ОСНОВЫФИЛОСОФИИ
Методические указания и контрольные задания
Для студентов-заочников
По специальности «Физическая культура»
Методические указания составлены в соответствии рабочей программой «Основы философии», которая является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 49.02.01«Физическая культура», Кайгородовой Н. Г.
Орлов, 2019
Методические рекомендации по подготовке и выполнению контрольной работы
1. Назначение контрольной работы
Выполнение контрольной работы является основной частью самостоятельной работы студентов ипредусматривает индивидуальную работу студентов с учебной литературой и первоисточниками.
Целью контрольной работы является решение конкретной теоретической или практической задачи для выяснения степени усвоения изучаемого материала.
Примерная структура и оформление контрольной работы
Контрольная работа содержит:
- титульный лист (образец прилагается)
- собственно содержание;
- список используемой литературы по каждому вопросу.
К выполнению контрольной работы предъявляются следующие требования:
- работа выполняется самостоятельно, творчески, недопустимо просто переписывание текста учебника и иных источников;
- работе должны быть присущи краткость, информативность, определенная структура;
- должны быть обозначены номер и содержание вопроса, на который дается ответ;
- все листы обязательно должны быть жестко скреплены;
- каждая страница должна быть пронумерована вверху листа;
- каждая страница должна иметь стандартные поля: 3,0; 1,0; 2,0, 2,0;
- работа выполняется в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, размер 12, интервал 1,0,),
Методические советы по выполнению контрольной работы
При подготовке к написанию контрольной работы следует внимательно прочитать рекомендуемую литературу, конспектируя сущность прочитанного, выписывая цитаты, записывая собственные мысли. Затем рекомендуется еще раз обдумать порядок изложения, уточнить формулировки сверить цитаты и уже после этого приступать к написанию текста.
Контрольная работа выполняется на основе рекомендованной преподавателем учебной литературы.
Контрольная работа содержат несколько вопросов, на которые необходимо ответить по предложенной форме.
После окончания и оформления контрольной работы студент сдает её заведующей з/о в первый день учебной сессии.
Контрольная работа оценивается «зачтено» - «незачтено». Положительное оценивание контрольной работы является допуском к зачёту.
Содержание контрольной работы включено в содержание зачёта по учебной дисциплине «Основы философии».
Образец оформления титульного листа
Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
«Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий»
Контрольная работа
По учебной дисциплине
«Основы философии»
Работа выполнена студентом заочного отделения по специальности «Физическая культура»
ФИО ___________________________
_______________________________
Дата сдачи работы________________
Оценка _________________________
Преподаватель Кайгородова Наталья Георгиевна
Орлов, 2018
Контрольная работа посвящена анализу философских идей крупнейших мыслителей прошлого и современности. Она включает в себя 4 вида заданий: «Примечания», «Примеры», «Сравнения», «Таблицы»,
основная цель которых – проверить знания студентов по соответствующей философской конкретике. Они распределены по вариантам, которые выбираются студентами по согласованию с преподавателем (см. таблицу).
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Примечания.
Суть этого вида работы заключается в составлении примечаний к предложенному тексту. Вам следует
раскрыть выделенные понятия (имена философов, названия философских течений, школ и направлений, фило-
софские категории), дать им определение, краткую характеристику. Не забывайте, что примечания по содержа-
нию должны соответствовать духу рассматриваемой Вами эпохи.
Примеры.
В этом задании необходимо рассмотреть особенности решения каких-либо философских проблем на двух-
трёх конкретных примерах. При этом обязательно укажите, идеи каких философов вы рассматриваете.
Сравнения.
Сравнение предполагает выявление сходств и различий, его следует проводить по трём-четырём позициям.
Там, где это необходимо, ссылайтесь на конкретные примеры.
Таблицы.
В этом задании следует распределить указанные имена, идеи, философские учения, школы и направления,
названия произведений по соответствующим столбцам. В таблице достаточно указать номера выбранных позиций.
Таблица
Варианты | 1. Примечания | 2. Примеры | 3. Сравнения | 4. Таблицы |
1. ЗАДАНИЕ «ПРИМЕЧАНИЯ» ∗
1. Большинство исследователей единодушны в том, что философия1 как целостный феномен культуры2
является созданием гения древних греков. Философия дополнила мифы 3 и религии4 усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению5 на основе идей6.
2. Если развитие древней индийской философии идёт в двух руслах (астика1 и настика2), выделяемых в
зависимости от отношения к Ведам3, то древнекитайская философия базируется на «Книге перемен»4 и конфуцианстве5, идеи которого активно критикуются, особенно в даосизме6.
3. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов: натуралистический,
характерной чертой которого стал космологизм1 (досократики2); гуманистический с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ3, софисты4); классический с его грандиозными философскими системами Платона5 и Аристотеля6; эллинистические школы; неоплатонизм с его универсальным синтезом, доведённым до представления о Едином-Благе.
4. Средневековая философия традиционно делится на два этапа: патристику1 и схоластику2. Её харак-
терной чертой стал теоцентризм3, а основными проблемами – «Бог и мир», «соотношение веры4 и разума».
Если при решении первой доминировал принцип креационизма5, то при обсуждении второй выяснилось, что религия не может обойтись без теологии6, а теология – без философии.
5. Философия Ренессанса1, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к
философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации2. Что касается принципов возрожденческого философствования (антропоцентризм3, гуманизм4, пантеизм5), то можно заметить, что они образуют смысловые оси всей жизнедеятельности эпохи Возрождения. Мыслители Ренессанса, «вписывая» изобретённые ими принципы философствования в контекст античных философских систем, кардинальнейшим образом преобразовывали последние. Так называемый возрожденческий неоплатонизм6 в действительности является возрожденческой философией, облачённой в неоплатонические одежды.
6. Для Нового времени характерны: слом феодальных отношений; гражданские войны, в которых крепнет
буржуазия; становление индустриальной цивилизации1; перестройка ментальности людей. Речь идёт об историческом периоде, который охватывает XVII–XVIII вв. В философии соответственно в начале и конце этого периода возвышаются фигуры Ф. Бэкона2 и И. Канта3. Совместными усилиями эмпириков4 и рационалистов5 гносеология была превращена в хорошо развитую философскую дисциплину. Это обеспечило интересные перспективы другим составным частям философии, прежде всего онтологии, этике6 и социальной философии.
7. В XIX в. в философском отношении наибольшее внимание, по крайней мере, в континентальной части
Европы, вызвало учение И. Канта1, который своим анализом теории познания, этики и эстетики представил
высокие образцы мышления. Философы оказались перед трудной проблемой: как превзойти Канта, который не сумел или же не хотел воспитать ученика, равного ему по философской одарённости. И. Фихте2 не удаётся превзойти Канта в научном отношении. Зато он ярче других восславляет идеалы активной деятельности и свободы. Романтики во главе с Ф. Шеллингом3 провозглашают инварианты искусства: фантазию, иронию, символичность. Г. Гегель4, создав систему объективного идеализма5, рисует картину мирового развития. К. Маркс6, следуя своей теории, возглавляет движение пролетариата.
8. Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились существенные новации. В проти-
вовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни1), существование человека (экзистенциализм2). В XX в. в Германии доминировали феноменология3 и герменевтика4, в Англии и США аналитическая философия5, во Франции структурализм6, поструктурализм и постмодернизм.
9. Для многих русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных
сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов – В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого1, П.А. Флоренского2, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева3, Н.О. Лосского4 и др. Важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства5, этического _____персонализма, соборности6, реальной интуиции, истины праведности, космизма.
10. После октября 1917 г. партия большевиков, обеспокоенная размахом идеологической борьбы, поста-
вила задачу всемерного развития марксистской философии. Восьмидесятилетний путь эволюции философских воззрений в России в послеоктябрьский период состоит из следующих этапов:
1917 – 1930 гг. – подъём знамени ленинизма1, основанный на трёх работах В.И. Ленина («Материализм и
эмпириокритицизм»2, «О значении воинствующего материализма», «Философские тетради») и дискуссии между так называемыми диалектиками3 и механистами4;
1930 – 1956 гг. – сталинизм5 в философии;
1957 – 1975 гг. – расцвет марксистско-ленинской философии6;
1976 – 1991 гг. – застой в развитии марксистско-ленинской философии;
1991 – 2000 гг. – увядание марксистско-ленинской философии.
∗ Текст для большинства примечаний как в первой, так и во второй контрольных работах с небольшими исправления-
ми, дополнениями и сокращениями взят из: Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное
пособие. М., 2003; Он же. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп.
М., 2006.
Вариант №____ Задание №____
Ответ:
1.__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
6.__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
Зачтено __________________________ (подпись преподавателя)
Не зачтено _______________________ (подпись преподавателя)
ЗАДАНИЕ «ПРИМЕРЫ»
1. Приведите примеры решения основного вопроса философии.
2. Приведите примеры решения вопроса о смысле человеческой жизни в учениях древнеиндийских и
древнекитайских философов.
3. Приведите примеры поиска первоначала мира в античной философии.
4. Приведите примеры решения проблемы «вера и разум» в средневековой философии.
5. Приведите примеры решения проблемы человека в философии эпохи Возрождения.
6. Приведите примеры спора о методе научного познания в философии Нового времени.
7. Приведите примеры решения социально-философских проблем в философии эпохи Просвещения.
8. Приведите примеры решения онтологических проблем в немецкой классической философии.
9. Приведите примеры решения проблемы истины в неклассической философии.
10. Приведите примеры решения проблемы «Восток–Запад–Россия» в русской философии.
Вариант №____ Задание №____
Ответ:
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Зачтено __________________________ (подпись преподавателя)
Не зачтено _______________________ (подпись преподавателя)
ЗАДАНИЕ «СРАВНЕНИЯ»
1. Сравните мифологию и религию как исторические типы мировоззрения.
2. Сравните основные принципы древнеиндийской и древнекитайской философий.
3. Сравните основные принципы античной философии в эллинский и эллинистическо-римский периоды.
4. Сравните основные принципы европейской и арабо-мусульманской средневековых философий.
5. В чём отличия понимания Бога в средневековой и возрожденческой философиях?
6. Сравните позиции рационалистов и эмпириков в философии Нового времени.
7. Сравните основные принципы философствования в период Нового времени и в немецкой классиче-
ской философии.
8. Сравните основные принципы классической и неклассической философий.
9. Сравните философские воззрения западников и славянофилов.
10. Сравните основные принципы философии до 1917 г. и в советский период.
Вариант №____ Задание №____
Ответ:
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________
Зачтено __________________________ (подпись преподавателя)
Не зачтено _______________________ (подпись преподавателя)
__________________________
ЗАДАНИЕ «ТАБЛИЦЫ»
Таблица 1
Онтология | Гносеология | Аксиология |
1) бытие, 2) добро, 3) пространство, 4) свобода, 5) Парменид, 6) движение, 7) познание, 8) время, 9) исти-
на, 10) практика, 11) материя, 12) синергетика, 13) ценность, 14) П. Лапи, 15) диалектика, 16) красота, 17) эмпиризм, 18) жизнь.
Таблица 2
Древняя Индия | Древний Китай |
1) Веды, 2) Дао, 3) Инь, 4) ахимса, 5) Ян, 6) сансара, 7) карма, 8) Сяо, 9) веданта, 10) легизм, 11) миманса,
12) Капила, 13) Патанджали, 14) дхарма, 15) натурфилософия, 16) Шан Ян, 17) Хань Фэй, 18) номинализм.
Таблица 3
Досократики | Классический период | Эллинистическо-римский период |
1) стоики, 2) Фалес, 3) Диоген Синопский, 4) Сократ, 5) майевтика, 6) элеаты, 7) Сенека, 8) Платон, 9) Ге-
раклит, 10) «мир эйдосов», 11) апейрон, 12) Пифагор, 13) Аристотель, 14) Демокрит, 15) полития, 16) кинизм, 17) неоплатонизм, 18) Эпикур.
Таблица 4
Апологетика | Патристика | Схоластика |
1) Августин Блаженный Аврелий, 2) Юстин Мученик, 3) рациональное обоснование и систематическая
концептуализация западнохристианского вероучения, 4) Афинагор, 5) принятие Символа веры на Никейском Вселенском Соборе, 6) Фома Аквинский, 7) обоснование преимуществ моральных принципов вероучения Иисуса Христа и их совместимость с древнегреческой философией, 8) Григорий Нисский, 9) «учение отцов церкви», 10) борьба с ересями (арианство, гностицизм, монофизитство), 11) Ансельм Кентерберийский, 12) Тертуллиан, 13) Бонавентура, 14) Василий Великий Кесарийский, 15) «школьная философия», 16) обоснование преимуществ христианства в качестве государственной религии, 17) спор об универсалиях, 18) совокупность учений в защиту христианской церкви.
Таблица 5
Н. Макиавелли | Т. Мор | Дж. Бруно |
1) «Государь», 2) «цель оправдывает средства», 3) «Изгнание торжествующего зверя», 4) государствен-
ный интерес, 5) «другие миры так же обитаемы, как и этот», 6) «люди скорее простят вам смерть собственного отца, чем потерю имущества», 7) «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», 8) «овцы поели людей», 9) «История Флоренции», 10) фортуна, 11) одна и та же одежда, еда, развлечения и пр., 12) государство определяет воспитание детей, брак, религию, досуг и т.д., 13) «О бесконечности, Вселенной и мирах», 14) пантеизм, 15) «мир одушевлён вместе со всеми его членами», 16) «место, которого нет», 17) вера «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», 18) отсутствие частной и личной собственности.
Таблица 6
Б. Спиноза | Р. Декарт | Г. Лейбниц |
1) монизм, 2) перцепции монад, 3) божественная субстанция, являющаяся причиной самой себя, 4) есть
одна субстанция – Бог, или природа, 5) «я мыслю, следовательно, я существую», 6) «Богословско-политический трактат», 7) дуализм, 8) плюрализм, 9) существует две субстанции – мыслящая и протяжённая, 10) картезианство, 11) «Размышление о методе», 12) «Метафизические размышления», 13) пантеизм, 14) монадология, 15) «Новые опыты о человеческом разумении», 16) «Теодицея», 17) субстанции присущи постоянные свойства, в том числе протяжённость и мышление, 18) принцип непрерывности, предполагающий, что в мире нет «пустых промежутков», нет случайного, чудесного, не имеющего достаточного основания для своего существования.
Таблица 7
И. Кант | Г. Гегель | И. Фихте |
1) «Критика чистого разума», 2) «не-Я», 3) «вещь в себе», 4) тезис–антитезис–синтез, 5) два вида знания –
априорное и апостериорное, 6) «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», 7) «Энциклопедия философских наук», 8) объективный идеализм, 9) Мировой Дух, 10) «философия учит отыскивать всё в Я», 11) категорический императив, 12) разработка целостного учения о законах и категориях диалектики, 13) субъективный идеализм, 14) «Наукоучение», 15) тождество субъективного и объективного, 16) Я полагает Я, 17) космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы, 18) Абсолютная Идея.
Таблица 8
«Философия жизни» | Позитивизм | Экзистенциализм |
1) А. Шопенгауэр, 2) «Мир как воля и представление», 3) концепция «осевого времени», 4) Ф. Ницше, 5)
«Так говорил Заратустра», 6) «Бытие и время», 7) О. Конт, 8) «великий основной закон» трёх стадий развития мышления и общества, 9) «Курс позитивной философии», 10) Г. Спенсер, 11) мировая воля, 12) закон космической эволюции, 13) М. Хайдеггер, 14) «бытие-в-мире», 15) «Основные начала», 16) К. Ясперс, 17) «Философская вера», 18) сверхчеловек.
Таблица 9
Герменевтика | Прагматизм | Структурализм |
1) Ф. Шлейермахер, 2) главное – не что люди думают о мифах, но что «мифы думают о людях», 3)
«Функция и поле речи и языка в психоанализе», 4) «Структура исторического мира в науках о духе», 5) «чтобы понять целое, нужно понимать его отдельные элементы, но чтобы понять элементы, необходимо представление о целом», 6) искусство истолкования текстов, 7) Ч. Пирс, 8) «Речи о религии», 9) В. Дильтей, 10) В. Джемс, 11) «делать то, что окупается», 12) «Как сделать наши идеи ясными», 13) К. Леви-Стросс, 14) «Структурная антропология», 15) Ж. Лакан, 16) утилитарный подход к жизни, 17) инструментализм, 18) М. Фуко.
Таблица 10
Русская религиозная философия | Русский марксизм | Русский космизм |
1) В.С. Соловьев, 2) революция в России невозможна, так как капитализм находится в стадии своего ста-
новления, 3) философия всеединства, 4) «Освобождение труда», 5) «Смысл творчества», 6) космические силы влияют на все биологические, психические и социальные процессы на Земле, 7) Г.В. Плеханов, 8) экзистенциализм, 9) «Философия общего дела», 10) В.И. Ленин, 11) «Материализм и эмпириокритицизм», 12) диалектический материализм, 13) Н.Ф Фёдоров, 14) Н.А. Бердяев, 15) бессмертное космическое бытие, 16) А.Л. Чижевский, 17) «Оправдание добра», 18) ноосфера.__
УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2003.
2. Асмус, В.Ф. Историко-философские этюды / В.Ф. Асмус. – М., 1984.
3. Блинников, Л.В. Великие философы: словарь-справочник. –2-е изд., перераб. и доп. / Л.В. Блинников.
– М., 1998.
4. Бобров, В.В. Введение в философию: учебное пособие / В.В. Бобров. – М., 2000.
5. Большаков, А.В. Основы философских знаний / А.В. Большаков, В.С. Грехнев, В.И. Добрынина. – М.,
1994.
6. Введение в философию / под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (любое издание).
7. Вунд, В. Введение в философию / В. Вунд. – М., 1998.
8. Ермакова, Е.Е. Философия: учебник для вузов / Е.Е. Ермакова. – М., 1999.
9. Ильин, В.В. Философия: учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д., 2006.
10. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях: учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. –
СПб., 2005.
11. История философии в кратком изложении / пер. с чешск. И.И. Богута (любое издание).
12. История философии: Запад – Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия древ-
ности и средневековья. – М., 1985; Кн. 2: Философия XV – XIX вв. – М., 1996.
13. Канке, В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие / В.А. Канке. –
М., 2003.
14. Канке, В.А. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, пере-
раб. и доп. / В.А. Канке. – М., 2006.
15. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. – М., 1991.
16. Основы философии: учебное пособие для вузов / ред. Е.В. Попов. – М., 1997.
17. Поупкин, Р. Философия: Вводный курс / Р. Поупкин, А. Стролл. – М., 1997.
18. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – Ростов н/Д., 1998.
19. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. Т. 1: Античность. –
СПб., 1994; Т. 2: Средневековье. – СПб., 1994; Т. 3: Новое время (От Леонардо до Канта). – СПб., 1996.
20. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001.
21. Словарь философских терминов / Научная ред. проф. В.Г. Кузнецова. – М., 2004.
22. Современная философия: Словарь и хрестоматия / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1997.
23. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 2002.
24. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 4-е изд. – М., 2007.
25. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Д. Губина. – М., 1996.
26. Философия: учебник для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2003.
27. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2003.
28. Философия: учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2005.
29. Философия: учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич. – М., 2000.
30. Философия: учебное пособие для вузов / под ред. В.И. Кириллова. – М., 1996–1997 (Ч. I – История
философии, Ч. II – Основные проблемы философии).
31. Философия. 100 экзаменационных вопросов: экспресс-справочник для студентов вузов / отв. ред. В.П.
Кохановский. – Ростов н/Д., 2001.
32. Философия. В вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.,
2003.
33. Шаповалов, В.Ф. Основы философии: От классики к современности: учебное пособие для вузов / В.Ф.
Шаповалов. – М., 1999.
Дополнительная литература
Введение в философию
1. Ахундов, М.Д. Естествознание и религия в системе культуры / М.Д. Ахундов, Л.Б. Бажанов // Вопросы
философии. – 1992. – № 12.
2. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. – М., 1996.
3. Гедель, К. Расселовская философия математики / Б. Рассел. Введение в математическую философию. –
Новосибирск, 1996.
4. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. – М., 1989.
5. Горелов, А.А. Древо духовной жизни / А.А. Горелов. – М., 1994.
6. Мигдал, А.В. Физика и философия / А.В. Мигдал // Вопросы философии. – 1990. – № 1.
7. Парис, К. Техника и философия / К. Парис // Это человек. Антология. – М., 1995.
8. Рузавин, Г.И. Философские проблемы оснований математики / Г.И. Рузавин. – М., 1978.
9. Соколов, В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий / В.В. Соколов // Философия и
жизнь. – 1998. – № 5.
10. Сурио, Э. Искусство и философия / Э. Сурио // Вопросы философии. – 1994. – № 7/8.
11. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.
12. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В.Н. Топоров. – М., 1995.
13. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М., 1995.
14. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. – М., 1994.
15. Ясперс, К. Философия и религия / К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М., 1994. – С. 456 – 476.
Древнеиндийская философия
1. Бродов, В.В. У истоков индийской философии / В.В. Бродов. – М., 1972.
2. Буддизм. Словарь. – М., 1992.
3. Корнев, В.И. Буддизм – религия Востока / В.И. Корнев. – М., 1990.
4. Костюченко, В.С. Классическая веданта и неоведантизм / В.С. Костюченко. – М., 1983.
5. Лысенко, В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В.Г. Лысенко, А.А. Терентьев,
В.К. Шохин. – М., 1994.
6. Радхакришнан, С. Индийская философия. – В 2-х т. / С. Радхакришнан. – М., 1993.
7. Рерих, Е.И. Основы буддизма: Жизнь и учение Будды / Е.И. Рерих. – СПб., 1992.
8. Упанишады. – М., 1967.
9. Чаттопадхъяя, Д. История индийской философии / Д. Чаттопадхъяя. – М., 1996.
10. Шохин, В.К. Брахманистская философия / В.К. Шохин. – М., 1994.
11. Шохин, В.К. Первые философы Индии / В.К. Шохин. – М., 1997.