Групповые игры с бытовыми предметами




Семинар-практикум:

«Обучение и коррекция детей с ОВЗ».

 

Игра имеет большое значение для обучения и коррекции не только детей, но и вполне взрослых молодых людей с ОВЗ.

Предлагаемые игры можно условно разделить на несколько видов:

Ø игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие);

Ø игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений);

Ø игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;

Ø игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти;

Ø игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

Родителям, занимающимся со своим «особым ребенком» дома, следует прежде чем вводить традицию игровых семейных вечеров, поставить перед собой конкретную задачу. Спросите себя: чему в первую очередь мне необхо­димо научить моего ребенка? Например: пользоваться плитой, отвечать на телефонные звонки, самостоятельно одеваться, ходить за хлебом, вызывать врача, накрывать на стол, мыть посуду, выносить мусорное ведро и пр. Чтобы отработать эти навыки, необходимо «включить» все психические процессы ребенка: сенсорно-перцептивные, психомоторные, эмоционально-волевые, познавательные и другие.

Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования лиц с нарушением интеллекта. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, по­тому что «герои» и объекты наших игр — обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, тарелки, прочая домашняя утварь и другие простые предметы, которые легко найти в доме или на улице.

Наблюдая за детьми с нарушением интеллекта, мы заметили, что привлекают их в большей мере простые игры-манипуляции. Именно их и предлагаем вашему вниманию.

Мы предлагаем вам и несколько сценариев групповых игр, которые могут быть рекомендованы при работе в разных центрах временного пребывания, реабилитации и коррекции, а также классах и группах «особый ребенок» в образовательных учреждениях. Все предлагаемые игры могут быть с успехом использованы и для занятий с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

 

 


Адаптирующие игры

Индивидуальные игры с пуговицами, спичками

«Пуговичный массаж». Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было побольше. А теперь совместно с ребенком:

Ø опустите руки в коробку;

Ø поводите ладонями по поверхности пуговиц;

Ø захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки;

Ø погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

Ø попробуйте перетирать пуговицы между ладонями;

Ø наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку; сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;

Ø берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

Ø те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.

 

А теперь поставьте коробку на пол:

Ø погрузите в коробку голые ступни;

Ø совершайте ими круговые движения;

Ø поглубже погрузите ступню в пуговицы, пошевелите пальцами ног;

 

 

Ø попробуйте перебирать пуговицы пальцами ног;

Ø попытайтесь перетирать пуговицы между ступнями;

Ø захватите пуговицы пальцами ног, затем приподнимите и разожмите пальцы.

Комментарий. Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно зна­чимых центров организма.

«Пуговичное ожерелье». Выложите пуговицы на стол. Их должно быть достаточно много, различающихся как по форме, так и по цвету и размеру. Скажите ребенку:

— «Давай сделаем в подарок нашей бабушке белое (или любого другого цвета) ожерелье.

— Выбери все белые пуговицы.

— Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья.

— Положи ее перед собой.

— Теперь выбери две пуговицы поменьше.

— Положи их справа и слева от центральной.

— А теперь выбери две пуговицы еще меньше...»

Таким образом, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье.

Для усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.

Комментарий. Игра позволяет закрепить знания цве­та, формы, величины и понимание пространственных на правлений. Кроме того, ребенок переживает в процессе этой игры радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему. Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье» вы можете играть, экспериментируя с цветом, формой, величиной и пространственным расположением пуговиц.

«Пуговичное лото». Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Разноцветные пуговицы пересыпьте в полотняный мешочек. Скажите ребенку:

«Будем играть в лото. У каждого из нас есть картинка. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать такой же цвет на своей кар­тинке. Если ты находишь этот цвет на картинке, то получаешь пуговицу и кладешь ее на картинку — на то место, которое того же цвета, что и пуговица. Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет и ищу его на своей картинке. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее на нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета своей картинки пуговицами».

Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит инструкцию и правила. В игре может быть победитель и проигравший. Таким образом мы начинаем формировать адекватное отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так, через систему игр, мы переходим от «мануального» интеллекта к «социальному».

«Знакомая незнакомка» (игра со спичками). Пусть вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что «спички — не игрушка», однако в умелых и ловких руках они становятся прекрасным тренажером для тонких движений пальцев рук, зрения, для концентрации внимания, разви­тия кратковременной памяти и творческих способностей.

Для этой и других игр со спичками вам понадобятся ковер (одеяло), если вы собираетесь играть на полу; стол (если играть за столом); два коробка спичек. Удобно расположитесь с ребенком на полу или за столом. Включите приятную музыку. Из коробка возьмите три спички. Положите их на стол или ковер. Предложите ребенку взять одну спичку. Скажите: «Держи спичку в руках. Ощупай ее. Какая она? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Тонкая или толстая? Понюхай ее. Знаком тебе этот запах? Это запах серы, из которой сделана головка спички. Теперь ощупай головку спички. Рассмотри ее внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видишь, какая интересная спичка! Как ты думаешь, из чего она сделана? Конечно, из дерева. Чувствуешь, спичка согрелась в твоих руках. Пока ты держал в руках спичку, твои руки ее запомнили. Пусть запомнят ее и твои глаза. Рассмотри ее внимательно, а потом положи свою спичку на стол (или на пол), рядом с другими. Я буду перемешивать спички, поэтому закрой глаза. А теперь найди свою спичку. Молодец!» При этом ребенок может ощупы­вать все спички, нюхать их,

 

долго рассматривать. Заметьте, какое именно действие помогло ему отыскать спичку. Таким образом вы узнаете, что помогает вашему сыну (дочери) в процессе запоминания и узнавания (какой сенсорный канал доминирует: зрительный, тактильный или обонятельный). Если наше описание игры показалось вам сложным, не спешите отказываться от нее. Проиграйте ее сами со своим ребенком, давая ему образец поведения в этой ситуации.

Комментарий. Эта простая игра поможет развить навык концентрации внимания, произвольного запоминания, спо­собность прислушиваться к своим ощущениям и дифферен­цировать их, она также способствует развитию мелкой моторики. Нельзя оставить без внимания и мыслительные операции, которые используются в процессе поиска своей спички.

К игре «Знакомая незнакомка» можно прибегать при обучении навыкам самообслуживания и социально­го ориентирования.

«Спичечный узор». Возьмите три спички. Зажмите их в ладонях. Потрясите и бросьте на стол (или ковер). Вместе с ребенком рассмотрите образовавшуюся комбинацию. Скажите: «Посмотри, как красиво легли спички. Куда «смотрят» головки спичек? Запомни этот узор. Сможешь его по­вторить? Я тебе помогу. Давай возьмем три спички из коробка. Смотри на наш узор и постарайся его повторить. Молодец! А теперь давай поиграем так. Узор от нас спрятался под листом бумаги. Он хочет найти своего брата (или сестру). Давай ему поможем. Запомнил этот узор? Сделай такой же. Молодец!» Если ребенку сложно выполнять задания самостоятельно, помогайте ему, проговаривая каждое свое действие.

Комментарий. Эта игра помогает развивать произ­вольное внимание и память, мелкую моторику, простран­ственные представления и многое другое.

«Ожившие фигуры». Высыпьте спички из коробка на стол, разложите их. Скажите ребенку: «Давай нарисуем из спичек дом (складываем из спичек дом), а рядом с домом что?.. Дерево. А потом?.. Дорожку... Куда? К речке. Смотри, какая интересная картина у нас с тобой получилась! А теперь попробуй сам нарисовать что-нибудь из спичек. Молодец!»

«Давай с тобой подумаем, кто живет в этом доме? Да, бабушка! Мы сделаем ее из спичек. А кто еще?..»

В этой игре вам помогут ваши воображение и изобретательность. Далее можно попытаться создавать и объемные фигуры и здания.

Комментарий. На этих незамысловатых играх учатся актеры, совершенствуя наблюдательность, воображение, внимание, память и чувствительность, что помогает нам ориентироваться в окружающем мире и гибко приспосабливаться к его изменяющимся условиям.

 

Групповые игры с бытовыми предметами

«Обыкновенное чудо». Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, который вы легко найдете на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь. В игре могут принимать участие два, три, четыре и более человек. Размести­тесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее, так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру. Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Скажите участникам игры: «У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки вверх и вниз имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать тем ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игро­ка). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словами вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующими взвешивание.) Правда, тяжелый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.) Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, предложите ему для сравнения похожий камень, который не побывал еще ни в чьих руках.) Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое — совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу». (Естественно, этот текст вы можете адаптировать к ситуации, учитывая речевые возможности игрока, если же ваш подопечный не говорит — предоставьте ему возможность согревать в руках камень, пока вы сами произносите этот текст за него, ведь самое главное — прожить этот процесс, приобретая опыт «сотворения чуда»!) Затем камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает тепло наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!»

Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо, преображая окружающий мир.

 

«Камень и веревка». В этой игре могут участвовать несколько игроков. Для игры вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или рассаживаются на стульях по кругу. Ведущий показывает игрокам камень и спрашивает: «Что у меня в руках?» Дает каждому игроку подержать камень в руках, акцентируя внимание не только на его весе, форме, виде поверхности, но и на твердости. «Камень очень твердый, — говорит ведущий, — сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я!»

Ведущий с силой сжимает кулаки и предлагает игрокам ощупать свои руки, чтобы они смогли почувствовать напряжение и твердость рук. «А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!» Он обходит всех участни­ков игры, проверяет напряжение их рук, хвалит удачно выполнивших задание, еще раз показывает это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться, чтобы все участники (по мере возможности) успешно выполнили это задание. «Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! А теперь посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите, сверните, сожмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Ведущий расслабляет свои руки так, чтобы они напоминали плети, были мягкими, гиб­кими, податливыми. Позволяет каждому игроку ощупать свои руки, покачать их, «поиграть с ними». «А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали «веревками». (Ведущий обходит всех участников игры, проверяет выполнение задания.) Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку! (Ведущий может в виде помощи показывать игрокам то камень, то веревку.) Итак, слушайте команду:

—Камень!

—Веревка!

—Камень!

—Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрягать так, чтобы тело стало «каменным». Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы! Слушайте команду:

—Веревка!

—Камень!

—Веревка!

—Молодцы!

Комментарий. Игра содержит элементы изотонической гимнастики, что позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела. Тем самым она способствует снятию чрезмерного напряжения и учит ос­новам самоконтроля и саморегуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: