Контрапункт децимы. (терция через октаву).




Окт. 11 г.

Основные этапы развития полифонии с 9 по 16 век.

Значение термина полифония:

1) Виды полифонии на основе фактуры:

a. Имитационная фактура – подражание

b. Контрастная полифония или разнотемная или даже контрапунктическая.

c. Смешанная фактура

2) Полифония как область музыкального искусства (до Баха включительно).

a. Особенности, характерные для этого вида искусства:

i. Интеллектуализм

ii. Обобщенность

iii. Единообразность или одноаффектность. Ровный характер на протяжении всего произведения. Это связано с текстом, к которому была привязана музыка.

b. Жанры:

i. Месса

ii. Фуга

iii. Мотет

iv. Мадригал (первый светский жанр)

v. Пассионы

3) Полифония как категория стиля.
Этапы развития многоголосия (полифонии):

a. Многоголосие эпохи средневековья

i. Ars Antiqua (9-13 век). «Старое искусство»

ii. Ars Nova (14 век). «Новое искусство»

b. Искусство эпохи ренессанса – «Строгий стиль» (15-16 век)

c. Полифония эпохи Барокко – «Свободный стиль». (17-первая половина 18)

d. Эпоха Классицизма (вторая половина 18 – начало 19 века)

e. Романтизм (19-начало 20 века).

f. Полифония 20 века. Полифония возрождается.

4) Полифония как категория музыкального мышления. Специфика полифонического мышления – в линеарности (горизонтальное мышление).

Основные законы полифонии:

a. Принцип множественности, заключенный в единстве.

b. Зависимость контрапунктической работы от степени мелодической развитости голосов. Чем проще мелодия, тем больше возможности для техники.

c. Координация вертикали, т.е. собственно контрапункт.

5) Полифония как учебная дисциплина изучает:

a. Техника письма

b. Формы

c. Жанры

d. Стили

Октября 2011

В узком смысле слова контрапункт – техника письма, а полифония включает в себя и жанровые и эстетические особенности. Примерно до 1340 понятию контрапункт соответствуют другие названия: органум, диафонИя, дискАнт.

Эпоха средневековья

1) Арс антикуа

2) Арснова

Несколько этапов средневековья:

1) 5-10 век. «Темное средневековье».

2) 8-9 век. Каролингский ренессанс. Происходит подъем искусства и науки.

3) 12-14 век. Позднее средневековье.

Для средневековья характерно следующее:

1) Символика

2) Иерархичность

3) Дуализм

4) Преобладание этического (добра)

5) Понимание индивидуального и типического (анонимное авторство)

6) Метод работы мастеров состоял в перебирании вариантов на основе данного.

Жанровая система средневековья.

Характерен ансамблевый способ существования. Преобладают церковные жанры, но есть светские и народные жанры:мотет (мадригал). Все жанры являются вокальными.

Домашнее задание (до декабря): написать о каждом следующем жанре, которые были в то время (по чуть чуть, что такое – и что характерно):

1) Органум

2) Гимель

3) Фобурдон

4) Мотет

5) РондО

6) Баллада

7) Виреле

8) Мадригал

9) Качча

С заданием – всё.
Едем дальше.

Полифония Возрождения (15-16 век в Европе, 14-15 в Италии)

Основание искусства возрождения - гуманизм. Множество проявлений общности между музыкой и живописью:

1) Использование Евангельских сюжетов (Рафаэль и мессы Палестрины)

2) Освоение имитации, охватывающей все голоса, аналогично открытию перспективы в живописи.

3) Интерес художников к математическому выражению пропорций сопоставим с развитием музыкальной техники.

В это время были найдены и осмыслены важнейшие средства полифонии:

1) Принципы контрапунктирования

2) Сложный контрапункт

3) Имитация

4) Канон

Складываются композиторские школы, среди которых есть две ведущие:

1) Франко-фламандская (Нидерландская)

2) Итальянская

Теперь перечислим все школы:

1) Нидерландская. В ней было три поколения композиторов:

a. Дюфаи

b. Обрехт и Окегем

c. Жоскен Депре

2) Английская школа – сложилась в 15 веке.

a. Пауэр

b. Форест

c. Донстейбл

3) Итальянская школа. Делится на две

a. Римская

i. Палестрина

b. Венецианская

i. Виллард

ii. Габриэле

4) Испанская школа

a. Виктория

b. Ортисс

5) Немецкая школа

a. Приториус

b. Финкт

Ведущее стилевое направление в музыке 15-16 веков – это строгий стиль.

Ноябрь Лекция пропущена

Домашнее задание - сочинить пять мелодий в строгом стиле. Длина: на четыре вторых – 9 тактов, если три вторых – 11 тактов. Фраенов стр 70 – правила для написания мелодии.

Ноя. 11 г.

Экмелика.

Вышнеградский препарированное фортепиано.

Способы преобразования полифонической темы:

1) Увеличение темы – воспроизведение мелодии длительностями в n число раз большими первоначального его изложения. Как правило увеличивали вдвое.
Применялось: формы на кантус фирмус (заимствованная мелодия, которая проходит в разных голосах полифонического произведения) второй половины 15 века – первой трети 16го века, ричеркары, стретта (сжатие) – например ХТК 1 том фуга ре диез минор, второй том ХТК фуга до минор, ответы (имитация первоначальной темы от другой ноты, всегда расширенное мелодическое построение), канон. Вне полифонических формах: в разработках (в разработках (прокофьев, 7 соната первая часть), в репризе и коде.

2) Уменьшение темы. Воспроизведения мотива длительностями в n число раз меньшими, нежели длительности в первоначальном изложении.
Применялось: ричеркары, фуги, каноны, фантазии. А так же, как средство разработки (Вагнер нюрнбергские мейстерзингеры, увертюра 122 ой такт), средство полифонизации фактуры (рахманинов, рапсодия на тему паганини, вариация 10).

3) Обращение темы или инверсия (была кварта вниз – нужно сделать кварту вверх, итд).
Это воспроизведение мелодии с изменением направления ее интервалов (звуки при обращения меняются все, кроме оси симметрии). В мажоре и миноре за ось бралась третья ступень. Но за пределы лада не выходили. В строгом стиле осью был центр уменьшенного трезвучия (терция) – короче говоря, если по белым клавишам, то центр – нота ре.
Применялось: 1том ХТК фуга ре минор, фуга ре диез минор, фуга фа диез минор. Вне полифонических формах применялось: в разработках (чайковский, симфония 4, 1 часть такт 253).

4) Ракоход (воспроизвед\ение мелодии от конца к началу) – обратное движение.
Применялся и в строгом и в свободном стиле и у венских классиков. Значение этой техники возрастает в музыке 20 века.

 

Бывают и сочетания техник.
Домашнее задание №3:
Для каждой из пяти написанных ранее одноголосных мелодий сделать 4 преобразования.

Ноября 2011

Имитация.

Это воспроизведение голосом мелодии, до этого прозвучавшей в другом голосе.

Imitatio – изображать.

Голос, который первым излагает мелодический материал- пропОста (итал. – «предложение»). Обозначается «Р».

Голос, воспроизводящий материал, изложенный в начинающем голосе, называется риспОста (итал. – «ответ, возражение»).
Обозначается «R».

Контрапункт к комментирующему голосу, следующий в первом голосе по окончании в нем имитируемой мелодии, называется «противосложение».
Обозначается «П».

Имитации классифицируют:

1) По количеству голосов – 2 и более голосов

2) По порядку вступления голосов

a. Прямой

b. Ломаный

3) По расстоянию вступление голосов, дистанции, времени.

a. В долях такта

b. В длительностях

c. По другому

4) По интервалу имитации (и направление – выше или ниже)

5) По количеству пропост

a. Простые (однотемные)

b. Двойные (двутемные)

c. Тройные (трехтемные)

d. И. Т. Д.

6) По точности воспроизведения риспост:

a. Точные

b. Неточные (свободные)

i. Имитация воспроизводится приблизительно (остается только направление, рисунок мелодии).

ii. Воспроизводится только ритм или только мелодия

7) По тому как имитируемый материал представлен в риспосте.

a. Без изменений (прямая имитация)

b. В обращении (инверсия)

c. Ракоход

d. Ракоход-инверсия

e. Увеличение

f. Уменьшение

g. Сочетания вышеуказанных способов

8) По продолжительности имитирования

Виды имитаций:

1) Простая имитация (П И)

2) Каноническая имитация (К И)

a. Конечный канон

b. Бесконечный канон

i. Первого разряда

ii. Второго разряда

c. Каноническая секвенция

i. Первого разряда

ii. Второго разряда

Простая и каноническая имитация. Говорим о них отдельно.

Они различаются (классифицируются) по времени имитирования.
Признак простой имитации – краткость, т.е. слышимый предел имитирования, когда обнаруживается подобие только начал вступающих голосов.

Каноническая имитация (непрерывная).
Для начала – что такое канон:
От лат. «правило». Канон – композиция, где на основе словесного ключа все голоса выводятся из данного. Или так: канон – произведение, основанное на технике канонической,т.е. непрерывной имитации, в которой воспроизводится весь материал первого голоса.

Конечный канон: простой канон без преобразования. Сочиняется такой двухголосный канон в октаву, приму или квинту.

Домашнее задание №4:

Из пяти сочиненных мелодий строгого стиля сделать:
1) Три простые имитации
2) Три канонических имитации

 

Ноя. 11 г.

alex_gainet@mail.ru – Саша гайнетдинов – прислать ему все лекции.

 

Бесконечный канон – вид канона, где пропоста и респоста возвращаются к своему началу и могут быть повторены без перерыва в имитировании.

Бывают:

1) Первого разряда – используется вертикально подвижной контрапункт – рассмотрим позже.

2) Второго разряда - интервал вступления решающего значения не имеет. Канон не требует обязательных вертикальных перестановок. Расстояние вступления между последней из респост и повторением пропосты практически неограниченно. Поэтому могут продолжаться сколько угодна.

Применение бесконечных канонов:

1) Использовались в народных шуточных песнях - англии, франции и нидерландов.

2) Творчество профессиональных композиторов, самостоятельные пьесы (Гайдн, Бетховен, Шуберт).

a. В оперном ансамбле (Бетховен – опера Фиделио, №3).

b. В вариациях (Шуман – симфонические этюды, вариация №4)

c. В инструментальных пьесах (Щедрин, полифоническая тетрадь №17).

d. В разделах симфонии (Малер, симфония №1, 3я часть).

3) Как часть более крупных форм.

a. В гомофонных формах при изложении периода (Гайдн)

b. Как прием разработки (Шуберт – неоконченная симфония).

c. В качестве приема варьирования (Шостакович, 1ая симфония, 1ая часть).

d. В кульминациях (Глинка, Руслан и Людмила, кода Увертюра).

e. В качестве элементов фактуры (Скрябин, Стравинский).

Техника написания:

1) Пишется как обычный конечный канон

2) На месте последнего отдела вводится дополнительная строчка (вверху, если первым вступает верхний голос, внизу, если первым вступает нижний голос)

3) На дополнительной строчке выписывается первый отдел пропосты.

4) Сочиняется последний отдел, чтобы он сочетался с чем-то там.

5) Выписывается целиком бесконечный канон.

Домашнее задание №5:

Сочинить два бесконечных канона взяв за основу свои одноголосные мелодии.

Дек. 11 г.

Каноническая секвенция – разновидность бесконечного канона, в котором пропоста и респоста возвращаются к своему началу и повторяются от других ступеней без перерыва в имитировании. Чаще всего два голоса и два три звена.
Бывают первого и второго разрядов:

1) когда время вступления между пропостой и респостой равно времени вступления между респостой и пропостой 1 – повторением пропосты от другой ступени.

2) когда время вступлений не равно

Домашнее задание №6: написать две канонических секвенции первого разряда.

Контрапункт.

Это одновременное сочетание двух и более мелодий в разных голосах. Эти мелодии в одно и то же время и самостоятельны и взаимозависимы. Между собой контрастируют в каждый момент с одной стороны, но должны сочетаться – с другой.

 

Принципы контрапунктирования:

1) Метроритм: должен быть контраст ритмов. Комплементарная ритмика. При такой ритмике часто не совпадает акценты. Это приводит к возникновению синкопы. В целом полифонии чужда квадратность с одновременными акцентами во всех голосах.

Дек. 11 г.

2) Мелодия (в строгом стиле чаще всего используется противоположное и косвенное движение).

a. Движение:

i. Параллельное движение

ii. Противоположное движение

iii. Косвенное движение (один голос стоит, другой двигается).

iv. Комбинированный тип движения

b. Несовпадение вступлений, каденций и кульминаций.

c. Маскировка каденций:

i. Вторгающаяся каденция (вступление темы на каденционном звуке в другом голосе, а до этого он как правило «молчит»)

ii. Наложение (вступление темы в другом голосе до момента каденции в первом)

d. Контрастность мелодии:

i. Противопоставление плавного и скачкообразного движения

ii. Противопоставление диатоники и хроматики

3) Интервалика и гармония («гармония», как сочетание между собой разных мелодий, а не в привычном смысле «гармонии» как дисциплины, а интервалы – сейчас обсуждаются только интервалы по горизонтали):

a. Господство консонансов (это главное)

b. Диссонансы же могут быть получены:

i. От проходящих звуков – на слабых долях, по секундам, в одном направлении, длительностями равными или незначительно разными, не крупнее половинных.

ii. От вспомогательных звуков – не длиннее четверти, на слабом времени, при ходе мелодии на секунду вверх или вниз и обратно.

iii. От задержанных звуков – образуются на сильных или относительно сильных долях, при связывании (синкопировании) звуков. Обязательно разрешение задержанного диссонирующего звука ходом на секунду вниз.

c. Условие разрешения диссонансов:

i. Мелодическое – ход одного из звуков диссонирующего интервала на секунду.

Техника написания контрапункта:

1) Выбор мелодии (мы будем основываться на своих мелодиях)

2) Написание второго голоса:

a. Соответствует ладовой организации первого голоса и подчеркивает ее не только совместной заключительной каденцией, но иногда и высотной позицией своего начального тона (начинаются и заканчиваются чаще в унисон).

b. Может вступать одновременно с первым или раньше его.

c. Имеет свою фразировку (длинные ноты-остановки не совпадают с остановками в первом голосе), свой мелодический рельеф. Не содержит продолжительного участия в параллельным движением с первым голосом, а так же одновременных с ним скачком в одном направлении.

d. Комплементарная ритмика (в одном голосе большие длительности, в другом – мелкие)

3) Чего делать нельзя:

a. Переход от октавы к унисону (до – до в октаву, а потом скачком оба прыгнули в унисон соль-соль)

b. Два диссонанса подряд.

c. Не связанные (не залигованные диссонансы на первую долю)

d. Соседство бемоля, бекара и диеза.

e. Долгая остановка на одном месте.

Домашнее задание №7: написать два примера на контрапункт.

Лекция пропущена

Домашнее задание №8: написать два примера на двойной контрапункт октавы. 7 тактов сначала обычный контрапункт, потом еще семь тактов «развдинутого» контрапункта – контрапункта октавы.
Если верхний голос идет вверх – плюс, нижний вниз – тоже плюс, складываем эти числа, получаем число, которое, если к нему прибавить один – получим число которое соответствует обычному обозначению интервалу.

 

Фраенов страница 118 контрапункт октавы.

Дек. 11 г.

Лекция.

Контрапункт дуодецимы (квинта через октаву)- Фраенов стр 121, индекс вертикали -11 или -18. контрапункт децимы – стр 126.
Распространен в эпоху строгого стиля. Все консонансы переходят в консонансы. Совершенные – в совершенные, несовершенные – в несовершенные. В этом контрапункте секста переходит в септиму. Диссонирующий звук в сексте – нижний. В ундециме – верхний.

Зачет по полифонии – любой вопрос по тому материалу, что мы прошли.

Контрапункт децимы. (терция через октаву).

Индекс вертикали -9 или -16. Несовершенные консонансы переходят в совершенные и наоборот. Поэтому невозможно делать прямое прямое (движение обоих голосов к октаве) и параллельное движение голосов. Можно косвенное и противоположное. Кварта переходит в септиму, поэтому она приготавливается и разрешается только нижним голосом. Нона (секунда через октаву) переходит в секунду, поэтому она задерживается и разрешается только верхним голосом.

Домашнее задание №9:

Фраенов стр 121.
Написать по одному контрапункту (децимы и дуодецимы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: