Речевой тренинг. Знаки препинания в речевом действии.
«Дикция — вежливость актера», — произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь — это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.
Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи. Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами в отличие от альвеол (бугорки за зубами), твердого и мягкого нёба, которые тоже участвуют в звукопроизношении, но пассивно.
Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения произносительных органов речевого аппарата. Это так называемые органические нарушения. К ним относятся:
1. Недостатки языка: а) слишком большой, неповоротливый язык, или слишком узкий, маленький, что затрудняет правильную артикуляцию; б) укороченная уздечка языка (подъязычная связка), мешающая языку высоко подниматься для произнесения звуков верхнего ряда, например: ш, ж, д. 2. Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов: а) неправильный прикус (промежуток между зубами при смыкании челюстей); б) большие расщелины между зубами.
3. Недостатки, связанные с неправильным строением нёба («готическое» нёбо).
4. Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа, — эти недостатки затрудняют четкое произношение.
|
Для развития правильной речи необходим полноценный слух. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку и может исправить ее. Недостатки слуха — тугоухость, неразвитость речевого (фонематического) слуха — также приводят к косноязычию. Все перечисленные органические нарушения необходимо исправлять у врачей-специалистов и не надеяться на стопроцентное улучшение дикции с помощью тренинга. Дикционный тренинг поможет решить другие задачи — исправить недостатки звукопроизношения и улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ
(Функциональные нарушения произношения)
Существует большое количество дикционных недостатков, не связанных с органической основой. Это так называемые функциональные нарушения. С чем же связаны дикционные недостатки, если нет никаких дефектов артикуляционного аппарата? Что является причиной плохой дикции?
Во-первых, это вялая артикуляция, т.е. недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти; во-вторых, это искажение звуков, т.е. неточное выговаривание звуков русской речи, например: картавость или шепелявость; в-третьих, это отсутствие звуков, т.е. выпадение звуков в начале, середине или конце слов. Например: вместо ткёт ткач ткани — кёт кач кани, вместо слушай — сушай, вместо шар — ша и т.п.; в-четвертых, это замена звука, когда один звук заменяется другим, имеющимся в системе языка. Например: вместо молоко — мовоко; в-пятых, это слабое дыхание, т.к. при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков. Активность артикуляторов, в особенности губ и языка, также невозможна при слабом дыхании. Ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, они образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична или неблагозвучна, то без точных согласных звуков речь непонятна, бесформенна. «Гласные — река, согласные — берега», — писал К.С. Станиславский. Точность произношения согласных — основная задача в работе над дикцией.
|
СПОСОБЫИСПРАВЛЕНИЯ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ
Вам предлагается дикционный тренинг, в который входят следующие части:
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений, развивающих подвижность мышц речевого аппарата).
2. Правила произнесения согласных звуков (артикуляционный уклад или положение языка, губ и челюстей во время произнесения того или иного звука).
3. Исправление «больных» звуков (с чего начинать работу по исправлению своего недостатка и как закреплять правильные навыки произнесения).
4. Усложненный дикционный тренинг для совершенствования речи (таблицы усложненных звукосочетаний и скороговорки для увеличения темпа речи при сохранении внятности и разборчивости).