Выберите 1 правильный ответ
1. В организационном поведении выделяют аспекты:
a. взаимоотношения между субъектами и объектами управления;
b. поведения системы в целом и поведения людей в организации;
c. требований к персоналу организации и соответствия его поведения этим требованиям;
d. взаимоотношения между работниками и клиентами;
e. поведения акционеров.
2. Под неформальной организацией понимают:
a. реальное поведение людей в организации, их связи и взаимодействие между собой;
b. отсутствие четкой организационной структуры в организации;
c. организацию, незарегистрированную в налоговой инспекции;
d. непродолжительный период существования, отсутствие организационной структуры управления;
e. взаимоотношения дружески настроенных индивидов.
3. Модель поведения сотрудников разрабатывается в целях:
a. формирования образца (формы) поведения сотрудников для достижения организацией поставленных целей;
b. разработки системы стимулирования сотрудников в организации;
c. разработки программы обучения сотрудников;
d. определения дисфункциональных видов деятельности;
e. увольнения сотрудников.
4. Поведение индивида – функция следующих переменных:
a. особенности индивида, внешняя среда;
b. восприятие, внешняя среда, особенности индивида;
c. внешняя среда, тип предприятия, функциональная роль;
d. стаж работы, тип предприятия;
e. сформированный в процессе восприятия образ ситуации.
5. Наличие какого фактора принципиально необходимо для того, чтобы объединение работающих людей можно было считать организацией:
a. наличие общих интересов;
b. наличие общих потребностей;
c. наличие общей цели;
d. взаимодействие большого количества лиц;
e. наличие границ существования.
6. Процесс восприятие причин поведения людей и его результатов называется:
a. социальным познанием;
b. атрибуцией;
c. абстракцией;
d. коммуникацией;
e. приписыванием.
7. Удовлетворенность работой не влияет на:
a. текучесть кадров;
b. качество выполнения работы;
c. поведение сотрудников;
d. абсентеизм;
e. отношение к профсоюзам.
8. Понятие, отражающее «устойчивое множество характеристик, которые определяют общность и различия в поведении людей»:
a. человек;
b. индивидуальность;
c. субъект;
d. индивид;
e. личность.
9. Восприятие – это:
a. процесс чувственной дифференциации входящей информации на определенные группы;
b. процесс организации информации из окружающего мира таким образом, чтобы она имела смысл;
c. процесс установления структурно-логических закономерностей между событиями, происходящими во внешней среде;
d. творческий процесс, в ходе которого индивид узнает незаметные на первый взгляд особенности объекта;
e. процесс, в ходе которого человек придает значение элементам и явлениям внешней среды, включающей отбор, организацию, хранение и интерпретацию в психологическим опыте различных стимулов в логически последовательную картину мира.
10. Компоненты установки:
a. аффективный, когнитивный;
b. аффективный, сознательный, поведенческий;
c. аффективный (оценочный);
d. поведение, мышление;
e. эмоциональный, информационный, поведенческий.
11. Если задачи, стоящие перед группой, достаточно просты и не связаны между собой, то:
a. сплоченность членов группы невысока;
b. требуется, чтобы члены группы сотрудничали друг с другом;
c. каждый член группы будет стремиться к соперничеству;
d. можно легко оценить индивидуальные результаты труда каждого члена группы;
e. это не способствует укреплению дружеских чувств между членами группы.
12. Источники межгруппового конфликта:
a. взаимодействие ролей;
b. индивидуальные различия, дефицит информации, неэффективные коммуникации;
c. несовместимость ролей, конкуренция за получение ограниченных ресурсов;
d. взаимозависимость задач, неопределенность полномочий, борьба за статус;
e. четкое разграничение задач.
13. Проявление межгруппового конфликта:
a. столкновение между различными группами;
b. неопределенность позиций и сторон;
c. усиление взаимодействия;
d. отстаивание интересов одной группы в ущерб всем остальным;
e. усиление сплоченности между группами.
14. Параметры, по которым можно сравнивать рабочие группы и команды:
a. лидер, миссия, ответственность, результат труда, процесс выполнения работ, форма совестной деятельности;
b. размер, уровень развития, лидерство, характер решаемых задач, стадия развития;
c. лидерство, процесс работы, форма совместного решения проблем, способы оценки эффективности, групповая сплоченность;
d. состав, лидерство, решаемые группой задачи, характер межличностных отношений, принцип создания;
e. производимый продукт, сплоченность, распределение ответственности, профессиональная автономия, престижность.
15. Основным недостатком работы в группе можно считать:
a. групповое единомыслие;
b. доминирование одного из членов группы;
c. то, что в группе не могут возникнуть интересные идеи;
d. шаблонное мышление и снижение качества решений;
e. то, что группа не способствует индивидуальному развитию.
