Структура координирующих органов управления РСЧС




Органы повседневного управления РСЧС: пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных ор­ганов исполнительной власти и организаций.

Важнейшая составная часть РСЧС — ее силы и средства.

Силы и средства наблюдения и конт­роля, будучи принадлежностью подсистемы РСЧС, включают в себя те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инс­пектирование, мониторинг, контроль, анализ состоя-ния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря деятельности этих сил удается предупреж­дать многие чрезвычайные ситуации, прогнозировать возможное возникновение таких ситуаций, опове­щать об угрозе органы управления и население.

В силы и средства ликвидации чре­звычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования гражданской обо­роны, а также силы и средства, принадлежащие дру­гим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Вопросы и задания

1. Из каких подсистем и уровней состоит РСЧС? 2. Где создают и из чего состоят территориальные под­системы РСЧС? 3. Кто создает функциональные под­системы РСЧС? 4. Какие функциональные подсисте­мы вы знаете? 5. Какой орган координирует деятель­ность РСЧС на федеральном уровне? 6. Назовите координирующие органы РСЧС на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. 7. Какой федеральный орган в России решает задачи безопасности жизнедеятельности населения? 8. Назо­вите постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, региональном, территориаль­ном, объектовом и местном уровнях. 9. Какие силы и средства объединяет РСЧС? Из чего они состоят?

Задание 20. Для чего создают территориальные подсистемы РСЧС? Выберите из предлагаемых вари­антов ответа правильный:

а) для предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций в городах и районах;

б) для предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций в поселках и районах;

в) для предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций на промышленных объектах;

г) для предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий, причем они состоят из звеньев, соответствующих административно-террито­риальному делению этих территорий.

Задание 21. Из предлагаемых вариантов выберите пять уровней РСЧС:

а) объектовый;

б) производственный;

в) местный;

г) поселковый;

д) районный;

е) территориальный;

ж) региональный;

з) республиканский; и) федеральный.

Задание 22. Определите, что является рабочим ор­ганом комиссий по чрезвычайным ситуациям соот­ветствующих органов государственной власти и мест­ного самоуправления:

а) специально создаваемые штабы;

б) органы управления (комитеты, управления, от­делы) по делам ГОЧС;

в) эвакуационные комиссии.

5.3. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Федеральным законом «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязан­ности и ответственность граждан при участии в ме­роприятиях по защите людей, материальных ценное-тей и в работах по ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций (ст. 18).

Граждане России имеют право:

• на защиту жизни, здоровья и личного имущест­ва в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в любом регионе, любом населенном пункте;

• при необходимости использовать средства кол­лективной и индивидуальной защиты, другое имуще­ство органов исполнительной власти республик, кра­ев, областей, органов местного самоуправления и ор­ганизаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

• получать информацию о надвигающейся опас­ности, о риске, которому может подвергнуться насе­ление той или иной территории, о правилах поведе­ния и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;

• обращаться лично, а также направлять в госу­дарственные органы и органы местного самоуправле­ния индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций;

• участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си­туаций;

• на возмещение ущерба, причиненного их здо­ровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, по­жаров и стихийных бедствий;

• на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычай­ных ситуаций;

• на государственное социальное страхование, на получение компенсаций и льгот за ущерб, причинен­ный их здоровью при выполнении обязанностей в хо­де работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• на пенсионное обеспечение в случае потери тру­доспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалид-ность которых наступила вследствие трудового увечья;

• на пенсионное обеспечение в случае потери кор­мильца, погибшего или умершего от увечья или забо­левания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения своих обязанностей граж­данами трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей системы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан (ст. 19):

• активно содействовать выполнению всех меро­приятий, проводимых МЧС России;

• соблюдать законы и иные нормативные и право­вые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• выполнять меры безопасности в быту и повсе­дневной трудовой деятельности, не допускать нару­шения производственной и технологической дисцип­лины, требований экологической безопасности, кото­рые могут привести к экстремальным ситуациям;

• изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы ока­зания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуаль­ными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навы­ки для действий в любых складывающихся условиях;

• знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;

• четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

• при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неот­ложных работ.

Вопросы и задание

  1. Каким федеральным законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвы­чайных ситуаций? 2. Какие права имеют граждане России в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

3. Какие обязанности возложены на граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций? 4. Изуче­ние гражданами основных способов защиты от чрез­вычайных ситуаций является их правом или обязан­ностью? 5. Имеет ли право гражданин направлять в государственные органы индивидуальное обращение по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций?

Задание 23. Из предлагаемых вариантов выберите правильное название закона, определяющего права и обязанности граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

а) закон Российской Федерации «О безопасности»;

б) федеральный закон «Об обороне»;

в) федеральный закон «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  1. г) федеральный закон «О гражданской обороне».

Глава 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: