Онтогенез – процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.
Пренатальный период. Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единое целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне – период первых трех месяцев.
Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, – главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях – наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, – наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.
Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцептивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщено, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.
|
Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.
В чем состоит различие в психологических понятиях «поведение» и «деятельность»? прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя компоненту – внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних. Психологическая сущность поведения связана с приспособительной функцией выражения отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией. В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии – антипатии, которые возникают между людьми нередко вопреки законам логики. Приспособительная функция деятельности внешней заключена в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего мира на интеллектуальной и волевой основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность – рациональное производство результата. Она во всех своих видах – игровом, учебном, трудовом – предметна, т.е. изменяет положение и свойства как самого человека, так и окружающего мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.
|
Младенчество – сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие или недоверие человека к людям, к социальному миру в целом.
В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони появляется возможность манипуляции с предметами. На смену гулению приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.
Ранний возраст (1–3 года). Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение переходит в новое качество – оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь).
|
Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет негативизм – непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат. Другое последствие наказаний – стремление ребенка избежать их с помощью лжи.
Дошкольный возраст (4–6 лет). Ведущей психической активностью вновь становится общение. Ребенок, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг взрослого. Это возраст «почемучек» – ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения гностических потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира.
Игра, ранее преимущественно в одиночку, обретает способ общения со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры.
В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка.
Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам
Младший школьный возраст (7–10 лет, 1–4 класс). Ведущая психическая активность – учебная деятельность.
Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность – образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С другой, внешней стороны поведения, появляется манерничание как выражение ощущения своего взросления. Меняется социальный статус ребенка – он теперь школьник. Появляется в его жизни, наряду с родителями, новый «значимый другой» – учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе.
В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание, память, на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.
Игры становятся все более соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности.
Подростковый возраст (12–15 лет). Ведущая психическая активность – общение.
Это возраст начального периода развития половой зрелости, связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины.
В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков.
Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности.
Это период обостренного желания самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Подросток в силу возросшей эмоциональности, больших ожиданий, неадекватных представлений о реальности, обилия фантазий, проявления нетерпеливости, максимализма оценок, саморазвития воли и проб себя в зоне риска часто попадает в ситуации фрустрации, отчаяния, неудовлетворенности собой и враждебного противостояния окружающим людям.
Юношеский возраст. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (15–18 лет) и позднюю юность (18–23 лет).
Этот период рассматривается как психологичеcкий возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами.
Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического общения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни, которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.
В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни.
Взрослость. Социальная ситуация развития во взрослости предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей.
В период взрослости ведущим типом деятельности является труд.
Период взрослости – наиболее продолжительный период онтогенеза. Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:
– ранняя взрослость (молодость)
– средняя взрослость
– поздняя взрослость (старение).
Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости (20–40 лет) носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40‑летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. Следует отметить, что интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности, а также в значительной степени носит индивидуально обусловленный характер, т.е. взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества.
В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием в ней, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет реализовать нереализованный потенциал личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественной полезностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала.
У людей, достигших возраста средней взрослости (40–60 лет), отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного возрастного периода, не снижает их работоспособность и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего среднего возраста, особенно в той их части, которая связана с трудовой деятельностью и повседневной жизнью. Особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, от его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживают инволюционный процесс.
Старость. Поздняя взрослость, старость как психологический возраст – это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление:
– как биологический феномен старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти
– как социальное явление старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира
– на психологическом уровне речь идет об осознании происходящих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним.
Ведущая деятельность[2]:
1) Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию)
– стремление «успеть» сделать то, что еще не успел
– стремление передать свой опыт ученикам и последователям
– при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны
– к концу предпенсионного периода наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь
2) Период выхода на пенсию
– прежде всего это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности – это самоопределение методом «проб и ошибок»
– для части пенсионеров первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии (в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости)
– для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями
3) Период собственно старости
– досуговое увлечение
– стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства
– для части стариков в этот период ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».
Кризис новорожденности
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности.
Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т.д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.
Наблюдая за новорожденным, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы, например, хватательный. Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть для того, чтобы сформировался акт хватания или ходьба.
Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.
Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.
Кризис новорожденности требует особых методических средств и приемов, подчас выходящих за рамки психологических. Само экспериментирование затруднено из-за ригидности (непластичности) поведенческих форм новорожденного.
Сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в единении его с матерью. Если при кормлении или общении с ней он испытывает приятное чувство, то процесс его развития и формирования как личности идет нормально. Если же при кормлении или общении ребенок ощущает, что мать его не принимает или отчуждена, то он испытывает тревогу и недовольство. Если ребенку в целом не хватает материнского общения, он начинает отставать в своем развитии.
Кризис первого года
С одной стороны, кризис первого года проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой – этот кризис относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст.[3]
Л.С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти – с появлением самостоятельной ходьбы. Кроме этого, выделяются также и особые аффективные состояния. Появление автономной детской речи приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем вызывая к жизни новую ситуацию развития. Выготский указывает на то, что ходьба, возникая в один год, остается, совершенствуется, а автономная речь исчезает, замещаясь речью социальной. Тот факт, что в данном случае мы имеем дело с вскоре исчезающим, «летучим» образованием, дает Выготскому основание именно автономную речь выделять в качестве ключевого кризисного новообразования, характеризующего переходный период. «Переходы, возникающие в критические возрасты, и в частности, автономная детская речь, бесконечно интересны тем, что они представляют собой участки детского развития, в которых мы видим обнаженную диалектическую закономерность развития»[4].
Л.С. Выготский датирует начало кризиса одного года 10 месяцам, когда наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. До этого момента психическая жизнь младенца характеризуется господством аффектов, наиболее примитивных при неразвитости остального психического аппарата. К концу первого года жизни мы сталкиваемся с впервые появляющимся у ребенка «аффектом собственной личности» – первой ступенью в развитии детской воли. Таким образом, описывая кризис одного года, Выготский выделяет в качестве центрального новообразования речь и указывает на динамику в области аффективной сферы.
При описании поведенческих симптомов кризиса одного года всегда указывают на яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Эти реакции объясняются тем, что с возникновением автономной речи появляются «трудности взаимного понимания». Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослого, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом.
Наиболее важным приобретением первого года жизни становится способность действовать под влиянием не только непосредственно воспринимаемых объектов и ситуаций, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Это приводит к тому, что ребенок, побуждаясь образом, всплывающим в памяти, настойчиво стремится с предмету своей потребности, обнаруживая в этих ситуациях капризы и иные симптомы.
Л.И. Божович дает подобным аффективно заряженным представлениям название «мотивирующие представления», полагая их центральным новообразованием первого года жизни. Их появление принципиально изменяет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью, освобождает его от диктата внешних воздействий, т.е. превращает его в субъект, хотя он еще этого и не осознает. Далее Л.И. Божович делает вывод о том, что прямое подавление потребностей, связанных с мотивирующими представлениями, «является причиной фрустрации ребенка», обусловливающей всевозможные негативные формы поведения. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.
Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.
Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.
Кризис трех лет
Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощрается, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет[5]:
1) Негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого
2) Упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением
3) Строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет
4) Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому
5) Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими
6) Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей
7) Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
Рассмотрим их подробнее. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще, негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому что ему сказали.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется – возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и оставшись одна, она горько плакала.
Из примера видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект – непосредственное эмоционально напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другими, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.
Вторая характеристика кризиса 3 лет – упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает в чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями и т.д.), хотя и с совершенно унылым видом.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим людям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, – обесценивание. Обесценивается в глазах ребенка то, что раньше было привычно, интересно и дорого, например, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма, личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период – тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.
Л.И. Божович, рассматривая кризис трех лет, связывает его с появлением некоторого системного новообразования, которое выражается в возникновении слова «Я». Доминирующей является потребность в реализации и утверждении собственного Я. После возникновения «системы Я», как следствие, возникают и другие новообразования, самыми значительными из которых являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».
Появление самооценки (желания быть хорошим) к концу третьего года жизни приводит к усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, присутствует желание действовать по своему собственному усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.
По мнению Л.И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребенка; «система Я» включает в себя некоторое знание о себе и отношение к себе. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности.
В раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым.
Ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным. Впервые в жизни ребенка ему приходится действовать в ситуации разделенности мотива (полноценное участие во взрослой жизни) и реализуемой цели (игрового) действия. Эта ситуация – первая ступень к формированию личности.
При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить.
У детей начинают формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают появления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.