Тема урока: Физика. Предмет изучения физики




Физика, 7 класс

Цель урока: создать условия для развития интереса к изучению науки

Задачи:

Образовательная подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:
физика, предмет изучения физики, физические тела и поля; свойства тел, объект, материя

Развивающие:: подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности: называть предметы окружающей действительности физическим термином – физическое тело; выделять свойства тел; описывать состояние тела.

Воспитательные: пробудить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, формировать научное мировоззрение.

Технологии: проблемного обучения, актуализация личностного опыта, критического мышления, интерактивные

Видео фрагмент о природе. Как вы думаете, почему урок мы начали с этого фрагмента?

(Слайд 2-6) С древних времён человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определённую систему. Этому служит, и по сей, день наука физика. Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.

К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А не так давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. В сказке А.С. Пушкина мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его: (Слайд 7).

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

То сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной, -

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

 

И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше петушка.

 

А в сказке Ершова “Конек-горбунок” говорится: слайд 8

Огонек горит светлее,

Горбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем.

Чудный свет кругом струится,

Но не греет не дымится,

Диву дался тут Иван,

“Что, - сказал он, - за шайтан!

Шапок с пять найдется свету,

А тепла и дыма нету.

Эко чудо-огонек…”

И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт.

Сказки становятся былью: слайд 9 гусли-самогуды воплотились в патефон, магнитофон, радиоприемник. Слайд 10 Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Все это стало возможным не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Слайд 11 Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические аппараты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику.

Слайд 12 Например, очень важно знать физику криминалистам.

Тайна одной из важнейших христианских святынь - загадочной Туринской плащаницы - волнует людей уже много веков. Считается, что в этот льняной саван был завернут Иисус Христос при погребении, а изображение человека на ткани – это отпечаток его лица и тела. Плащаницу много лет изучают эксперты из разных стран мира, которым до сих пор не удалось прийти к однозначным выводам.
Недавно к расследованию тайны происхождения плащаницы подключились и ученые Института криминалистики ФСБ России. Они провели серию уникальных экспериментов, которые позволили узнать обстоятельства последних дней жизни и казни Христа.
Специалисты ФСБ намеренно ушли от религиозной трактовки плащаницы. Они решили исследовать ее как материальное свидетельство с места преступления – на профессиональном жаргоне это называется "вещдок". Работа проходила под руководством доктора технических наук Анатолия Фесенко, который долгое время руководил Институтом криминалистики.
По его словам, ученым пришлось провести комплексные исследования: на стыке химии, физики, математики и биологии. "Для начала мы выяснили возможный возраст ткани, смоделировав процесс старения, - рассказал эксперт. - И пришли к выводу, что американские ученые, "омолодившие" плащаницу более чем вдвое, ошибались. Ей действительно не менее двух тысяч лет". Вместе с тем были опровергнуты более ранние предположения о том, что Туринская плащаница старше Иисуса на тысячу лет.
Кроме доказательств возраста плащаницы, криминалистам удалось по отпечаткам на ткани исследовать характер ран, полученных Христом. Говоря профессиональным языком, исследуемый материал сохранил материальные свидетельства о жертве насилия. "На длинном льняном полотнище размером 4,3 х 1,1 м имеется слабо проступающий желтовато-коричневый отпечаток двух проекций обнаженного мужчины, спереди и сзади. Анализ всех отпечатков доказывает, что изображенного на ней человека бичевали плетьми римского образца, имевшими пять хвостов с закрепленными на концах свинцовыми пуговицами", - сообщили изучившие плащаницу эксперты.
Согласно выводам ученых, раны, полученные завернутым в эту ткань человеком, точно соответствуют описанным в Библии страданиям Христа. "На правом плече - широкая полоса, свидетельствующая о несении тяжелого предмета, возможно, креста. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны скула разбита, поэтому эта сторона отечная. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. Этот человек страдал, поэтому черты его лица после смерти неодинаково сократились", - гласит заключение криминалистов.
Грандиозная работа экспертов позволила пролить еще немного света на загадку святыни. Результаты этого исследования в очередной раз подтвердили, что на ткани плащаницы действительно запечатлены страдания Христа.

Слайд 13 В области медицины нанотехнологии могут произвести революцию. Сегодня главная задача - это доставка лекарства в наноконтейнерах. В будущем необходимо будет создать нанороботов, которые смогут путешествовать по организму, проходить через барьеры и доставлять клеткам лекарства. Новые перспективы открывают достигнутые успехи в генотерапии. Здесь лечение состоит в "починке" дефектного гена. Самую большую трудность составляют эффективная и безопасная доставка хорошего гена к цели.
Итак, мы видим, что в настоящее время появилась возможность на атомарном уровне вмешиваться в любые процессы и создать фундамент для всех областей науки и технологий.

Работа с учебником

(Слайд 15). Впервые термин «физика» ввёл в науку древнегреческий учёный Аристотель, назвав так одно из своих сочинений о природе. Слово «pfysis» по-гречески значит природа.

Слайд 16 В русский язык термин «физика» перенёс один из основоположников отечественной науки – М.В. Ломоносов.

Слайд 17 Физика – это одна из наук о природе. Перед вами фрагменты на экране, на которых запечатлены хорошо известные вам различные явления природы. Назовите эти явления. Перечислите другие науки о природе, которые вам известны.

Слайд 18 В те далёкие времена физика была единственной наукой о природе и включала в себя всё, что было известно человеку об окружающем мире, обо всех явлениях, в нём происходящих. В процессе развития знаний о природе, совершенствования средств и методов её исследования отдельные области физики стали самостоятельными науками.

Слайд 19

Чем же отличаются эти науки о природе друг от друга?

Каждая наука о природе отличается друг от друга ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ.

Слайд 20

Так, например, возникли: астрономия – наука о строении и движении небесных тел; геология – наука о строении Земли; биология – наука о живых организмах; химия – наука о составе и строении вещества и изменениях, происходящих в них; метеорология, или физика атмосферы, - наука об атмосферных явлениях и погоде. Позже появились и другие науки, связанные с физикой: геофизика, астрофизика, биофизика, физическая химия и т.д.

А физика слайд 21 изучает объекты окружающей среды, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения. А теперь можем записать тему нашего урока. Вернитесь в начало записей в рабочей тетради и запишите тему урока: «Физика. Предмет физики.» (Пишет на доске, а учащиеся в тетрадях).

А теперь уточним выделенные термины в этой фразе.

Слайд 22 работа по этому слайду.

Термин «объект» перешло из латинского языка и означает предмет (записывает на доске: «лат. objectum – предмет»). Назовите, пожалуйста, какие - либо объекты окружающей среды.

Слайд 23

Итак слайд 24 прошу ответить на этот вопрос.

Слайд 25 Из чего состоят физические тела (объекты)? Приведите примеры веществ и тел изготовленных из этих веществ (задача 8, 9 из сб Степановой)

слайд 26 обратите внимание: вы перечислили объекты, которые человек воспринимает с помощью органов чувств. Но существуют другие объекты, которые человек не видит, не ощущает, не слышит, но они тоже существуют в окружающей среде

Слад 27 подведем итог нашим рассуждениям об объектах природы Чтобы различать объекты, о которых идет речь, назовем объекты, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств, физическими телами. Чувственно не воспринимаемые объекты назовем физическими полями. А все ЭТО назовем одним словом - материя

Слайд 28 запись в тетради

Слайд 29 Как понять выражение «чувственно воспринимаемые свойства тел»?.

Слайд 30 Попробуем выделить чувственно воспринимаемые свойства, например, этого тела (показывает стакан). Давайте одно свойство выделим вместе. Назовите свойство стакана.

Ученик: он прозрачный (стеклянный).

Учитель: верно. А теперь самостоятельно продолжайте задание 1.5.

Затем следует проверка задания

Слайд 31 Введем еще один физический термин: состояние. Этот термин мы часто употребляем, даже не зная физики. Например, мама вас спрашивает: ты в состоянии это сделать? Как вы понимаете это выражение?

Ученик: я понимаю это так: мама спрашивает, могу ли я это сделать в данный момент, или как я себя чувствую в данный момент.

Учитель: отлично. Ты правильно подчеркнул, что речь идет о самочувствии, или твоем свойстве в данный момент времени. Физики тоже очень часто употребляют термин «состояние». Они говорят: тело находится в данном состоянии. Как понимать это выражение?

Ученик: я думаю, что имеются в виду те свойства, которыми обладает тело в данный момент времени.

Запишите в тетрадь

Учитель: отлично. Опишите состояние этого тела (показывает тот же стакан).

Ученики называют свойства стакана.

А теперь вернемся к теме урока слайд1 Что же является предметом изучения физики? Слайд 33

д/з сборник задач Г. Н. Степановой 5-9 параграф 2 уметь устно отвечать на вопросы после параграфа с/з №7, 17, 65(у). 66, 68(у)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: