III. Углубление и расширений представлений учащихся о понятии «цикл»
Современными исследователями выделяется ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой – от лирической поэмы.
1. Авторская заданность композиции.
2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.
3. «Одноцентренность», центростремительность композиции лирического цикла.
4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.
5. Лирический принцип изображения.
Лирический цикл – это специфическая жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка и характеризующуюся перечисленными выше признаками.
Суть авторских циклов, их главная задача – передать целостную систему авторских взглядов в системе определенным образом организованных стихотворений, в особым образом организованном контексте.
Развитие авторской мысли составляет внутренний сюжет цикла, связывающий все его компоненты в ассоциативной последовательности. Жанровыми признаками цикла являются общая атмосфера произведения, сквозной образ читателя, сквозные мотивы и образы, вариативное развитие тем, особая пространственно-временная организация, обрамляющие новеллы и очерки, лейтмотивность повествования и другие.
IV. Аналитическая работа над циклом стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи о Москве».
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А. С. Пушкин. Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой.
Московские улицы, московский пейзаж – постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений. Уже в сборнике «Волшебный фонарь» М. Цветаева обращается к романтическому прошлому города:
Домики с знаком породы
С видом его сторожей...
Синие подмосковные холмы,
В воздухе чуть теплом – пыль и деготь...
Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят, –
В них царицы спят и цари.
Центральное произведение М. Цветаевой, посвященное данной теме, – цикл «Стихи о Москве». На нем мы остановимся подробнее. Назовите тему и основные мотивы цикла, способствующие объединению отдельных стихотворений в цикл.
(Данные произведения объединяет прежде всего тема Москвы. Образ этого города ассоциируется у поэта с родиной, православной Россией. Кроме того, в текстах стихотворений повторяются устойчивые образы-символы, связанные с темой духовного служения/горения: сорок церквей, колокольный звон/гром, московские холмы/колокола).
– Можно ли говорить в данном случае об автономии каждого стихотворения цикла?
(Безусловно, каждое стихотворение представляет собой законченное произведение, однако при выделении его, как и остальных из цикла, утрачивается ряд смыслов, читатель не сможет уловить то развитие темы православной Москвы, которая заложена в цикле. Данной теме созвучна и другая – тема отдельной человеческой судьбы, вписанная в историю Москвы).
– Только ли общей темой и образами связаны произведения?
(Нет. Связующей нитью является и эмоциональный настрой лирической героини. Прежде всего в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Стихи звучат торжественно и радостно.
Облака – вокруг,
Купола – вокруг.
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
Иногда поэт устремляет свой взгляд в вечность, будто успокаивается, забывая о земной радости, но эти состояния М. Цветаевой переменчивы и встречаются во всех произведениях цикла «Стихи о Москве»).
– Каковы ощущения лирической героини, живущей в Москве?
(Ощущение постоянного присутствия Бога настраивает душу на высокий лад. Поэт становится одним из «смиренных странников, во тьме поющих Бога». Москва полностью преобразует личность поэта, проясняет в ней ее духовную природу:
Я – двойника нащупавший двойник –
Сквозь легкое лицо проступит – лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!).
– Какой предстает Москва в цикле стихов М.И. Цветаевой?
(Центром этого города является духовность. В этом городе жива народная вера, снова и снова появляются в цикле «сорок сороков церквей».
По церковке – все сорок сороков
И реющих над ними голубков,
И Спасские – с цветами – ворота,
Где шапка православного снята.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Семь холмов – как семь колоколов,
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, –
Колокольное семихолмие!
Вера создает особую атмосферу в городе. Люди здесь не становятся святыми, они, как и везде, грешные, несчастливые, однако чувствуют, что Бог – рядом, и потому искренно покаяние, чисты слезы:
На каторжные клейма,
На всякую болесть, –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть).
– Почему М.И. Цветаева называет Москву «нерукотворным градом»?
(Москва потому и называется поэтом «нерукотворным градом», что природа ее – духовная. Это не просто город с домами, канавами, деревьями и т. д., а также чувствующее, одухотворенное существо:
Я в грудь тебя целую,
Московская земля...
Москва для Цветаевой – дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств:
Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат...
И встанешь ты, исполнен дивных сил...).
– Как связаны образы Москвы и лирической героини в стихах Цветаевой?
(Здесь Москва предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь – от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла – о рождении поэта:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась).
V. Подведение итогов урока. Сегодня – на материале «Стихов о Москве» М.И. Цветаевой – мы рассмотрели понятие «Цикла лирических произведений». Что же представляет собой это явление? Докажите, что «Стихи о Москве» М.И. Цветаевой – цикл лирических произведений.
Цикл – это специфическая жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка. Произведения, входящие в цикл М.И. Цветаевой «Стихи о Москве», относительно самостоятельны, но, объединенные общей темой – темой православной Москвы, формирующей нравственный, духовный стержень каждого православного человека, а также общим лирическим настроем и эмоциональными переживаниями, они раскрывают ее с разных сторон, взаимно дополняя друг друга. При этом Героиня «московских стихов» Цветаевой как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: то она - богомолка, то - посадская жительница, то даже – «боярыня», прозревающая свою смерть, и всегда - хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце.
Д/З.ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ ЦВЕТАЕВОЙ
из цикла «СТИХИ О МОСКВЕ»
Красною кистью...»
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916