Разработка производственной программы




Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учётом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственна программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений(цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменений межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенного производственным процессом продукции.

Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной программы основными подразделениями предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, –в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных–по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов.

 

Производственная программа является стержневым разделом плана любого уровня, так как определяет объем продукции, ради производства которой и создано предприятие. На основе показателей производственной программы планируются практически все остальные плановые задания компании (рис. 7.1).

Основными заданиями производственной программы являются:

1.Выпуск продукции в натуральном (условнонатуральном) выражении с перечнем номенклатуры и ассортимента в соответствии с заключенными договорами.

2.Объем выпуска продукции в стоимостном выражении по укрупненным группам изделий и в целом по предприятию.

3.Календарные сроки выпуска отдельных изделий, предусмотренные в договорах с потребителями.

4.Объем кооперированных поставок сторонним организациям.

5.Качественные характеристики выпускаемой продукции.

Измерителями отдельных позиций производственной программы могут быть натуральные, условнонатуральные, стоимостные и трудовые единицы.

Натуральные измерители — штуки, метры, тонны — позволяют определить объем и динамику производства одинаковой продук

 

ции. При изготовлении однородной, но не одинаковой продукции, различающейся по трудоемкости, качеству, габаритам, применяются условнонатуральные измерители, которые позволяют все виды выпускаемой продукции привести к одному виду, принятому условно за базу. При переводе продукции в условнонатуральные измерители чаще всего пользуются переводными коэффициентами, в основе которых лежит соотношение трудоемкости различных видов продукции.

В многономенклатурном производстве суммарный объем продукции невозможно выразить в натуральных показателях, поэтому для данной цели используют стоимостные измерители на базе неизменных цен.

При помощи трудовых измерителей определяют общую трудоемкость производственной программы, которая может быть выражена в нормативной (нормочасах) или фактической (человекочасах) трудоемкости. Трудовые показатели в основном применяют при составлении планов производства с обширной номенклатурой выпускаемой продукции. Следует помнить, что трудовые измерители не могут быть основными показателями объема выпуска продукции, так как не позволяют судить о количестве изделий, выпускаемых предприятием.

 

Планирование производственной мощности предприятия

В практике планирования показатели производственной мощности применяются при составлении годовой производственной программы выпуска продукции. Правильное планирование производственной мощности имеет важное значение для рационального использования технологического оборудования, стабильности производства и насыщенности рынка необходимыми товарами. По отношению к плановому периоду различают входящую, исходящую и среднегодовую мощность. Расчет производственной мощности – важнейшая часть технико-экономического обоснования плана производства продукции.

Исходной информацией при расчете производственной мощности являются: номенклатура изделий, годовая программа выпуска, номенклатура деталей, входящих в изделие, трудоемкости изготовления детали, коэффициент выполнения норм по определенной группе оборудования и их количество, производственные площади в сборочных цехах, действительный фонд работы единицы оборудования.

Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического исследования с учетом:

w прогноза уровня спроса на рынке на конкретное изделие;

w наличия необходимых ресурсов;

w типа производства;

w номенклатуры выпускаемой продукции;

w применяемой технологии.

Алгоритм расчета производственной мощности включает:

ü определение трудоемкости изготовления изделий в расчете на годовой план производства по определенной группе оборудования (токарные станки с ручным управлением или ЧПУ, фрезерные, шлифовальные и т.д.)

ü расчет производственной мощности предприятия по каждому изделию плана производства.

ü определение возможного выпуска дополнительной продукции.

Мощность предприятия (цеха) определяется как сумма возможного выпуска основной и дополнительной продукции.

 

Планирование продаж

Планирование продаж — это отправная точка системы планирования предприятия в целом. На основании планов продаж строятся планы для всех остальных направлений деятельности.

Конфигурация позволяет составлять отдельные планы по различным категориям покупателей, ориентируясь, например, на принадлежность региону, виду деятельности и т.п.

Конфигурация дает возможность разрабатывать как укрупненные, стратегические планы, так и детальные, рабочие планы на перекрывающиеся периоды времени. Например, в начале года можно составить укрупненный годовой план, и затем в соответствии с ним составлять детальные помесячные. Конфигурация содержит удобные средства для автоматизации процесса составления детального плана на основе имеющегося укрупненного плана.

Распределение показателей укрупненного плана на короткие периоды времени выполняется равномерно или в соответствии с так называемым профилем планирования по периодам. Указанный профиль представляет собой набор коэффициентов, пропорционально которым автоматически распределяются количественные и суммовые показатели при их детализации.

В конфигурации предусмотрено автоматическое включение в планы продаж зарегистрированных заказов клиентов.

Предусмотрено планирование продаж как по всему предприятию в целом, так и по подразделениям. Это дает возможность руководителям и менеджерам подразделений составлять планы продаж по своим направлениям. Планы подразделений консолидируются в сводный план продаж по компании.

В дальнейшем планы продаж можно сравнивать с фактическими продажами, проводить анализ отклонений.

Планирование выполнения производственной программы

При планировании реализации производственной программы предприятия решаются задачи объемного планирования. К ним относится распределение (декомпозиция) годовой производственной программы по подразделениям и срокам (объемно-календарное планирование). Распределение по кварталам и месяцам проводится с целью равномерной работы производства, наиболее полного использования оборудования и ресурсов, соблюдения сроков выполнения заказов, сокращения себестоимости продукции за счет уменьшения длительности производственного цикла и объема незавершенного производства и повышения серийности. Кроме того, годовая производственная программа завода распределяется в объемном, трудовом и натуральном выражении между цехами и производственными участками (расцеховка).

Производственная программа для выпускающих цехов соответствует производственной программе предприятия с учетом выпуска продукции за предыдущий период и состояния складов готовой продукции. Далее формируются программы (номенклатурные планы) для других производственных подразделений, происходит увязка программы с ограничениями на ресурсы, строятся скоординированные календарные планы для цехов основного производства и обеспечивающих служб.

В планировании - это очень важно для дальнейшего обсуждения - используются так называемые календарно-плановые нормативы, например размер партий запуска, ритмы запуска заказов в производство, длительность производственных циклов, нормативы незавершенного производства, нормативы времени на ремонт оборудования и затраты труда.

Замечание: определение календарно-плановых нормативов наталкивается на особые сложности.

Как правило, в календарно-плановых нормативах «спрятаны» эвристики, которые, с одной стороны, задают организацию производства и позволяют исключить из рассмотрения заведомо неэффективные планы, а с другой - позволяют сократить объем перебора при планировании.

Обычно нормативы определяются моделированием, расчетным путем или статистически. Во всех способах полагается, что предприятие работает стабильно и предсказуемо. Но многие отечественные предприятия еще находятся в условиях «перестройки», изменения логистики, номенклатуры выпускаемой продукции и рынков сбыта. При внедрении новых систем планирования требуется либо мотивированно принимать решение о возможности использования нормативов, которые были «заложены» в традиционные АСУП, либо их менять или даже ориентироваться на то, что нормативы могут многократно меняться даже в процессе внедрения системы (что не типично для «нормативно-справочной» информации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: