве на наследство;
принимают меры к охране наследственного имущества;
выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
свидетельствуют подлинность подписи на документах;
свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
удостоверяют время предъявления документов;
передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
совершают исполнительные надписи;
совершают протесты векселей;
предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
принимают на хранение документы;
совершают морские протесты;
обеспечивают доказательства.
совершают иные нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации

Закон гарантирует независимость нотариальной деятельности (ст. 5 Основ), которая состоит в том, что при выполнении своих профессиональных обязанностей нотариус непосредственно руководствуется Конституцией РФ и конституциями республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, международными договорами РФ. В то же время закон требует, чтобы сам нотариус был независим и беспристрастен при выполнении служебных обязанностей. В целях недопущения или пресечения возможного конфликта интересов на деятельность нотариусов законом наложены определенные ограничения. Так, нотариус не вправе:
- заниматься предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;
- оказывать посреднические услуги при заключении договоров;
- совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
Нотариусы должны соблюдать принцип законности, т. е. руководствоваться в своей деятельности российским законодательством и международными договорами РФ. Закон обязывает нотариуса отказывать в совершении нотариального действия, если совершение его противоречит закону.

 

19. Этические и нравственные основы деятельности адвоката

Профессия адвоката основывается на развитом внутреннем контроле за словами, действиями и намерениями своих членов. Защищая права клиентов, адвокат вступает в сложные отношения с судом, правоохранительными и другими государственными органами, организациями, гражданами.
Отношения адвоката с клиентами по необходимости строятся на очень доверительном, почти интимном общении.
Профессиональная этика:
а) помогает адвокатам обеспечивать доверительные отношения с клиентами через сохранение адвокатской тайны;
б) защищает самого адвоката от искушений и соблазнов, вы- званных именно близкими отношениями с клиентами и высокой степе- нью свободы, независимости и определенной закрытостью этой про- фессии;
в) помогает регулировать отношения адвоката с судом, органами государственной власти, государственными и иными организациями, средствами массовой информации, коллегами по профессии, адво- катским сообществом;
г) поддерживает авторитет адвокатской профессии за счет де- монстрации сообществу строгости, скрупулезности, «высоты» и «про- зрачности» ее этических норм, принципов и правил, а также системы контроля за их соблюдением.
Этические принципы служат адвокату ориентирами при решении того или иного конкретного вопроса, проблемы, при выборе собственной линии поведения или поведения своего клиента. Эти ориентиры необходимы, поскольку заранее невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, но в то же время в каждой ситуации и каждый раз адвокат должен перед собой, клиентом, государством, обществом, коллегами, профессией убедительно обосновывать свою точку зрения, свое поведение и свои намерения.

На профессию адвоката накладываются обязательства действовать в соответствии с определенными этическими принципами, которые должны помочь ей сохранять свою автономию, блюсти требования закона, поддерживать свой авторитет и престиж в обществе и реализовывать в согласованных формах свою социальную (этическую) ответственность перед обществом. Это уровень институциональной этики. Закон устанавливает следующие принципы деятельности адвокатуры как института:
принцип законности;
принцип независимости;
принцип самоуправления;
принцип равноправия адвокатов.
В свою очередь, государство берет на себя соответствующие обязательства. В частности, оно гарантирует:
независимость адвокатуры (ст. 18);
финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ (ст. 26 и 44);
- обеспечение в случае необходимости адвокатских образований
(адвокатский кабинет, коллегию, бюро, консультацию) служебными помещениями и средствами связи;
- социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

 

20. Этические и нравственные основы деятельности юриста фирмы

Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практически ничего не опубликовано, за исключением редких статей в периодических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.
Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий.
Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой:
поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это— риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;
обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;
3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов. Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как ми- нимум три типа кодексов этики:
корпоративный;
профессиональные (индивидуальные и/или институциональные);
деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.
Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.
Одно из условий успешного разрешения этических проблем — хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.
Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:
1) «не навреди»; вред, которого следует избегать, — это вред, причиняемый:
а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом;
б) окружающей среде;
не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства; не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;
соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).
Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают:
- преамбулу — вступительное слово директора фирмы;
положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;
общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;
положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;
положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;
положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;
положения, регламентирующие отношения с клиентами;
положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;
положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;
- обязательства перед акционерами и вкладчиками;
- положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.
В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы — это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:
- создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;
- социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;
улучшение экологии, обеспечение жителей экологически
чистой водой;
- благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;
- строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: