Элементарные математические представления




Формирование элементарных математических представлений на третьей ступени обучения детей с ТНР осуществляется комплексно в разнообразных видах деятельности В процессе их предматематической подготовки следует учитывать, что у детей данной категории в старшем дошкольном возрасте на фоне с сравнительно развернутой речи еще часто наблюдается неточное знание и неточное употребление многих слов, в том числе и элементарных математических терминов. Дети затрудняются в употреблении слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, способы действий. Им трудно дается использование сложных предлогов, что важно иметь в виду при обучении их решению арифметических задач, словесному обозначению пространственных отношений.

Для формирования элементарных математических представлений детей на третьей ступени обучения большое значение имеют игровая (дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные и подвижные игры), трудовая (ручной и хозяйственно-бытовой труд), конструктивная и изобразительная деятельность. На специально организованных занятиях у детей развивают произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно пространственные представления, проводят работу по увеличению объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти детей, развитию их логического мышления. Детей с ТНР обучают планированию математической деятельности и ее контролю с участием речи.

Основной задачей обучения дошкольников с ТНР основам математических знаний в этот период становится формирование психологических механизмов, обеспечивающих успешность развития и обучения, самостоятельность детей в дальнейшей учебной деятельности и применение математического опыта в практической жизни. Дети овладевают наиболее сложным психологическим дей­ствием — решением арифметических задач. На занятиях они учат­ся составлять схемы, таблицы, рисовать фигуры, рисунки, которые затем используют в своей математической деятельности.

Наряду с общеразвивающими занятиями, которые проводит воспитатель, учитель -логопед осуществляет индивидуальную ло­гопедическую работу по профилактике дискалькулии у детей с учетом уровня сформированности у них базовых механизмов овладения счетом и счетными операциями и предрасположен­ности к дискалькулии.

Педагогические ориентиры:

— расширять представления детей о свойствах и отношениях объектов, используя многообразие игр на классификацию, сериацию т. д.;

—совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;

—расширять формы моделирования различных действий, на­правленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильногои зрительного обследования пред­ков и их моделей;

¾ развивать ориентировочные действия детей, формируя у них умение предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей обстановке, в игровой си­туации на картинке;

¾ в процессе игр и игровых упражнений формировать пред­ставления детей о независимости количества элементов множе­ства от пространственного расположения и качественных при­знаков предметов, составляющих множество;

¾ учить детей образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее — удалением одного пред­мета из группы;

¾ совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного вос­приятия

¾ совершенствовать зрительно-двигательную координацию, Учить детей активно пользоваться соотносящими движениями «взгляд — рука»;

¾ знакомить детей с количеством в пределах десяти (возмож­ный предел освоения детьми чисел определяется, исходя из уров­ня их математического развития на этапе готовности к школьно­му обучению);

¾ учить детей узнавать цифры 0, 1—9 в правильном и перкаль- Ном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством предметов;

¾ обучать детей возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воображаемом воздушном пространстве; конструированию из деталей конструктора «Цифры» и различных материалов (нитки, шнуры, мягкая цветная проволока, палочки); лепке из глины, пата, пластилина, теста;

¾ формировать у детей умение называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений предметов, геометрических фигур и др.) и называя их обобщающим словом;

¾ решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах десяти;

¾ решать простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

¾ развивать умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади рядом со мной, надо мной, подо мной);

¾ учить детей пользоваться стрелкой-вектором, знаками ►,◄,▼,▲, ♂ и другими символами, указывающими отношения между величиной и направлением, и т. п.;

¾ учить детей перемещать различные предметы вперед, назад вверх, вниз по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции взрослого и самостоятельно), исходя из логики дей­ствия;

¾ соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные простран­ственные признаки, структурные элементы геометрических фи­гур: вершины, углы, стороны;

¾ формировать у детей представления об окружности и круге, учить их пользоваться детским циркулем для вычерчивания окруж­ности;

¾ учить детей образовывать множества из однородных и раз­нородных предметов, игрушек, их изображений, группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты, треугольники — крыши, прямоугольники — кирпичики), по ве­личине (большой — маленький, широкий — узкий, высокий " низкий, толстый — тонкий, длинный — короткий), по количеств) (в пределах десяти);

¾ учить детей выбирать объемные (шар, куб, треугольная призма — крыша) и плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции, а также определять форму предметов в окружающей действительности;

¾ формировать представления детей о внутренней и внешней части геометрической фигуры, ее границах и закреплять эти представления в практических видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании);

—знакомить детей с понятиями «точка», «прямая линия»,«кривая линия», «извилистая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия» «незамкнутая линия», «отрезок»; формировать представления о взаимоотношении точек и линий;

¾ учить детей моделировать линии из различных материалов (шнуров, ниток, мягкой цветной проволоки, лент, геометриче­ских фигур);

¾ формировать представления о времени: учить детей по наиболее характерным признакам узнавать (в природе, на картинках) и называть реальные явления и их изображение — контрастные времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

¾ учить детей использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием отрицания «не»;

¾ развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку (форма, величина, количество и т. п.).

¾ развивать у детей познавательный интерес к различным спо­собам измерения, счета количеств, определения пространствен­ных отношений у разных народов.

Основное содержание

Количественные представления. Обозначение общего количе­ства сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождая обводящим движением руки.

Счет объектов в любом порядке.

Усвоение состава числа в пределах десяти (возможный предел освоения детьми чисел определяется, исходя из уровня их ма­тематического развития на этапе готовности к школьному обу­чению)

С равнение двух-трех групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета, с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах десяти.

Счет двух-трех множеств с использованием различных способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества предметов, их объемных и плоскостных моделей.

Формирование представлений о сохранении количества непрерывных множеств (.два сосуда разной формы с одинаковым количеством воды; два сосуда одинаковой формы с одинаковым количеством воды, но с различным расположением ее относительно плоскости: один сосуд стоит на донышке, другой перевернут и стоит на крышке и т. п.). Выявление связи и зависимости между количеством, величиной и внешними свойствами предметов (форма различных емкостей, их величина, способ расположения относительно поверхности).

Вырезание определенного количества кружков, полосок, квадратов по инструкции взрослого или по результатам пересчета предметов предъявленного множества («Сделай столько же, сколь­ко...»).

Задачи-драматизации и задачи иллюстрации с открытым и закрытым результатом на сложение и вычитание в пределах десяти с использованием наглядного материала, решение задач в сюжетно-дидактических играх «Аптека». «Магазин», «Почта» «Те­атральная касса — кукольный театр» и др. (интеграция с логопеди­ческой работой, образовательными областями «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Составление арифметических задач на основе предваритель­ного включения в опыт детей символико-моделирующих видов деятельности, соответствующих содержанию задачи.

Формирование понятия об отношении равенства и неравенства с обозначением знаками =, ≠, а также зависимости между величинами, числами, выраженными в знаках «больше», «мень­ше» (<, >). Счетные операции с использованием «записи» решения примеров, задач с помощью цифр и математических символов +, —, =.

Знакомство с современными техническими средствами: каль­кулятором, компьютером. Элементарные правила техники безопасности при использовании технических средств (интеграция с об­разовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - раздел «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»).

Математические развивающие игры на компьютере «Плане­та чисел для малышей», «Развиваем реакцию», «Учимся считать», «Учим буквы и цифры» и др. (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»)

Ознакомление с первоначальными сведениями из истории арифметики как люди учились считать, от зарубок через символы к цифрам, цифры у разных народов, малый счет у славян, абак и счеты и другая доступная и интересная дошкольникам информация (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра»),

Представления о форме. Игры и игровые упражнения с различными строительными наборами («Детская площадка», Lego, «Цвет и форма», конструктор «Самоделкин» и др.). Выполнение инструкции по образцу, по словесной инструкции взрослого или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу (интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра», с разделом «Конструирование»).

Группировка предметов по форме и соотнесение плоскостных и объемных фигур (по типу усложненных «Коробок форм» и др.) интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Уточнение понятия «многоугольник». Идентификация по сло­весной инструкции предметов по форме (шары, кубы, треуголь­ные призмы, бруски, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, многоугольники). Определение характерных свойств геометрических фигур.

Практические действия на воссоздание и преобразование плоскостных и объемных фигур с использованием различного конструктивного материала (настольный и напольный деревянный и пластмассовый строительный материал, модульные полифункциональные наборы из полимерных материалов и др.).

Соотношение сторон, внутренняя и внешняя область фигуры. Углы фигуры (интеграция с разделом «Конструирование»).

Обозначение точки, рисование линий на бумаге, на доске, на песке и т. п. Упражнения на ознакомление с многообразием линий (прямая, кривая, извилистая, ломаная, замкнутая, незамкну­тая). Отрезок и взаимоотношения точек и линий. Моделирова­ние линий из различных материалов (шнурков, ниток, мягкой цветной проволоки, лент, геометрических фигур и др.) (интеграция с образовательной областью «Художественно –эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника и других объектов из палочек разной величины (счетные палочки Кюизенера и др.) (интеграция с разделом «Конструирование»). Счет количества палочек, необходимых для различных кон­струкций. Преобразование фигур путем перемещения палочек.

Формирование представлений о логических связях и зависимостях групп геометрических фигур.

Развивающие игры на компьютере («Lego», «Пятачок и разные звери» и др.) (интеграция с образовательной областью «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Первоначальные сведения из истории геометрии: практиче­ские действия древних людей (например, натянутый шнур- тетива — прообраз линии; лён, из волокон которого делали нити и шнуры, на латинском языке звучит как «линум»), Словарная работа: созвучность слов линия и линум (в русском и латинском языках). Театрализованные игры «Древние математики»: воз­ведение пирамид; «чтение» древних папирусов («папирус Ринда»); измерение участков, имеющих форму квадрата, треуголь­ника, прямоугольника; строительство домов круглой, квадратной формы из полифункциональных наборов «Радуга», «Гномик», «Фантазия» и др. (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра»),

Представления о величине. Практические занятия с использо­ванием условных мерок (полоски бумаги, ленточки, тесемки) для измерения длины и ширины различных предметов и соотнесения их по этим параметрам.

Игры и упражнения, рассказы, беседы познавательного ха­рактера на ознакомление детей с историей создания мер для измерения величины: первые меры — «лапоть», «локоть», «ладонь» Упражнения с различными измерительными приборами: линейкой, рулеткой, сантиметром и др. (интеграция с образовательными областям у «Социально коммуникативное развитие» —разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Закрепление представлений о предметах разной величины и приемах проверки (наложение и приложение): длинный — короткий, длиннее — короче, широким — узкий, шире — уже, высокии — низкий, выше — ниже, толстый — гонкий, толще — тоньше.

Закрашивание, штриховка, рисование по опорным точкам изображений разной величины (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Художественно -эстетическое развитие» —- раздел «Изобразительное творчество»), Речемыслительные упражнения для формирования представлений детей о словесном обозначении предметов на основе барического чувства, зрительного соотнесения объемов, длины, ширины, высоты, веса. Опыты-исследования на понимание принципа сохранения количества вещества, не зависящего от величины со­суда, в котором оно находится (интеграция с логопедической рабо­той, образовательной областью «Социально-коммуникативное раз­витие» — раздел «Игра»),

В практических действиях с предметами развитие способно­стей детей выделять свойства объекта, определять величину пути перемещения объектов на плоскости.

Формирование представлений об относительности величины (упражнения, рисование, рассматривание иллюстративного ма­териала).

Чтение рассказов, просмотр фильмов, настольно-печатные игры, включающие познавательные сведения из истории развития представлений о величине: как люди нашли единицы для изме­рения длины? для чего была установлена метрическая система мер? и т. п. (интеграция с образовательными областями «Речевое разви­тие». «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Представления о пространстве. Упражнения, подвижные игры па развитие пространственных отношений. Ориентировка в сто­ронах относительно себя и другого объекта (предмета): верх, низ, право лево — показ сторон.

Определение своего местоположения среди окружающих объектов. Упражнения, подвижные игры на перемещение в простран­стве с изменением направлении движения, отношений между предметами (объектами) (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие» - раздел «Игра»),

Уточнение назначения стрелок-векторов в практических упраж­нениях и играх: ←, ↑, →, ↓, ↔, ↕. Выкладывание геометрических фигур, картинок, палочек на плоскости листа по стрелкам-векторам, по знакам ►,◄,▼,▲, ♂идругим символам, указывающим отношения между расположением объектов (интеграция с. логопедической работой).

Игры и игровые упражнения на дифференциацию слов, обозначающих направления движения (вверх — вниз, вперед — назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Закрашивание и штриховка изображений различной величины и конфигурации в различных направлениях (вертикальными, горизонтальными, косыми линиями), обводка по трафаретам (по внешнему контуру, по внутреннему контуру), по опорным точкам (интеграция с образовательной областью «Художественно-эсте­тическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Развитие топологических представлений (по типу «Улитка» Ж. Пиаже и др.) о перемещении объекта в пространстве, уточне­ние понятия о паропротивоположных направлениях. Выполнение заданий на моделирование движений в разных плоскостях. Игры на словесное обозначение паропротивоположных направлений (интеграция с логопедической работой, образовательными областя­ми «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура», «Со­циально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Упражнения с использованием простых планов (уменьшенно­го смоделированного отношения между предметами в двухмерном и трехмерном пространстве).

Детские компьютерные игры, развивающие пространственное мышление: «Веселые картинки», «Путешествие с Кузькой во вре­мени», Lego и др. (интеграция с логопедической работой, обра­зовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - раздел «Игра»),

Игры, чтение детской энциклопедической литературы для озна­комления с первоначальными сведениями из истории формирова­ния представлений о пространстве: стрелка-вектор у древних охот­ников; ориентировка людей по солнцу, по звездам; путешествен­ники в пустыне и тундре; ориентировка охотников в горах и на равнинах; первые планы городов и т. п. (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»;.

Временные представления. Астрономические объекты и явления: солнце, луна, звезды в реальной действительности и на ил­люстрациях.

Явления погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег); наблюдение за изменениями в природе в зависимости от времени года-

Наблюдение сезонных изменений в природе, беседы, игровые упражнения с использованием иллюстративного материала, продуктов детского творчества (времена года, контрастные времена года — лето и зима, весна и осень; времена года, предшествующие друг другу и следующие друг за другом: осень после лета, перед зимой, зима между осенью и весной) (интеграция с образователь­ной областью «Художественно -эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное раз­витие» — раздел «Игра»),

Сказки, стихотворения, настольно-печатные игры, игровые упражнения с использованием знаково-символических средств, продуктов детского творчества, музыки, характеризующих времена и месяцы года. Игры на называние основных признаков, характерных для времен и месяцев года. Отгадывание загадок и объяснение пословиц о месяцах года в современном календаре и календаре славян- декабрь — «стужайло», апрель — «снегогон», сентябрь — «хмурень», октябрь — «грязник» и т. д. Словотворчество детей по называнию месяцев года, исходя из их характерных признаков (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» — раз­делы «Изобразительное творчество», «Музыка»),

Части суток, соотнесение названий частей суток с соответ­ствующими картинками, стихотворениями, потешками и песен­ками. Противоположные части суток: утро и вечер, день и ночь. Части суток, предшествующие друг другу и следующие друг за другом (ночь после вечера, перед утром; день между утром и вечером). Настольно-печатные игры, игровые упражнения с использованием знаково-символических средств, продуктов детского творчества, музыки, характеризующих части суток. Словесные игры на называние основных признаков, характерных для частей суток (цвета, положение небесных светил, погодные явления и т. д.) (интеграция с логопедической работой, образова­нными областями «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра», «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие» — разделы «Изобразительное творчество», «Музыка»).

Рассматривание различных календарей (календарь-игру1 «Месяц перед новым годом», «Детский календарь», перекидные, иллюстрированные календари, календари-сувениры, календари- конструкторы и др.), беседы и занятия на темы календарей. Настольно-печатные игры и игровые упражнения с использованием знаково-символических средств для обозначения дней недели, рабочих и выходных дней: неделя-пирамида из семи колец, неделя- флажки, неделя в цифрах и т. п. Игры на определение места одного из дней недели среди других: назови первый (третий, пятый день недели; назови день недели после четверга; назови день недели между вторником и четвергом; назови первый день недели после выходного (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально –коммуникативное развитие» - разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»; «Речевое развитие»).

Формирование представлений о необратимости времени. Упраж­нения на определение времени по часам. Многообразие часов и семантика слов, обозначающих вид часов: настольные, наручные, напольные, башенные, песочные, механические, электронные, солнеч­ные часы. Настольно-печатные игры, упражнения с настоящими и игрушечными часами по определению времени с точностью до одного часа. Стрелки часов, циферблат (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Первоначальные сведения из истории временных представлений: меры времени, календарь, час, минута, секунда, солнечные и песочные часы, современные часы; представления народов мира, в том числе славян, о временах года и другая доступная детям информация (интеграция с логопедической работой, образо­вательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Игры, экскурсии, беседы, чтение литературы о зависимости образа жизни наших предков и современных людей от смены времен года (сезонный круг у древних людей, у славян и других народов), регламентирующих ее практическое, символическое, обрядовое содержание (интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», Представления о мире людей и рукотворных материалах»; «Речевое развитие» «Художественно -эстетическое развитие» — раздел «Музыка»)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» на третьей ступени обучения является формирование связной речи детей с ТНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно- потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей.

В ходе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, направленной на ознакомление детей с ТНР с окружающей действительностью, они начинают понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различ­ными по сложности синтаксическими конструкциями.

Формирование связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной) осуществляется в процессе рассказывания о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. При этом широко используются символические средства, рисование, театрализованные игры, в это время важную роль играет работа по ознакомлению детей с литературными произведениями, для чего воспитатели проводят занятия «В мире книги». Они рассказывают детям сказки, читают стихи, организуют игры по сюжетам этих произведений. В группе оформляется специальная книжная выставка — книжный уголок, где помещаются книги, выполненные полиграфиче­ским способом и книжки-самоделки, которые дети изготавливают вместе со взрослыми. Содержание книжного уголка постоянно обновляется.

В работу по развитию речи детей с ТПР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которые проводят с детьми другие специалисты.

Педагогические ориентиры:

¾ развивать речевую активность детей;

¾ развивать диалогическую форму речи, поддерживать ини­циативные диалоги между детьми, стимулировать их, создавать коммуникативные ситуации, вовлекая детей в беседу;

¾ обеспечивать коммуникативную мотивацию в быту, играх и на занятиях;

¾ формировать средства межличностного взаимодействия де­тей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от за­нятий время, использовать речевые и неречевые средства комму­никации;

¾ учить детей задавать вопросы, строить простейшие сообще­ния и побуждения (то есть пользоваться различными типами ком­муникативных высказываний);

¾ развивать стремление передавать (изображать, демонстри­ровать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

¾ расширять словарный запас, связанный с содержанием эмо­ционального, бытового, предметного, социального и игрового опы­та детей;

¾ развивать фразовую речь в ходе комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

¾ совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания («Что будем делать сначала? Что потом?»);

¾ развивать все виды словесной регуляции: умение самостоятельно составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в игре, в процессе рисования, конструирования, наблюдений;

¾ учить детей понимать содержание литературных произведений (прозаических и стихотворных), характер персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения и отражать это понимание в речи;

¾ учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным кар­тинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры и участие в играх, предполагающих им­провизированные диалоги и монологи, и т. д.;

¾ учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составить с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

¾ продолжать развивать способности детей к словообразова­нию и словоизменению;

¾ знакомить детей с рассказами, историями, сказками, разыгрывать их содержание по ролям;

¾ учить детей понимать содержание литературных произведе­ний (прозаических и стихотворных), характер персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения и отражать это понима­ние в речи;

¾ обучать детей последовательности, содержательности расска­зывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний;

¾ учить детей использовать при рассказывании сказок и других литературных произведений наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым;

¾ учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры и участие в играх, предполагающих импровизированные диалоги и монологи, и т. д.;

¾ учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

¾ разучивать с детьми стихотворения, используя графические схемы, наглядные опоры и игры, предполагающие театрализацию стихотворного текста, рисование картинного плана литературного произведения и т. д.;

¾ продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению;

¾ формировать у детей мотивацию к школьному обучению;

¾ знакомить детей с понятием «предложение»;

¾ обучать детей составлению графических схем слогов, слов;

¾ обучать детей элементарным правилам правописания.

Основное содержание

Формирование синтаксической структуры предложения Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Обучение детей употреблению сложноподчиненных предло­жений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как (Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь. Цветы засохнут, если их не поливать. Когда закончит, дождь, мы пойдем гулять. Так как Петя заболел, он не пошел в детский сад) (интеграция с логопедической работой).

Формирование связной речи. Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта).

Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Совершенствование навыков смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания. Обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста (интеграция с логопедической работой).

Ознакомление с литературными произведениями и рассказывание их Слушание сказок, стихотворений. Разучивание стихотворений.

Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол -бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств (интеграция с логопедической работой, образовательной областью Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра», см. «Театрализованные игры»).

Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) вместе со взрослым, который исполняет роль ведущего и режиссера (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально - коммуникативное развитие» — раздел «Игра», см. «Театрализованные игры»).

Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения (вместе со взрослым), комментированное рисование с элементами аппликации и т. п. (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Изготовление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослым, и показ, называние пер­сонажей сказки, драматизация каждого эпизода (в процессе «превращения» необходимо следовать технике создания выразительного образа: изменение позы, движений, голоса, мимики) (интеграция с образовательными областями «Художественно эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Труд»),

Составление рассказов в виде сообщений от собственного име­ни (Я.., Мы...), в виде обращений (Ты..., Вы...), а также от третьего лица (Он.... Они...) с обязательным наличием адресата (ин­теграция с логопедической работой).

Ознакомление с произведениями искусства (картины, иллюстрации детских книг и т. п.) и рассказы о них. Рассматривание картин художников с доступной детям тематикой: по сказкам, об игровых ситуациях, о природе, о животных, о прогулках в зависимости от времени года и т. д. Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах, с акцентом на социальном содержании отношений между персонажами (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах»)

Составление предложений по фрагментам изображения. Рассказы по темам картин (фиксация изображения). Рассказы с выходом за пределы наглядно данного (по воображению: «Что было до?, «Что будет после?»). Рассказ-описание конкретного объекта (по предметной картине или фрагменту изображения), Рассказ «от имени» персонажа или объекта картины. Рассказы по сериям сюжетных картин. Рассказы по фотографиям, изображающ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: