ТЕМА: МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ




1.Сущность межэтнических конфликтов. Этнический парадокс современности.

2.Особенности межэтнических конфликтов.

3.Классификация межэтнических конфликтов.

4.Принципы и способы урегулирования межэтнических конфликтов.

 

1.Сущность межэтнических конфликтов.

Этнический парадокс современности. Прежде чем говорить о межэтнических конфликтах, определим, что представляет собой этничность. Этничность можно определить как устойчивую совокупность норм социально-нормативной культуры., которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты). Этническая идентичность задается, прежде всего, внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов. Подобно тому, как выпускники школьного класса или студенческой группы всю оставшуюся жизнь симпатизируют друг другу, хотя символ их единения (конкретная школа или вуз) для остального мира могут и не иметь никакого значения. Исходя из такого понимания этничности, межэтнические конфликты-это столкновения между большими социальными группами по поводу национально-этнических стереотипов: культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада. Эти национально-этнические стереотипы можно отнести к объективным индикаторам этничности. Порой отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из этих признаков, но, тем не менее, идентифицируют себя с определенным этносом. Основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание (чувство принадлежности к определенному этносу). Этническое самосознание – это субъективный индикатор этничности., существование которого связано с одной из фундаментальных потребностей человека - потребностью принадлежности к какой-либо общности - семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. В отличие от других социальных общностей этнические общности более устойчивы. Человек в течение жизни может неоднократно менять профессию, место проживания и т. д., а этничность – это его пожизненная характеристика. В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на этнической принадлежности. Но в условиях дискомфорта, чувствуя себя ущемленным, обиженным, он сознательно или бессознательно идентифицирует себя с определенными социальными группами (например, с семьей, друзьями, коллективом, в том числе и со своим этносом). При этом этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может не иметь семью или друзей, работать или не работать в коллективе, но в любом случае он не перестает быть представителем определенного этноса. Самоидентификация «я – русский» или «я – украинец» – это не просто фиксация прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей – этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов. Именно в этом и заключается суть межэтнических конфликтов: каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет только с помощью создания собственного государства. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. В этом его сила: такую потребность подавить нельзя, не уничтожив сам этнос. В этом же, как правило, и его трагедия. Поскольку полная реализация идеи «каждому этносу - по государству!» - чистая утопия. Так, в современном мире насчитывается около 200 суверенных государств. «На подходе» - еще примерно столько же (имеются в виду этносы, официально заявившие о своих притязаниях на самостоятельную государственность). А всего этносов, по оценкам, более 5000 (в одной только России их около тысячи). В общем, теоретически проблема кажется неразрешимой. Как же она решается на практике? Пока что путем “естественного отбора”. Кто сильнее - тот и прав, то есть получает возможность образовать самостоятельное государство. Но сила - вещь относительная. Она меняется со временем. Исторически этот процесс идет волнами. Из ныне существующих двух сотен государств, в конце XIX в. существовали только 60. Остальные обретали независимость партиями. После Первой мировой войны развалились Австро-Венгерская, Германская, Османская империи. Российская империя почти удержалась, хотя и потеряла Польшу и Финляндию. После Второй мировой войны рухнула колониальная система, и более сотни этно-национальных групп Африки, Азии и Латинской Америки обрели вожделенную государственную независимость. Казалось бы, уже все: мир поделен государственными границами окончательно и бесповоротно. Свободных территорий больше нет. Измученное кровопролитными войнами мировое сообщество торжественно провозгласило сначала в документах ООН, а затем в Хельсинкском Акте 1975 г. принципы взаимного уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. Хотя бы европейские границы должны были стать окончательными. Но не прошло и двух десятков лет, как мир содрогнулся под следующей волной суверенизации этно-национальных групп. На 15 самостоятельных государств распался СССР, с большой кровью разошлись почти все бывшие югославские республики, ушла из Эфиопии Эритрея, мирно разъединилась Чехословакия, зато объединилась Германия. И этот процесс далеко не закончен. Уже не просто требуют, но с оружием в руках отстаивают свое право на самоопределение курды в Турции. Косовские албанцы умудрились втянуть в свой конфликт целый военно-политический блок. Этот странный феномен называют этническим ренессансом. или этническим парадоксом современности. Дело в том, что почти все сформированные в прошлом доктрины и идеологии (и либеральные, и радикальные) были пронизаны уверенностью, что межнациональная рознь, тем более в варварских ее формах, постепенно должна уходить в прошлое под напором интернационализации экономики и культуры. Но увы, прогнозы не сбылись. Прошлое неожиданно стало будущим. А если учесть, что практически все нынешние государства по этническому составу совсем не однородны, то практически каждое из них (а особенно федеративные) имеет предпосылки межэтнических конфликтов. Фатальная сторона этой проблемы заключается в том, что межэтнические конфликты нельзя предотвратить никаким всеобщим договором о мире и согласии0 Договариваться-то будут государства существующие, а конфликты будут порождать “государства”, которые только хотят возникнуть. Втолковать же “обиженным” этносам, что их целью должно быть гражданское равенство, обеспечивающее все права на развитие их особой культуры, а не собственное государство, пока еще никому не удавалось. В этих условиях ничего иного не остается, как надеяться, что нынешний этнический ренессанс иссякнет сам собой. Характерно, что всплески этно - политической активности практически обходят стороной мир наиболее развитых, благополучных стран. Видимо, чем богаче и культурнее страна, тем меньше в ней поводов для межэтнических столкновений. В той же Великобритании, Шотландия и Уэльс даже проголосовали за создание своих собственных парламентов, рассчитывая таким образом укрепить свой этнический статус. Но при этом никто и не думает отделяться от Англии и устраивать по этому поводу войны. Последние, по выражению 3. Бжезинского, стали “роскошью, доступной лишь бедным народам этого мира”. Так что, рано или поздно в мире должно установиться некое подобие этно - политического равновесия, когда все этнические общности, действительно способные сегодня к созданию самостоятельного государства, таковое обретут. Конечно, подобные рассуждения мало утешают. Когда еще это равновесие установится, а убивают-то сейчас. На это конфликтологии остается повторять свое «золотое правило»: избежать конфликтов нельзя, надо научиться с ними жить и минимизировать издержки. А для этого, в первую очередь, надо научиться понимать природу и специфику всех конфликтов вообще, а уж этнических - в особенности.

