Для ознакомления детей с ТНР с миром людей, предметов и природы на второй ступени обучения широко используются разнообразные методы обучения в различном сочетании. Прежде всего, это:
¾ элементарные опыты;
¾ упражнения;
¾ практические ориентировочно-исследовательские действия с предметами;
¾ наблюдения;
¾ демонстрация натуральных предметов и их моделей, видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций картин и картинок, показ которых сочетается со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.
В этот период с детьми проводятся экскурсии, организаторами которых становятся педагоги и родители Экскурсии расширяют возможности познания детьми объектов и явлений социальной и природной действительности в естественных условиях их существования. Большую ценность для закрепления представлений об окружающем имеет труд в уголке природы и на участке (например, подготовка грядки к посеву семян, выращивание и посадка рассады овощных культур и цветов, полив растений, уборка урожая и т. п.).
Как уже отмечалось, в обучении детей объединяют игровые интересы. В игре возникают партнерские отношения, поэтому социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов. Взаимодействие взрослого с детьми строится с учетом интересов каждого ребенка и детского сообщества в целом.
В процессе ознакомления детей с окружающим миром продолжается формирование их познавательных установок: «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», Почему он такой?». Причем акцент приходится на последнюю. Ребенок знакомится с функциональными, пространственными и качественными признаками объектов, учится анализировать их, сравнивать, классифицировать, делать элементарные обобщения.
|
Как и на первой ступени обучения, в основе образовательной деятельности с детьми лежит коммуникативный принцип, что создает условия для успешного овладения языком. Содержание работы по развитию речи в процессе формирования представлений о себе, о мире людей и о рукотворных материалах на второй ступени обучения детей с ТНР тесно связано с их игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельностью, с их математическим развитием.
Педагогические ориентиры:
¾ продолжать развивать любознательность детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
¾ формировать познавательные установки: «Почему это происходит?», «Почему он такой (по цвету, форме, величине и т. д.)?»;
¾ развивать диалогическую и монологическую речь детей, поддерживая инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор, побуждая рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по содержанию наблюдаемых объектов, действий людей, литературных произведений;
¾ знакомить детей с занятиями и трудом взрослых;
¾ укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, об успехах других детей;
¾ привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений, учить передавать их в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;
¾ развивать способность детей выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимически и других средств;
|
¾ развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;
¾ расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
¾ расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
¾ продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);
¾ расширять представления детей о праздниках (Новый год, день рождения, Рождество, Пасха, Масленица, проводы осени, спортивный праздник);
¾ расширять представления детей о художественных промыслах (различные росписи, народные игрушки и т. п.);
¾ продолжать знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), обучая их разыгрыванию содержания литературных произведений по ролям.
Основное содержание
Ребенок в мире игрушек и игр. Игры с образными игрушками. Описание игрушек, узнавание знакомых игрушек по описанию. Распределение ролей при включении в подвижную или сюжетно- ролевую игру (сначала с помощью взрослого, затем максимально самостоятельно). Создание ситуаций, стимулирующих использование предметов заместителей. Привлечение детей к совместным со взрослыми дидактическим играм (настольно-печатным и словесным). Знакомство четей с традиционными народными играми, интеллектуальными играми.
|
Составление простейших рассказов с опорой на специально подготовленные серии картинок и фотографий на темы сюжетно-ролевых, театрализованных игр. Выделение главных составных частей рассказа об игре. Составление рассказов в виде сообщений от собственного имени («Я...», «Мы...»), второго лица («Ты...», «Вы …»), от третьего лица («Он...», «Они...») при обязательном наличии адресата. Использование «графических подсказок» взрослого, символических изображений и других наглядных опор (интеграция с логопедической работой и образовательной областью Речевое развитие»).
Выставки детских рисунков и аппликаций, лепных поделок на тему игр и игрушек. Составление детьми двух-трехсловных предложений по сюжетам своих рисунков, поделок и т. д. (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Речевое развитие». «Художественно-эстетическое развитие» - раздел «Изобразительное творчество»).
Ребенок в семье. Рассматривание фотографий, беседы о семье ребенка, о членах семьи и их отношениях, о ближайших родственниках.
Наблюдение за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Беседы и игры по содержанию домашней хозяйственной деятельности взрослых в семье. Беседы о посильной помощи ребенка в семье с использованием фотографий и картинного материала.
Беседы и игры по содержанию общих праздников в семье (Новый год, дни рождения). Семейный альбом — фотографии членов семьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине и на рынке, прогулки в парке, поход в театр, в цирк, в гости и т. д.
Чтение литературных произведений о семье, о детях в семье, беседы по прочитанным произведениям с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования, детских рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).
Ребенок и его дом. Педагогические ситуации и игры на уточнение домашнего адреса детей, безопасного поведения дома. Сюжетно -ролевые игры, отражающие уход за жилищем, занятия жителей с детьми дома, правила безопасного использования бытовых электроприборов в доме (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»).
Игры и игровые упражнения, расширяющие представления детей о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы, предметы народного творчества). Игровые ситуации по расширению представлений о назначении предметов быта. Беседы с детьми об играх дома с родными.
Рассматривание картинок, просмотр видеофильмов о поведении детей в подъезде, в лифте, на игровой площадке у дома и беседа по ним (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»).
Ребенок в детском саду (детском доме). Экскурсии в разные помещения детского сада (детского дома), способствующие запоминанию имен взрослых, их основных занятий в детском саду (детском доме): повара, врача, медицинской сестры, учителя-логопеда, психолога и др.
Совместные игры детей и взрослых по усвоению норм и правил жизни в группе: наша группа — мы в ней играем, дружим, соблюдаем «детские правила» (равенство всех детей в группу; право на собственность («Моя машина — мне ее подарил папа») и др.
Беседы с детьми о правилах поведения во время прогулки: нельзя уходить с территории детского сада (детского дома), поднимать незнакомые предметы, рвать и пробовать на вкус растения и т. д. (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»).
Знакомство с трудом взрослых в детском саду (детском доме): повара, врача, медицинской сестры, учителя-логопеда, педагога- психолога (интеграция с разделом «Труд»).
Игры на полоролевую идентификацию: мальчики и девочки группы. Рассматривание фотографий, просмотр видеофильмов о совместных играх, занятиях, досугах, прогулках, праздниках и развлечениях, общих и различных интересах и занятиях мальчиков и девочек.
Педагогические ситуации, стимулирующие запоминание адреса детского сада и дороги к нему от дома (пешком, на транспорте).
Занятия и игры на участке детского сада (детского дома). Совместные со взрослым целенаправленные наблюдения за участков детского сада (детского дома) в разное время года. Оборудование участка детского сада (детского дома) и игры детей. Составление детьми по вопросам взрослого рассказов о наиболее ярких изменениях, происходящих на участке детского сада (детского дома) в разное время года (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие»).
Праздники, игры и развлечения в детском саду (детском доме): Новый год, дни рождения детей, Рождество, проводы зимы и осени, спортивные праздники и др.
Ребенок знакомится с миром людей и их жизнью (макросоциальное окружение). Рассматривание иллюстраций, моделирование ситуаций с использованием игрового комплекта «Азбука дорожного движения»: улица полна неожиданностей, мой дом и прилегающая к нему территория и т. п. (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»).
Наблюдение, рассматривание игрушек, изображающих транспортные средства: автобус, трамвай, самолет, корабль, специальные автомобили и др. Занятия, игры и игровые упражнения на ознакомление с правилами дорожного движения. Труд водителей транспортных средств (интеграция с разделами «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», «Труд»),
Экскурсии (с педагогами и родителями), сюжетно-ролевые и дидактические игры по уточнению представлений о магазине и покупках: универсам, гипермаркет, булочная, продавец, покупатель, кассир и т. п. (интеграция с разделом «Игра»),
Экскурсии в медицинский кабинет. Врачи, медсестра в детском саду (детском доме) и в поликлинике. Сюжетно-ролевые, дидактические игры на медицинские темы (интеграция с разделом «Игра», образовательной областью «Физическое развитие» — раздел "Представления о здоровом образе жизни и гигиене»).
Экскурсии в парикмахерскую, игры с использованием различных игровых наборов «Парикмахерская». Труд парикмахера (интеграция с разделами «Игра», «Труд»),
Беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов о труде пожарных, о правилах пожарной безопасности (интеграция с разделами «Безопасное поведение в быту, социуме, при- Роде», «Труд»),
Экскурсии, просмотр видеофильмов, рассматривание фотографий, картин о городе (поселке), в котором живут дети. Улицы города, парки, скверы, памятные места.
Педагогические ситуации, игры и беседы на темы безопасного поведения на улице, в подъезде, в магазине, дома и т. п. (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе)
Знакомство детей с государственными праздниками (День города, день рождения страны, День защитника Отечества и др
Чтение литературных произведений о труде взрослых, о праздниках. Пересказ прочитанных произведений. Разыгрывание ситуаций по прочитанным произведениям о труде взрослых, о правилах пожарной безопасности, о правилах дорожного движения о праздновании Дня города и т. п. Разыгрывание ситуаций тип,. «История о том, как Таня болела», «Мы были на параде», «Мы смотрели салют», «Я ходил с мамой в музей» (на основе личного опыта и по литературным произведениям) (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие», а также с разделами «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», «Игра»),
Ребенок познает мир техники. Наблюдение за работой бытовых технических приборов, показ и рассказ взрослого о правилах пользования ими, элементарные сведения о технике безопасности (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»), Отобразительные игры с игровыми аналогами технических приборов, включение технических игрушек в различные игровые ситуации при прямом и косвенном руководстве игрой взрослыми (интеграция с разделом «Игра»),
Беседы и практические упражнения о правилах пользования телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, мобильным телефоном. Ограничения в пользовании ими, необходимые для сбережения здоровья ребенка и взрослого (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене»).
Знакомство со старинными бытовыми предметами и сравнение их с современной техникой (утюг, чайник, весы). Противопожарная безопасность в процессе использования технических средств в быту (интеграция с разделом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»).
Игры-беседы по детскому телефону (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).