16. Барьеры, встречающиеся на пути эффективных коммуникаций:
a. личностные, временные языковые семантические, физические, организационные, культурные различия, коммуникативные перегрузки, различия в статусе, нежелание делиться информацией;
b. межличностные, фильтрация информации, вредные вербальные привычки, семантические, временные, помехи во время передачи;
c. стереотипы восприятия, неумение слушать собеседника, психологическая несовместимость, селективное восприятие информации, различия в ценностных суждениях;
d. неумение слушать собеседника, личностные, временные, организационные, различия в статусе, языковые, коммуникативные перегрузки, культурные различия, нарушение нормы управляемости, излишняя централизация, неопределенность прав и обязанностей;
e. дефицит времени общения, высота стола руководителя, размеры рабочих помещений, сленг, нежелание слушать собеседника.
17. Для изучения организационного поведение наиболее значимы:
a. вербальные невербальные коммуникации;
b. межличностные коммуникации;
c. формальные и неформальные коммуникации;
d. вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации;
e. коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий.
18. Двусторонним коммуникационный процесс делает:
a. отправление сообщения;
b. обратная связь;
c. передача сообщения;
d. декодирование сообщения;
e. получение сообщения.
19. Элементы коммуникационного процесса:
a. отправленные сообщения, передача сообщения, получение сообщения;
b. кодирование сообщения, передача сообщения, декодирование сообщения;
c. формулирование значения, сообщение, получатель;
d. коммуникатор, сообщение, каналы передачи, получатель, обратная связь;
e. отправитель, кодирование, передача сообщения.
20. Основные критерии классификации коммуникаций в организации:
a. источник, содержание коммуникации, компонент системы, время коммуникации;
b. средство, каналы, мотивы коммуникации, сфера совместной деятельности, реальность осуществления, объем;
c. тип поведения, уровень общения, культурные различия, субъект коммуникации;
d. субъект, формы, каналы, направленность коммуникаций, реальность осуществления;
e. форма, направленность, каналы, субъект и средства коммуникации, пространственное расположение каналов.
21. Особое значение ритуалам и церемониям придается:
a. в культуре «жесткого подхода»;
b. во всех типах культур;
c. в культуре «процесса»;
d. ни в каком типе культуры;
e. в культуре «много работаем – много отдыхаем».
22. При изменении культуры организации нужно руководствоваться:
a. изменением организационной структуры;
b. действиями конкурентов;
c. геополитическим факторами;
d. наличием в организации малых групп;
e. это процесс эволюционный, затрагивающий все аспекты деятельности организации.
23. Наиболее корректное определение организационной культуры:
a. набор убеждений, ценностей и норм, разделяемых всеми членами организации;
b. элемент внутренней среды организации;
c. образ жизни, мышления, действий;
d. «дух организации»;
e. философские положения и идеи, принятые в организации.
24. Наиболее полный перечень составляющих организационной культуры:
a. система ценностей, внешний вид персонала, церемонии и ритуалы;
b. культурная сеть, герои организации;
c. корпоративные убеждения и ценности;
d. стиль руководства, герои организации, внешний вид персонала;
e. философские положения и идеи, принятые в организации, церемониалы.
25. К основным функциям организационной культуры относятся следующие:
a. обеспечение стабильности организации;
b. достижение стратегических целей;
c. обеспечение стабильности организации в условиях постоянно изменяющихся условий производства и хозяйствования;
d. обеспечение вовлеченности всех членов организации в ее общее дело;
e. создание имидж организации.
26. Зависимость репутации организации от поведения ее сотрудников проявляется в том, что:
a. сотрудники формируют репутацию организации;
b. сотрудники разрушают репутацию организации;
c. сотрудники управляют репутацией организации;
d. сотрудники участвуют в формировании, поддержании и защите репутации организации;
e. сотрудники никак не влияют на репутацию организации.
27. Наибольшая эффективность сотрудников при работе с клиентами проявляется при:
a. притягательном клиентурном поведении;
b. избирательном клиентурном поведении;
c. антикриентурном поведении;
d. псевдоклиентурном поведении;
e. отказе от работы с клиентами.
28. Репутация организации не зависит от:
a. этапа жизненного цикла организации;
b. мнений потребителей;
c. ситуации на рынке;
d. настроений акционеров;
e. настроения собственника.
29. Лояльность – основной показатель…
a. индикаторы и показатели управления поведением клиентов;
b. квалификация и компетентность обслуживающего персонала организации;
c. уровень взаимодействия организации и потребителей.
30. Основные принципы маркетинга взаимоотношений с потребителями:
a. основа на качество;
b. сочувствие потребителям;
c. длительное взаимодействие с потребителями;
d. качественная система обслуживания;
e. нацеленность на прибыльных потребителей.
31. Стресс полезен для индивида, если он:
a. непродолжительный и небольшой;
b. является следствием постоянного выяснения отношений;
c. представляет собой периодически возникающее напряжение в подразделении по поводу выполняемой работы;
d. является следствием выполнения работы, несоответствующей квалификации;
e. является следствием перегрузки в результате выполнения важной работы.
32. Если руководитель подразделений обеспечивает регулярную обратную связь с починенными и прислушивается к их мнению, то это может привести к тому, что:
a. подчиненные «погрязнут» в обсуждении заданий и затянут их выполнение;
b. подчиненные будут работать производительно, но не будут удовлетворены работой;
c. подчиненные будут удовлетворены работой, но будут работать «спустя рукава»;
d. подчиненные будут удовлетворены работой и повысят производительность труда и качество выполнения заданий;
e. руководитель в конечном счете пойдет на поводу у подчиненных.
33. К направлениям управления стрессом на уровне организации относят следующие:
a. постановка конкретных и выполнимых задач;
b. неявки на работу;
c. программы оздоровления сотрудников, реализуемые путем предоставления неоплачиваемых отпусков;
d. взаимодействие и групповое принятие решений.
34. Действенность стимулирования обеспечивается:
a. жестким и безусловным принуждением;
b. опасением потери ресурсов и понижения имиджа;
c. угрозой негативной оценки и соответствующих последствий;
d. стремлением к получению ресурсов и расширению возможностей;
e. социальной значимостью.
35. Выберите правильную последовательность стадий потери интереса к труду:
a. разочарование, растерянность, раздражение; потеря готовности к сотрудничеству, подсознательные надежды;
b. потеря готовности к сотрудничеству, разочарование, подсознательные надежды; раздражение;
c. растерянность, раздражение, подсознательные надежды, разочарование, потеря готовности к сотрудничеству.
36. Национальная деловая культура и организационная культура соотносятся между собой следующим образом:
a. организационная культура является частью национальной деловой культуры;
b. национальная деловая культура отражает особенности организационной культуры компаний;
c. национальная деловая культура оказывает сильное влияние на организационную культуру;
d. национальная деловая культура оказывает влияние только на деловую культуру организации;
e. национальная деловая культура оказывает влияние на организационную культуру, если руководитель компании является представителем данной национальности.
37. Основные составляющие процесса организационной социализации предполагают:
a. изменение установок, ценностей и форм поведения;
b. непрерывность процесса социализации в течение определенного периода времени;
c. приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим группам и работе организации;
d. взаимное влияние новых сотрудников и руководителей;
e. этап вхождения в организацию.
38. Позволяет ли корпоративная культура работникам идентифицировать себя как некое целостное образование, отличное от других:
a. нет, не позволяет, у нее другие функции;
b. да, позволяет, так как она, объединяя людей в организацию, делает возможным достижение общей цели;
c. позволяет только в малых организациях;
d. частично, если сотрудники работают в одном подразделении;
e. позволяет только руководству организации.
39. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры:
a. миссия и цели деятельности, национальные особенности;
b. стратегия развития;
c. организационная структура управления;
d. разделение и кооперация труда в организации;
e. личность руководителя, его принципы и ценности.
40. Одинакова ли глубина воздействия культуры на членов организации:
a. да, одинакова;
b. нет, она зависит от того, на каком уровне иерархии находится сотрудник;
c. нет, она определяется системой стимулирования в организации;
d. нет, она зависит от того, насколько члены организации разделяют общие ценности и идеи;
e. да, одинакова, но только для малых предприятий.
41. Необходимо ли при определении характера и глубины изменений учитывать стадию жизненного цикла организации:
a. да, необходимо, поскольку каждой стадии присущи свои специфические процессы;
b. нет, это не обязательно;
c. необходимо только на стадии упадка;
d. необходимо, если предлагается радикальное изменение;
e. необходимо анализировать только изменения во внешней среде.
42. В каком типе производства функционирование организации в наибольшей степени способствует улучшению отношений внутри коллектива:
a. индивидуальном, специализированном;
b. мелкосерийном, комплексном;
c. крупносерийном;
d. комплексном производстве массового продукта, корпоративном;
e. у отельных производителей.
43. Какова связь между стратегией и изменениями в организации:
a. никакой связи нет;
b. на первом шаге изменений определяет стратегия;
c. стратегия является заключительным шагом изменений;
d. изменения обеспечивают реализацию стратегии;
e. связь наблюдается, если это стратегия роста.
44. Существуют ли плюсы в сопротивлении изменениям:
a. никаких плюсов нет;
b. да, существуют, так как руководители организации еще раз анализируют разработанную концепцию и оценивают ее адекватность сложившейся ситуации;
c. существуют плюсы для конкурентов данной организации;
d. усиливается конкуренция внутри организации.
45. Как должны вести себя руководители организации, если инициатива изменений исходит от подчиненных:
a. всячески содействовать инициативе подчиненных;
b. погасить инициативу;
c. провести всесторонний анализ предлагаемого изменения и на его основе принять решение;
d. стимулировать подчиненных, но не формировать проведение изменений;
e. присвоить себе авторство этих изменений для укрепления авторитета.
Примеры практических заданий
Задание 1.
Проанализируйте перечисленные ниже эффекты групповой работы и определите, для групп какого размера они характерны, заполнив таблицу:
Эффект групповой работы | Размер группы, чел. | |||
5-15 | более 25 | |||
1. Сплоченность | ||||
2. Ложное согласие | ||||
3. Снижение сплоченности | ||||
4. Хороший потенциал взаимодействия | ||||
5. Напряжение | ||||
6. Конфликты | ||||
7. Нестабильность | ||||
8. Снижение потенциала взаимодействия | ||||
9. Удовлетворенность | ||||
10. Снижение удовлетворенности | ||||
11. Рост формализма | ||||
12. Рост коммуникативно-координационных требований |