Тема 1. Киево-Могилянский коллегиум (Академия) - первое
План.
1. Создание Киево-Могилянского коллегиума
2. Управление учебным заведением
3. Организация обучения в коллегиуме (Академии)
4. Научная, культурная и просветительская деятельность Академии и ее выпускников
1. Создание Киево-Могилянского коллегиума. Исторически сложилось так, что первым высшим учебным заведением России и всех восточных славян стал Киево-Могилянский коллегиум. После вхождения Украины под протекторат России в 1654 г. он стал готовить кадры не только для украинских, но и для российских земель.
Это учебное заведение возникло в Киеве в 1632 г. в результате слияния братской (создана в 1615 г. по инициативе Елизаветы Гулевич) и Лаврской (создана в 1631 г. по инициативе Петра Могилы) школ. Оно было всесословным, православным, бесплатным и светским. Учащиеся обеспечивались бесплатным проживанием в бурсе (аналог сегодняшнего общежития), бесплатной форменной одеждой и бесплатными учебниками. Петр Могила с согласия братства стал «старшим братом», опекуном и наставником коллегиума.
Первоначально учебное заведение существовало за счет прибылей от поместий, которые ему жертвовали гетманы, митрополиты, богатые казаки, православная шляхта, монастыри и т.п. Все дары записывались на Братский монастырь, который и содержал коллегиум, а впоследствии и Академию. Материальное положение учебного заведения существенно ухудшилось в конце XVIII в., т.к. после секуляризации церковных земель в 1786 г. Киево-Братский монастырь потерял все свои владения. После этого Академия была переведена на государственное финансирование. Однако ежегодных ассигнований в 9 тыс.руб. (с 1797 г. – 12 тыс.руб.) было явно недостаточно.
|
Коллегиум с первых лет работал по программам, аналогичным учебным программам Ягеллонского университета. При этом официально он не имел статуса высшего учебного заведения. Попытки возвести коллегиум в ранг Академии предпринимались в 1658 г. и в 1694 г. Но сделать это удалось только 26 сентября 1701 г., когда Петр І своей грамотой закрепил за Киевской Академией все соответствующие права и привилегии. Основной привилегией Академии была судебная автономия – преподаватели, студенты и все работники учебного заведения.
2. Управление учебным заведением. В Академии существовала такая же организационная структура, как и в европейских высших учебных заведениях. Во главе учебного заведения стоял ректор, которого избирали ежегодно из числа профессоров. Ему принадлежала верховная власть в Академии: он утверждал учебные планы и отчеты преподавателей, санкционировал перевод студентов в высшие классы, был верховным судьей академического суда, контролировал смету, дважды в неделю посещал лекции преподавателей. Он же, как правило, заведовал кафедрой богословия. Вторым лицом в учебном заведении был префект – ректор назначал его из числа преподавателей. Префект отвечал за учебный процесс, посещал лекции, контролировал поведение студентов, заботился об их материальном обеспечении. Из учителей избирался суперинтендант. Его обязанностью было осуществлять надзор за бурсами (общежитиями) и квартирами студентов. Во главе бурс были сеньоры, избиравшиеся из студентов, проживающих там.
Ежегодно в августе происходили выборы новых преподавателей. Выдвигать кандидатуру на учительскую или профессорскую должность мог каждый член академической корпорации.
|
3. Организация обучения в коллегиуме (Академии). Студенты Киевской академии (до 2000 чел.) изучали славяно-русский (тогдашний литературный украинский язык), церковно-славянский, польский, латинский, греческий, древнееврейский, немецкий и французский языки, историю, географию, математику, астрономию, пиитику, риторику и диалектику, философию. Полный курс обучения в коллегиуме (а потом и в Академии) составлял 12 лет и делился на две конгрегации по 6 лет каждая. Низшая конгрегация состояла из 6 классов.
1 класс – фара – обучали одновременно чтению, письму и разговорной речи на латинском языке.
2 класс – инфима – класс первоначальных сведений.
3 класс – грамматика – шло изучение орфографии 5 языков: латинского, греческого, украинского, польского (русского), одного европейского (французского или немецкого).
4 класс – синтаксима – правила пунктуации этих 5 языков.
В этих двух языковых классах дополнительно преподавались также катехизис, арифметика, музыка и нотное пение.
5 класс - поэтика – давал представление о правилах стихосложения, рифмоплетства – как на славянском, так и на других языках.
6 класс – риторика – упражнялись в сочинении речей и рассуждениях на разные темы.
Высшая конгрегация делилась на 2 класса – по 3 года каждый.
В 1-ом классе высшей конгрегации изучали философию. Курс разделялся на три части: логику, физику (теоретические рассуждения о явлениях природы) и метафизику. В этом же классе преподавали дополнительно геометрию и астрономию.
|
Во 2-ом классе преподавали богословие. Ученики упражнялись в написании проповедей и ведении диспутов. Этот курс был факультативным.
Преподавание всех наук в коллегиуме (Академии), кроме славянской грамматики и православного катехизиса, шло на латинском языке. Курсы учили последовательно – это называлось «переходить из науки в науку». Вступительных экзаменов не было – принимали всех желающих.
Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался в первых числах июля, но новичков зачисляли и в течение года, когда бы они ни прибыли. После беседы с префектом определяли, в какой класс посадить вновь прибывшего ученика. Ограничений в возрасте не было. Случалось, что один и тот же человек мог покинуть стены коллегиума, а через некоторое время вернуться и продолжить обучение. Трижды в году объявлялись рекреации – краткий отдых от занятий.
По окончании каждого курса был обязательный экзамен. Если студент не сдал экзамен, его не отчисляли, а оставляли на второй, третий год и т.д. – пока не освоит предмет. В качестве стимула к лучшему учению в классах низшей конгрегации поощряли пари. В высшей конгрегации для того, чтобы побудить студентов к хорошей подготовке, проводили диспуты. Они были как учебные, так и открытые – с приглашением горожан.
В случае материальных затруднений студент мог на время прервать обучение, а потом вновь вернуться в аудиторию. Нуждающиеся студенты из числа хорошо успевающих получали право на «кондиции» – возможность поработать домашними учителями недорослей в богатых семьях. Плохо успевающие студенты из числа бедных могли быть отправлены на «эпитиции» - собирать милостыню в отдельных полках Украины.
В конце обучения был предусмотрен комплексный экзамен, который каждый студент сдавал в течение 12 часов 24 профессорам – по полчаса на беседу с каждым профессором. Окончившим Академию выдавался диплом, в котором, как правило, содержалась рекомендация по дальнейшему трудоустройству специалиста.
4. Научная, культурная и просветительская деятельность Академии и ее выпускников. Киево-Могилянская Академия стала центром культурной и научной жизни не только Украины, но со второй половины XVII в России. В Академии сформировалась собственная поэтическая школа. Известными поэтами, вышедшими из стен Киево-Могилянской академии, были: ректор Кассиан (Касьян) Сакович, черниговский архиепископ Лазарь Баранович, профессора Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Георгий Конисский, хорошо известный Григорий Сковорода и др.
Немалое внимание уделялось в Академии развитию философской мысли. Особое место среди философов в Киево-Могилянской академии принадлежало профессору И. Гизелю, И. Кононовичу-Горбацкому, С. Яворскому, Ф. Прокоповичу.
В Академии сложилась историческая научная школа. Достаточно вспомнить, что здесь учились летописцы Роман Ракушка-Романовский (Самовидец), Самойло (Самуил) Величко, Григорий Грабянка. Их казацкие летописи были прообразом современных исторических трудов. Киево-Могилянская академия дала и таких известных историков, как Петр Симоновский, Николай Бантыш-Каменский, Максим Берлинский и многих других.
В Киево-Могилянской Академии студентов учили рисованию, графике и живописи. Именно здесь возникла одна из наиболее значительных художественных и граверных школ. Видными граверами, учившимися в академии, были Иван Мигура, Иван Щирский, Леонтии Тарасович, Григорий Левицкий.
Незаурядное развитие в Академии получило музыкальное искусство. Академия выпустила многих профессиональных композиторов. Наиболее талантливыми среди них были Максим Березовский и Артемий Ведель.
Воспитанниками Киево-Могилянской Академии были будущие гетманы Юрий Хмельницкий, Иван Виговский, Петр Дорошенко, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, наказной гетман Павел Полуботок.
Из стен Академии вышло немало иерархов — епископов, митрополитов, архимандритов, духовных писателей, в частности Дмитрий Туптало, митрополит ростовский (1651—1709 гг.).
Следовательно, с Киево-Могилянской академией, заложившей основы высшего образования в нашей стране, связан чрезвычайно важный этап в развитии науки, философии, изобразительного искусства, в формировании мировоззрения украинского народа. Распространение Академией образования, идеи гуманизма и просвещения способствовало общественному прогрессу, воспитанию в народе чувства человечности, национального достоинства, духовности и уважения к другим народам, их культуре, истории.
Одной из привилегий коллегиума было право открывать школы и руководить ими. Поэтому коллегиум (Академия) активно способствовали развитию дела просвещения. Начало положил П.Могила – он в 1636 г. благословил открытие школы в Кременце; в 1638 г. – в Виннице; в 1639 г. – в Роще (на Волыни). В 1700 г. выпускником Киево-Могилянской Академии черниговским епископом Иваном Максимовичем был основан Черниговский коллегиум. В 1726 г. выпускник Академии белгородский архиепископ Стефаний Тихорский открыл Харьковский коллегиум. Преподавательский корпус этих учебных заведений был полностью укомплектован выпускниками Киево-Могилянской Академии.
После перехода Украины под протекторат России процесс создания новых учебных заведений продолжился и на территории России. Все школы в России во второй половине XVII – XVIII вв. открывались выпускниками Киево-Могилянской академии - начиная от Тобольска и заканчивая Москвой, а потом Санкт-Петербургом. Кстати, Петр Могила еще в 1640 г. предложил русскому царю Михаилу Федоровичу основать в Москве школу, где бы киевские ученые «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». Тогда царь отказался. Но позже 30 киевских ученых монахов были приглашены в Андреевский монастырь заниматься переводом книг на русский язык. В 1649 г. и 1652 г. в Москву приехало еще 2 группы ученых из Киева. Они развернули активную просветительскую деятельность.
Стефан Яворский основал первую высшую школу России — Московскую славяно-греко-латинскую академию (преобразованную в 1701 г. школу братьев Лихудов по образцу Киево-Могилянской Академии). В первой половине ХVІІІ века здесь работали 95 ученых из Киево-Могилянской академии, из 23 ректоров 18 были ее выпускниками, а из 25 префектов — 23 могилянцы. В 1702 г. открыли Латинскую школу в Ростове Великом (Д.Туптало); в 1703 г. – славяно-русскую школу в Тобольске (Ф.Лещинский).
Среди меценатов Киево-Могилянской Академии были выдающиеся исторические личности — гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, завещавший все свои средства Киевской, Луцкой и Львовской братским школам («...на науку й увічнення бакалаврів вчених...», как он написал в дарственной), митрополит Петр Могила, гетманы Украины Богдан Хмельницкий, Иван Выговской, Иван Мазепа... Именно во время гетманства Ивана Мазепы «Могилянка» достигла наивысших ступеней расцвета и получила статус Академии.