2.Особенности межэтнических конфликтов.

К межэтническим относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), в которых противостояние проходит по линии этнической общности. Но все они характеризуются проявлением следующих особенностей: -Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется, в конечном счете, стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для того чтобы этнический кризис “созрел”, этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий уровень доходов, преобладание непрестижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притеснение религии, ограничение возможности использования языка, не уважение обычаев и традиций и т.п.). Так что любой межэтнический конфликт - это даже не «два в одном», а три, и четыре «обычных» конфликта в едином межэтническом пространстве. -Межэтнические конфликты всегда отличаются эмоциогенностью (высоким накалом эмоций, страстей), алогичностью (проявлением иррациональных сторон человеческой природы), и символизмом. Эта особенность обусловлена тем, что национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственна слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этого, межэтнические конфликты отличаются остротой противоборства и жестокостью форм ведения борьбы. Большинство из крупных межэтнических конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут псевдоисторическими изысканиями типа: «Наши предки всегда здесь жили!». Здесь проявляется феномен «мифологического мышления», суть которого заключается в том, что память сохраняет различные факты прошлого, а интеллект дорабатывает возможные варианты того, что могло бы быть. Так создается "фантомная модель", которая может превратиться в программу действий. Народная память в своих мифах, легендах, фольклоре, памятниках истории, литературы и т.д. хранит победы и поражения, обиды и образы врагов, стереотипы конфликтного взаимодействия этносов. Все это может быть использовано для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии. - Межэтнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией человеческих ресурсов Защищаемые этнические особенности (вера, язык, быт) составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту. Начавшийся конфликт вызывает цепную реакцию, вовлекая в свою сферу все новые и новые человеческие и др. ресурсы. -Межэтнические конфликты имеют хронический характер, они не имеют окончательного разрешения. Это объясняется тем, что этнические отношения весьма подвижны и та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику. Большинство причин возникновения межэтнических конфликтов имеют социокультурный характер. Среди них можно выделить следующие: различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта. Следует отметить, что сами по себе этнические особенности не являются постоянным дестабилизирующим фактором в обществе. В нормально функционирующей социально-политической и экономической системе отношений хорошо уживаются люди, принадлежащие к разным этническим группам. Но в условиях экономической и политической нестабильности и кризисных состояний общества все прежние регуляторы межгрупповых отношений подвергаются разрушению, а новые складываются не сразу. В такой ситуации этнический регулятор выступает на первое место. Если ухудшаются отношения с тем или иным соседним народом, то общие с соседями черты становятся малосущественными, а вот межэтнические различия приобретают повышенно важное значение, причем каждой стороной оцениваются в свою пользу. -Этно - политические отношения сами по себе конфликтогенны. Когда же к этому прибавляются политические ошибки, их взрывной потенциал возрастает многократно. Так, на территории бывшего СССР тлеет масса этно --политических конфликтов, связанных с грубыми ошибками (а нередко и преступлениями) советского руководства. Это конфликты, порожденные проблемой восстановления прав депортированных народов (ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев), произвольными территориальными изменениями, нарушавшими целостность этносов (Южная Осетия, Нагорный Карабах, Крым). Всех этих конфликтов могло и не быть. Но они возникли и разворачиваются по обшей схеме: пострадавший этнос требует восстановления справедливости (часто с перегибами), а гарантия ее установления - собственная государственность в той или иной форме. Первый же признак всякого государства - территория. Поэтому территориальные притязания выступают основой примерно 2/3 всех этнических конфликтов на пространствах бывших республик СССР. Это требования изменения границ, воссоздания утраченных национальных образований, возвращения репрессированных народов на прежние места проживания и пр. - Процесс развития межэтнического конфликта также имеет свою специфику и включает три основных этапа: 1) на первом этапе происходит образование противостояния - под воздействием накопленных обид формируется образ врага; 2) на втором этапе происходит активный поиск различных врагов, накапливается их количество; 3) на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и события начинают разворачиваться по принципу "зеркального отражения", когда практически все твои дела и поступки возвращаются обратно. В этой войне двойников действие всегда равно противодействию, каждая сторона обвиняет противника в тех же грехах, в которых последний обвинял ее. Увеличение межнациональной напряженности не просто ожесточает жизнь людей во всех враждующих странах. Стремясь в целях безопасности как можно более полнее отождествлять себя со своей национальностью, человек готов воспринять самые негативные национальные привычки, возрожденные в ходе борьбы за "национальные святыни". В результате возможен отказ от цивилизации.

3. Классификация межэтнических конфликтов.

Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям. 1. Если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнических конфликтов: · межгосударственные внешние конфликты; · региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства; · конфликт между центром и этническими группами региона, когда регион стремится к полной государственной независимости (Чечня); · местные конфликты - между различными этническими структурами, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте федерации). 2. Если принять за классификационное основание мотивы возникновения, то все этнические конфликты можно классифицировать следующим образом: · территориальные (обусловленные взаимными территориальными притязаниями) · экономические (обусловлены неравенством этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов) · политические (политическая борьба за власть между этническими группами, за государственную независимость и т.д.) · исторические (обусловлены историческим прошлым наций - наличием исторических, культурных, культовых и др. памятников) · ценностные (обусловлены ущемлением ценностей нации, связанных с различиями в культуре, языке, религии и другими социокультурными особенностями нации) · социально-бытовые и т.д. (обусловлены социально-психологическими факторами - общей подсознательной неприязнью к представителям определенной нации). 3. В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют конфликты: · социально-экономические - борьба за перераспределение части социальной культуры. · территориально-статусные - борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса. · сепаратистские - борьба за выход из состава федерации и образование собственного независимого государства. 4. По формам и методам противодействия этнические конфликты можно разделить на: · насильственные - могут быть локальными и широкомасштабными, предполагающими развернутые боевые действия сторон. · ненасильственные (без применения физической силы)- дипломатические, юридические, экономические, политические

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: