Тема 3. Психологические и методологические основы художественного развития ребенка-дошкольника




РАЗДЕЛ 1

Лекция 4 (2 час.). Эстетическое сознание. Понятия «художественное восприятие» и «эстетическое восприятие»

Эстетическое сознание – часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более – в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.

В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории. Например, в Древней Греции эстетическое понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять сущность искусства, игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой, идеалом. Этот ценностный аспект вводит исследование искусства в сферу философии. Как правило, на практике эстетика выступает в качестве определенной философии искусства.

Эстетическое сознаниеэто та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет – словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности.

Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте развиваются две основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что красота – проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало красоты в природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести красоту к одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении).

В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство – это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам.

В действии эстетического сознания большую роль играет память об эстетическом, его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической, художественной памяти.

Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.

Еще одно специфическое свойство эстетического сознания – воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном, неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение отражает, как правило, степень духовности личности.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства – это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и. стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни.

Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, например, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И. Канта, вкус – это «способность судить о красоте».

В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал. (Идеал эстетический – от греч. «идея», «первообраз» и «чувственно воспринимаемое») – внешнее, чувственное выражение совершенного состояния мира и человека, которое художник предугадывает и старается воплотить средствами того или иного искусства). Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.

Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным.

Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или произведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни.

Таким образом, эстетическое сознание – это форма эстетического отражения человеком объективной действительности, способ его эстетического отношения к миру и самому себе.

Эстетическое сознание обладает сложной внутренней структурой. В самом общем виде в структуре эстетического сознания выделяют его уровни и формы.

Эстетическое сознание интегрирует такие эстетические категории, как:

- эмоции, чувства, переживания, которые выражают эмоционально-чувственное освоение действительности (эмоциональный компонент эстетического отношения);

- эстетическое восприятие, эстетические суждения и представления, которые обеспечивают эстетическое познание мира (гносеологический – познавательный – компонент эстетического отношения);

- эстетические оценки, вкусы, нормы, идеалы, которые составляют все многообразие эстетических ценностей, а также связанных с ними эстетических мотивов, потребностей и способов их удовлетворения (аксиологический – ценностно-ориентированный – компонент эстетического отношения):

- эстетические деяния, которые выступают как продуктивный результат эстетического освоения окружающего мира, а также как предпосылка к новому познанию, оценке, чувствованию на более высоком уровне (деятельностный компонент эстетического отношения).

Литература

  1. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Бореев. – М.: Политиздат, 1988. 496 с.6 ил.
  2. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев, науч. ред. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Искусство в школе, 2001. – 384 с.
  3. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Уч. пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
  4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 344 с.
  5. Клюева, И.Н. Теоретические основы детского изобразительного творчества: Учеб. пособие/ И.Н. Клюева. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 40 с.
  6. Косминская, Б.В., Васильева, Е.И., Казакова, Р.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Уч. пособие для студентов педвузов / Б.В. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. – 225 с.
  7. Краткий словарь понятий, терминов, определений, используемых в современной педагогике искусства / сост. Л.Г. Савенкова. – М.: ИХО РАО, 2008. – 43 с.
  8. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Уч. пособие для студентов вузов / Под. Ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 256 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: