Факультет психологии и социально-гуманитарных технологий
(Наименование факультета)
Кафедра теории и практики социально-гуманитарных технологий
(Наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР ДВГГУ
_______________________
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины
История педагогики и образования
Направление подготовки
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
_____________________________________
(очная, очно-заочная, заочная)
Хабаровск
Год
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО______________________________________________________________.
Автор (ы) ___С.А. Золотарева, к.п.н., доцент_________________________
Рецензент (ы) _________________________
Визы:
Декан факультета ________________ (______________)
Зав. кафедрой ________________ (______________)
Уполномоченный по качеству кафедры ________________ (______________)
Программа одобрена на заседании ____________________________________
(Совет факультета, кафедра)
от «___» ________ 201__года, протокол № ________.
Пояснительная записка
Дисциплина «История педагогики и образования» входит в блок общепрофессиональных дисциплин, базируется на принципах фундаментализации, культуросообразности, историзма и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, рассматривающих изучаемые явления и факты в контексте конкретно-исторического времени, и соответствует требованиям государственного стандарта. Курс способствует целостному рассмотрению истории педагогики и образования как единого педагогического процесса, составляющего «золотой» фонд всемирного педагогического наследия, основанного на общечеловеческих ценностях.
При изучении курса «История педагогики и образования» широко используются межпредметные связи с философией, педагогикой, психологией, социально-политической историей, историей религии, этикой, этнопедагогикой и др.
Методологическими основами курса являются:
– принцип исторического подхода;
– принцип интеграции;
– принцип цивилизационного подхода;
– принцип соотношения истории и современности.
Ведущими подходами в освоении учебного материала студентами по
данной дисциплине являются:
– личностно-ориентированный;
– активно-деятельностная форма освоения содержания обучения;
– диалоговый характер обучения.
Цели освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины: формирование культуросообразного мировоззрения в процессе овладения студентами системой историко-педагогического знания, способствующего научному осмыслению и пониманию объективной педагогической реальности, ценностных основ педагогической профессии, реализации прогностической функции на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций
Задачи курса:
– сформировать целостное представление о развитии теории и практики
образования и воспитания у народов мира в различные исторические
эпохи;
– раскрыть положительные тенденции, непреходящие ценности историко-
педагогического процесса, востребованные современностью;
– содействовать формированию общепрофессиональной компетенции, способствующей пониманию высокой социальной значимости профессии, развитие мотивации к выполнению профессиональной деятельности, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, используя систематизированные историко-педагогические знания.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «История педагогики и образования» занимает место в структуре ООП бакалавриата как базовая в бщепрофессиональном цикле и является частью профессионального блока Б. 1. Б. 2.
Курс «История педагогики и образования» опирается на общеучебные умения первокурсников, приобретенные ими ранее в общеобразовательных учреждениях различного типа, а также в течение первого семестра в процессе изучения предметов гуманитарного цикла
Дисциплины, для которых изучение данного курса является необходимым условием – Философия – Б. 1.Б.3; Социальная педагогика – Б.3.В. ОД. №.2; Теория обучения и воспитания – Б.3.Б.2.4., Поликультурное образование – Б.2. Б.2.6., История психологии – Б.3.В. ОД.3.2.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
В процессе освоения содержания дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания и представления:
о предмете, понятийном аппарате, ведущих историко-педагогических идеях курса истории педагогики и образования как отрасли педагогической науки;
о тенденциях развития историко-педагогического процесса и особенностях современного этапа развития образования в мире;
о ценностных основах профессиональной деятельности в сфере образования в историко-педагогическом контексте.
Уметь:
– устанавливать причинно-следственные связи в развитии всех
компонентов сферы образования на разных этапах человеческого
общества;
– ориентироваться в многообразии ретроспективных моделей образования и воспитания с целью выявления их демократической и гуманистической направленности;
– самостоятельно анализировать и критически оценивать первоисточники философской и педагогической литературы, относящейся к курсу,
– отстаивать личностный подход к усвоению курса, формирующий педагогическую Я-концепцию.
Владет ь:
историческим методом и уметь его применять в раскрытии положительных тенденций, непреходящих ценностей историко-педагогического процесса, востребованные современностью (ОК-2);
готов использовать основные положения и методы демократической и гуманистической направленности, представленные в многообразии ретроспективных моделей образования при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способен самостоятельно анализировать и критически оценивать первоисточники философской и педагогической литературы, относящейся к курсу, последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли (ОК-5).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История педагогики и образования»
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2___ зачетные единицы _72______ часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекц | семинары | с/р | итого | |||||
Тема: Зарождение гуманистических педагогических идей и практики образования (У-1Увв. до н.э.) | 1-2 | Составление понятийного словаря по теме; составление сравнительной таблицы; ролевая игра «Системы воспитания в Афинах и Спарте» | ||||||
Тема: Идеи демократии и гуманизма в педагогической мысли и практике образования за рубежом и в России в (У-ХУ1 вв.) | 3-6 | Составление понятийного словаря по теме; составление схемы «Система образования в Западной Европе в эпоху Средневековья; сообщения об авторских гуманистических школах; рефераты о народной педагогике на Руси; написание эссе «Берестяная грамота»; составление презентаций; разработка кроссворда | ||||||
Тема: Основные авторские педагогические системы (ХУ11-Х1Х вв.) в Западной Европе и России | 7-14 | Составление понятийного словаря по теме; Доклад: Педагогическая система Я.А. Коменского» Исследование «Разработка принципа природосообразности педагогического процесса в трудах Дж. Локка, Ж.-Ж. Русо, И.Ф. Гербарта, Ф.В.А. Дистервега»; Сообщение: Гуманизм педагогической системы К.Д.Ушинского»; составление презентаций; разработка кроссворда; написание аннотаций по первоисточникам выдающихся педагогов | ||||||
Реформаторская педагогика конца 19 – начала 20 вв. | 15-16 | Составление понятийного словаря по теме; Защита презентаций по направлениям реформаторской педагогики | ||||||
Основные реформы мировой образовательной политики в 20 веке | Коллоквиум «Реформы образования в мире и в России: общее и особенности» | |||||||
Тема: Ведущие тенденции современного развития образовательного пространства в мире и в России | Круглый стол «Реализация идей демократизации и гуманизации в мировом образовательном пространстве»; разработка тестовых заданий; предоставление презентаций | |||||||
Итого | зачет |
№ | Название модуля | Цель модуля | Содержание модуля | Компетенции (номера) | Знания, Умения, Владения | ЗЕ на дисцип-лину __ | Семестр | Контроль-ные задания | Учебная работа (включая самостоятельную работу) | |||
ЗЕ на модуль | Виды | Баллы | Виды | Часы | ||||||||
Всего | Из них в актив. и интер-х формах | |||||||||||
История педагогики и образования | формирование культуросообразного мировоззрения в процессе овладения студентами системой историко-педагогического знания, | ОК 2,4,5. | Знать ведущие историко-педагогические идеи. Умет отстаивать личностный подход к усвоению курса,формирующий педагогическую Я-концепцию.Владеть: историческим методом | Тесты, письменные к\р,пр. задания | Презентации конспекты Планы, тезисы, аннотации, рецензии глоссарий |