Принцип действия генератора.




Л Е К Ц И Я 13

План лекции

11. Синхронные машины.

11.1. Устройство трехфазной синхронной машины. Принцип действия генератора промышленной частоты.

11.2. Регулировочные и внешние характеристики синхронного генератора. Уравнение электрического состояния фазы статора.

Синхронные машины: назначение, устройство,

Области применения.

Отличительная особенность синхронной машины заключается в том, что скорость вращения ее ротора равна скорости вращения магнитного поля статора и сохраняется постоянной независимо от нагрузки. Это достигается тем, что ротор синхронной машины представляет собой электромагнит или постоянный магнит с числом пар полюсов, равным числу пар полюсов вращающегося магнитного поля. Взаимодействие данных полюсов обеспечивает постоянную угловую скорость вращения ротора независимо от момента на валу.

Основная область применения синхронных машин - использование их в качестве промышленных генераторов для выработки электрической энергии на электростанциях. Применяются и в качестве двигателей, но не так широко как генераторы. Синхронные двигатели имеют постоянную частоту вращения, поэтому используются там, где нет необходимости в регулировании частоты или, где необходимо обеспечить ее постоянство. Двигатели большой мощности применяют на металлургических заводах, в шахтах и т.д. Специальные синхронные микродвигатели используются в автоматике, звукозаписи, в самопищущих приборах и других случаях. Работа синхронной машины в режиме ненагруженного двигателя соответствует работе синхронного компенсатора, который используется для увеличения коэффициента мощности электромеханических установок, компенсируя индуктивную мощность. Конструкция всех машин одинакова.

Статор (якорь) - неподвижная часть, устроен подобно статору асинхронной машины. В пазах статора располагается трехфазная распределенная обмотка. Обычно обмотку статора соединяют звездой. Сердечник статора набран из листов стали. Ротор синхронной машины представляет собой электромагнит, возбуждаемый постоянным током Iв. Создаваемый этим током магнитный поток вращается с неизменной частотой. Концы обмотки возбуждения ротора выводят к двум контактным кольцам на валу. К ним прижимаются щетки, к которым присоединяется источник питания обмотки возбуждения. Электромагнит представляет собой сердечник с обмоткой возбуждения. Мощность для питания обмотки возбуждения составляет 1-3% от всей мощности машины.

 

 

Принцип действия генератора.

Постоянный ток обмотки возбуждения ротора создает основное магнитное поле машины. Магнитные линии потоков каждого полюса образуют замкнутые контуры. Распределение магнитной индукции в зазоре между полюсом ротора и статора синусоидально. Регулирование током возбуждения Iв можно осуществлять с помощью реостата Rр. При вращении ротора поток Фо вращается вместе с ним и пересекает обмотки статора. При этом в обмотках статора индуцируется трехфазная система ЭДС.

 

 

Действующее значение каждой фазной ЭДС - число витков фазной обмотки статора, kоб - обмоточный коэффициент.

Фазные ЭДС равны по значению и отстают друг от друга по фазе на угол .

Реакция якоря.

При подключении к генератору потребителей энергии Z н (состоящих из активного Rн и реактивного Хн сопротивлений) по обмотке статора (якоря) потечет ток I. В теории электрических машин обмотка, в которой ЭДС индуцируется основным магнитным потоком, называется обмоткой якоря. Ток I создает свой магнитный поток Фя. Воздействие магнитного потока якоря на основной магнитный поток Фо называется реакцией якоря. В результате взаимодействия Фя и Фо возникает электромагнитный момент, направленный против движения ротора и являющийся тормозным, действующим на ротор. Это и означает преобразование механической мощности первичного двигателя в электрическую мощность генератора, включенного в систему. При емкостной нагрузке в цепи якоря ( = -90 ), под каждым полюсом ротора находится равное число проводников с совпадающим направлением тока (противоположный полюс ротора, рис36.

 

 

При этом электромагнитный момент М = 0. Реакция якоря подмагничивает машину. При активной

нагрузке ( = 0) полюс ротора опережает противоположный полюс статора на некоторый угол Q. Таким образом, для того чтобы синхронная машина работала в режиме генератора, необходимо увеличить механический момент, приложенный первичным двигателем к валу машины. Тогда под действием возросшего вращающего момента ось магнитных полюсов ротора повернется на некоторый угол Q относительно оси полюсов статора в направлении вращения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: