Понятие о современной системе образования России. Основные требования Закона Российской Федерации «Об Образовании» к системе образования




ЛЕКЦИЯ № 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ.

План:

Понятие о современной системе образования России. Основные требования Закона Российской Федерации «Об Образовании» к системе образования.

Характеристика основных компонентов образовательной системы.

Основные факторы развития системы образования.

Особенности образовательных систем и тенденции их развития в развитых странах.

Современный этап развития системы образования в России.

Управление образовательными системами.

Понятие о современной системе образования России. Основные требования Закона Российской Федерации «Об Образовании» к системе образования

Согласно определению, данному в законе РФ «Об Образовании», Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.

Право на образование является одним основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Область образования в стране провозглашена приоритетной.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно - общественный характер управления образованием;

7) автономность образовательных учреждений.

Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно - историческими и национальными особенностями.

Система образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

1) преемственных образовательных программ различных уровней и направленности;

2) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

3) сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

4) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

3) профессиональной подготовки.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К основным общеобразовательным относятся программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К основным профессиональным относятся программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;

- высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

- послевузовского профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательные программы. Учитывая потребности и возможности личности, осваиваются в следующих формах:

- в образовательном учреждении – в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме;

- в семье;

- путем самообразования;

- экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: