IV. Аналитическая работа над циклом стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи о Москве».




III. Углубление и расширений представлений учащихся о понятии «цикл»

Современными исследователями выделяется ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой – от лирической поэмы.

1. Авторская заданность композиции.

2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.

3. «Одноцентренность», центростремительность композиции лирического цикла.

4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.

5. Лирический принцип изображения.

Лирический цикл – это специфическая жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка и характеризующуюся перечисленными выше признаками.

Суть авторских циклов, их главная задача – передать целостную систему авторских взглядов в системе определенным образом организованных стихотворений, в особым образом организованном контексте.

Развитие авторской мысли составляет внутренний сюжет цикла, связывающий все его компоненты в ассоциативной последовательности. Жанровыми признаками цикла являются общая атмосфера произведения, сквозной образ читателя, сквозные мотивы и образы, вариативное развитие тем, особая пространственно-временная организация, обрамляющие новеллы и очерки, лейтмотивность повествования и другие.

IV. Аналитическая работа над циклом стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи о Москве».

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А. С. Пушкин. Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой.

Московские улицы, московский пейзаж – постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений. Уже в сборнике «Волшебный фонарь» М. Цветаева обращается к романтическому прошлому города:

Домики с знаком породы

С видом его сторожей...

Синие подмосковные холмы,

В воздухе чуть теплом – пыль и деготь...

Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, –

В них царицы спят и цари.

Центральное произведение М. Цветаевой, посвященное данной теме, – цикл «Стихи о Москве». На нем мы остановимся подробнее. Назовите тему и основные мотивы цикла, способствующие объединению отдельных стихотворений в цикл.

(Данные произведения объединяет прежде всего тема Москвы. Образ этого города ассоциируется у поэта с родиной, православной Россией. Кроме того, в текстах стихотворений повторяются устойчивые образы-символы, связанные с темой духовного служения/горения: сорок церквей, колокольный звон/гром, московские холмы/колокола).

– Можно ли говорить в данном случае об автономии каждого стихотворения цикла?

(Безусловно, каждое стихотворение представляет собой законченное произведение, однако при выделении его, как и остальных из цикла, утрачивается ряд смыслов, читатель не сможет уловить то развитие темы православной Москвы, которая заложена в цикле. Данной теме созвучна и другая – тема отдельной человеческой судьбы, вписанная в историю Москвы).

– Только ли общей темой и образами связаны произведения?

(Нет. Связующей нитью является и эмоциональный настрой лирической героини. Прежде всего в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Стихи звучат торжественно и радостно.

Облака – вокруг,

Купола – вокруг.

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! –

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

Иногда поэт устремляет свой взгляд в вечность, будто успокаивается, забывая о земной радости, но эти состояния М. Цветаевой переменчивы и встречаются во всех произведениях цикла «Стихи о Москве»).

– Каковы ощущения лирической героини, живущей в Москве?

(Ощущение постоянного присутствия Бога настраивает душу на высокий лад. Поэт становится одним из «смиренных странников, во тьме поющих Бога». Москва полностью преобразует личность поэта, проясняет в ней ее духовную природу:

Я – двойника нащупавший двойник –

Сквозь легкое лицо проступит – лик.

О, наконец тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс!).

– Какой предстает Москва в цикле стихов М.И. Цветаевой?

(Центром этого города является духовность. В этом городе жива народная вера, снова и снова появляются в цикле «сорок сороков церквей».

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков,

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята.

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетом: сорок сороков, –

Колокольное семихолмие!

Вера создает особую атмосферу в городе. Люди здесь не становятся святыми, они, как и везде, грешные, несчастливые, однако чувствуют, что Бог – рядом, и потому искренно покаяние, чисты слезы:

На каторжные клейма,

На всякую болесть, –

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть).

– Почему М.И. Цветаева называет Москву «нерукотворным градом»?

(Москва потому и называется поэтом «нерукотворным градом», что природа ее – духовная. Это не просто город с домами, канавами, деревьями и т. д., а также чувствующее, одухотворенное существо:

Я в грудь тебя целую,

Московская земля...

Москва для Цветаевой – дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств:

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат...

И встанешь ты, исполнен дивных сил...).

– Как связаны образы Москвы и лирической героини в стихах Цветаевой?

(Здесь Москва предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь – от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла – о рождении поэта:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась).

V. Подведение итогов урока. Сегодня – на материале «Стихов о Москве» М.И. Цветаевой – мы рассмотрели понятие «Цикла лирических произведений». Что же представляет собой это явление? Докажите, что «Стихи о Москве» М.И. Цветаевой – цикл лирических произведений.

Цикл – это специфическая жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка. Произведения, входящие в цикл М.И. Цветаевой «Стихи о Москве», относительно самостоятельны, но, объединенные общей темой – темой православной Москвы, формирующей нравственный, духовный стержень каждого православного человека, а также общим лирическим настроем и эмоциональными переживаниями, они раскрывают ее с разных сторон, взаимно дополняя друг друга. При этом Героиня «московских стихов» Цветаевой как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: то она - богомолка, то - посадская жительница, то даже – «боярыня», прозревающая свою смерть, и всегда - хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце.

Д/З.ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ ЦВЕТАЕВОЙ
из цикла «СТИХИ О МОСКВЕ»

Красною кистью...»

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

16 августа 1916

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: