Философия русского космизма




ТЕМА: Основные этапы развития и особенности русской философии

План

1. Философия русского космизма.

2. Значение русской философии.

 

Основные понятия

Протофилософия, славянофилы, западники, историософия, Соборность, Всеединство, софиология, бого­человечество, интуитивизм, космизм, ноосфера, народничество, анархизм.

 

Философия русского космизма

Своеобразным продолжением идей соборности и всеединства явилась философия русского космизма, в частности философия общего дела. Русские философы в числе первых обратили внима­ние на то, что человек оказался заложником науки и цивилиза­ции, что он потерял возможность держать собор со всем миром - космосом. Специфика русского космизма в том, что он рассмат­ривает космос как дом, в который еще надо вселиться, но не по­одиночке (концепция восточного космизма), а всем миром, чисто по русскому обычаю.

Русский космизм выдвигает систему "Сродности — Соборности — Всеединства — Софийности — Общего дела – Ноосферы", где родство мира и человека создает условие для соборности, олицетворяющей паритетные отношения мира и человека, их согласие. В свою очередь, соборность как иде­ал согласия выступает началом всеединства на основе совести, со­страдания и благоговения (человеческого в человеке). Всеединство реализует со-творчество Бога и человека, осуществляет софийность как воплощение мудрости природы творимой и природы творящей, их коэволюции. И, наконец, общее дело - это высшая цель и орга­низация человеческой деятельности, которой предшествует срод­ность, соборность, всеединство, софийность, и которая закладывает предпосылки ноосферы как диалектического отрицания биосферы, связанного с возникновением и развитием человечества.

Направления русского космизма. Их несколько, но главных течений всего пять. - Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский).

- Религиозно-философское (Фёдоров).

- Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).

- Эзотерическое (Рерих).

- Ноосферное (Шипов, Акимов, Дмитриев)

Многие идеи русского космизма были сформулированы Николанм ФедоровичемФёдоровым (1828-1903) в его труде «Философия общего дела». Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую

Федоров идею "Общего дела" он вынашивал более 50 лет, полагая, что этот план одновременно великий и простой. Русский мыслитель верил в силу человеческого разума и науки. С точки зрения русского мыслителя идея "Общего дела" — это идея регуляции природы, управление ее слепыми силами. В этом процессе должны найти свое место наука и техника, философия, история и искусство. Сообща они должны устранить противостояние в системе "человек - природа" и обеспе­чить их гармоничную взаимосвязь. Человек не должен быть ни ра­бом, ни господином природы. Он должен быть ее разумом, ее во­лей. Посему вопрос стоит не о возврате в лоно природы, а о ее ра­зумном упорядочении.

Регуляции с помощью Разума подлежат человек, Земля, Сол­нечная система и вся Вселенная. Можно управлять атмосферными процессами, регулировать сейсмические явления; радикально ис­пользовать недра Земли и энергию Солнца. Можно превратить Землю в космический корабль Вселенной. Можно преодолеть смерть и совершить патрофикацию (воскресить умерших) и решить проблему заселения космоса и освоения Вселенной. Все это можно, ибо по своему призванию человек - творец, воскреситель и регуля­тор, Субъект Общего дела. Что касается Бога, то это не потусто­ронняя сила, творящая мир из ничего, а Верховный Разум, дейст­вующий через волю и сознание людей.

По мнению Н. Федорова, философия Общего дела должна вне­сти смысл в человеческую жизнь и историю человечества Она должна внушить веру в беспредельные возможности человечества.

Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.

Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности:

- Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).

- Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).

- Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).

- Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу. В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это можно объяснить тем, что «научная работа станет проявлением геологической деятельности человека, а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель понимал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни на планете в рамках биосферы, затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже за его пределами. По мнению В. И. Вернадского, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода – объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей.

Русская философия, русский космизм получили существенный толчок в развитии благодаря работе Александра Леонидовича Чижевского, в которой речь шла о влиянии солнечной активности на историю человечества.

Учёный считал, что революционные потрясения происходили в периоды наибольшей активности Солнца. Это явление повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь, одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:

- Минимальная возбудимость (3 года).

- Рост возбудимости (2 года).

- Максимальный подъём возбудимости (3 года).

- Понижение возбудимости (3 года). Т

Теории Чижевского о влиянии солнечных бурь на поведение конкретных людей и социальные явления и сейчас имеют очень широкое распространение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: