Ты остался в КПСС?»
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Освещение фактов в символическом аспекте (вождь – символ партии); апелляция к дополнительным уровням психики (попытка пристыдить выходивших из партии). | Переживание сопричастности; бесконтрольные коллективные чувства вины; «Мы – образ» и «Я – образ» личности. | Возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций. |
Покорение шпионов и диверсантов»
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Освещение фактов в символическом аспекте (змея – шпион и диверсант, главный враг); образ врага; привлечение архетипических образов (смерти и возмездия). | Переживание сопричастности; бесконтрольные коллективные чувства ненависти. | Возбуждение эмоции и непроизвольных, импульсивных реакций; отключение самоконтроля. |
Воин Красной армии, спаси»
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Привлечение архетипических образов (образ жертвы). | Бесконтрольные коллективные чувства страха и отчаяния; переживание сопричастности; апелляция к дополнительным уровням психики (все зависит от меня); бесконтрольные коллективные чувства единства и самопожертвования. | Возбуждение эмоции и непроизвольных, импульсивных реакций; отключение самоконтроля; нагнетание энтузиазма. |
I want you for U.S.Army. Nearest Recruiting station / Я хочу, чтобы ты служил в армии США. Ближайший вербовочный пункт»
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Освещение фактов в символическом аспекте; предельные обобщения и категорические оценки (образ Дядюшки Сэма – буквально – образ США). | Освещение фактов в символическом аспекте; дополнительные системы ориентации; «Мы – образ» и «Я – образ» личности. | Нагнетание энтузиазма; создание и продвижение мифем и т.п.. |
5. «Родина-мать зовёт!»
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Освещение фактов в символическом аспекте (Родина-мать – наша страна и все живущие в ней люди). | Переживание сопричастности; слияние с коллективным бессознательным; бесконтрольные коллективные чувства единства и самопожертвования; «Мы – образ» и «Я – образ» личности. | Нагнетание энтузиазма; создание и продвижение мифем и т.п. |
6. «Долина-мать зовёт!»
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Освещение фактов в символическом аспекте; аппломб, кощунство; удвоение абсурда. | Нагнетание энтузиазма; создание и продвижение мифем и т.п. |
Анализ очерка Толстого «Родина»
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Обобщение и оценка («За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина»; «Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников»). | Переживание сопричастности; слияние с коллективным бессознательным; бесконтрольное коллективное чувство надежды. | Снятие социального стресса; нагнетание энтузиазма; возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций; продвижение мифем. |
Рассуждение по аналогии («В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина!»; «Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку»; «Немецкие солдаты так же обезличены, потрепаны и грязны, как бумажные деньги в руках аферистов и прочей международной сволочи»). | Переживание сопричастности; слияние с коллективным бессознательным. | |
Образ врага («Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим»; «Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней»; «Они жестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать»; «Германия – это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса; впереди – смерть, позади – террор и чудовищный обман»; «Здесь, через четверть века, на Лобном месте лежал убитый Лжедмитрий в овечьей маске и с дудкой, сунутой ему в руки; отсюда нижегородское ополчение пошло штурмом на засевших в Кремле поляков. С этих стен на пылающую Москву хмуро глядел обреченный Наполеон»). | Рудиментарные механизмы табуирования. | |
Кощунство («Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим»; «Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступить нам сапогом на шею, нашу родину назвать Германией, изгнать нас навсегда из нашей земли «оттич и дедич»). | Бесконтрольное коллективное чувство страха; рудиментарные механизмы табуирования. | |
Привлечение архетипических образов жертвы («Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу родины, и тех, кто положил свои тяжкие труды на устроение ее»). | Бесконтрольное коллективное чувство самопожертвования. | |
Привлечение архетипического образа смерти («Германия – это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса; впереди – смерть, позади – террор и чудовищный обман»). | Бесконтрольное коллективное чувство страха и ненависти. | |
Апелляция к дополнительным уровням психики («За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина»). | Переживание сопричастности; слияние с коллективным бессознательным. |
Мифема заключается в призыве народа к всеобщему объединению в борьбе с врагом за Родину.
Пара слов об эффективности данного текста: текст, по моему мнению, является прямой пропагандой патриотизма. Призывает объединиться, восстать в борьбе с общим врагом. Автор грамотно тянет за ниточки, пробуждая в любом патриоте нужные ему чувства, буквально вынуждая заступиться за Родину, защитить народ. Думаю, текст более чем удачен и эффективен, способен справиться с поставленной ему задачей, вызвать нужные чувства и получить желаемый результат.
Примеры мифологических текстов в СМИ:
1. https://meduza.io/feature/2020/04/08/kto-takie-polovtsy-i-pechenegi-terzali-li-oni-rossiyu-i-pochemu-putin-o-nih-voobsche-vspomnil
2. https://www.rosbalt.ru/russia/2020/04/09/1837270.html