Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие и сохранение и укрепления здоровья дошкольников.




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №134 г. Липецка

Семинар

«Игровые технологии оздоровительной направленности в образовательном процессе по физическому развитию»

Подготовила:

Заместитель заведующей

Базилевич С.Н.

Г.

Современные подходы к организации работы по реализации задач образовательной области «Физическая культура» предусматривают использование разнообразных организационных форм образовательного процесса, одной из которых является игра.

В условиях введения ФГОС в систему дошкольного образования игра продолжает рассматриваться как основной вид деятельности в образовательном процессе ДОУ. Поэтому в дошкольном учреждении уделяется большое внимание игровым технологиям в образовательном процессе по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста, так как они направлены на решение задач сохранение, укрепление здоровья детей и их физическое развитие.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является физическое развитие и сохранение и укрепления здоровья дошкольников.

Сегодня я расскажу о том, как мы в ДОУ используем игровые технологии оздоровительной направленности в организации образовательного процесса по физической культуре, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и на их оздоровление.

 

Главный наш лозунг: Играя, оздоравливаемся»

К оздоровительным игровым технологиям относятся:

· фитнес технологии:

· игровой стретчинг,

· фитбол – гимнастика,

· степ-аэробика,

· аква-зумба,

· черлидинг,

· пилатес,

· танцевально - ритмическая гимнастика (Са-Фи-Дансе),

· креативная гимнастика,

· игроритмика

· игрогимнастика

Игровой стретчинг – оздоровительная методика, которая направлена на укрепление позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм, а так на упражнениях корригирующей гимнастики.

Данная методика направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих сил и оздоровительных возможностей подсознания.

Дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.

Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя упражнения под музыкальное сопровождение (классическая или народная музыка).

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции. Ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Основной организационной формой проведения игрового стретчинга являются физкультурные занятия. Начинать занятия с детьми лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого.

Стоит обратить внимание на то, что игровой стретчинг проводится со всей группой детей не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 25-30 минут в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Проводит занятия инструктор по физической культуре. Занятия состоят из 3х частей.

В первой (вводной) части, занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяем на два занятия. На первом занятии детей знакомим с новыми движениями, закрепляем уже известные. На втором занятии - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.

На первом обучающем занятии приходиться давать много словесных указаний, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждого ребенка. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становиться необходимым. Формы организации этой части занятия могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

Подвижная игра также является составляющей основной части занятия. Подбор подвижной игры осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включают в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого занятия.

 

Одна из популярных технологий фитбол-гимнастика получила большую

популярность в детских садах. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи разной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Занятия с фитболами начинали со средней группы. З накомим детей с фитболом, даем представление о физических свойствах мяча, используя игровые упражнения. Начинаем разминку с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”). Все движения выполняются по тексту песен, только сидя на мяче. Далее занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может меняться. В начале использовали мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в дозированную нагрузку. Обязательным условием является наличие игрового сюжета. Например: фитбол это - «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения. Основные формы работы – использование на занятиях по физической культуре, элементы могут включаться в утреннюю и бодрящую гимнастику, а могут быть как дополнительная образовательная услуга (кружок, секция). Особое внимание хочется обратить на повышенную сложность работы с фитболом, поэтому занятия проводим только по подгруппам, под усиленным контролем инструктора по физической культуре и воспитателя группы.

Занятия фитбол - гимнастикой проходят два раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут с детьми старшего дошкольного возраста. Группы подбираются с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

Степ-аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных платформ – степов. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательные системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.

Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.

Степ-аэробика проводится под веселую музыку, знакомую детям. Можно использовать современную эстрадную музыку. Самое главное, чтобы она была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.

Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.

В детском саду мы используем следующие варианты степ-аэробики:

• в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;

• как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.) в виде ОРУ с предметами и без;

• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

• в показательных выступлениях детей на праздниках;

• как степ-развлечение;

Степ-платформа используется разнообразно:

• в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;

• для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста,

• для проведения эстафет,

• для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики;

• для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Традиционные и всем знакомые подвижные игры так же можно разнообразить, используя степы.

1. Игра «Воробышки и автомобиль». Дети располагаются на степах («в гнездышках»). Под веселую музыку воробышки разлетаются по залу. По сигналу «Автомобиль! » бегут и забираются каждый на свою платформу.

2. «Бездомный заяц». У каждого «зайца» свой домик (степ, бездомный заяц стоит на полу. Под ритмичную музыку дети спрыгивают со степа и прыжками врассыпную передвигаются по залу. По окончании музыки «зайцы» стараются занять себе дом (степ). Оставшийся без домика (степа) ребенок, становится водящим.

3. «Великаны и гномы». Ходьба в колонне по одному вокруг степов. На сигнал педагога «Великаны» дети встают на степ-платформу и поднимаются на носки. На сигнал «Гномы» садятся на степ.

Занятия проводим 2 раза в неделю во второй половине дня. Используем на занятиях по физической культуре. Может проводиться как дополнительная образовательная услуга.

 

Аква-зумба новый вид аэробики – зумба– завоевывает все больше поклонников в разных странах мира. Занятия основаны на танцевальных, игровых и веселых движениях в воде.

Движения под энергичную музыку становятся еще более эффективными, так как вода создает дополнительную нагрузку на мышцы ребенка. ЭТО ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ РИТМИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ В ВОДЕ. При этом почти не чувствуется усталость. Такие занятия очень увлекательны и нравятся детям. Сама зумба– аэробика далека от скучных повторов. Тем более, что занятия аква - зумбой полезны и приятны детям. Её можно использовать не только на занятиях в бассейне, но и при проведении детских праздников, развлечений на воде. В этом году мы только начали заниматься этим видом аэробики, но можем уже сказать, что занятия целесообразнее начинать со старшего дошкольного возраста, по подгруппам. Занятия аква-зумбой проводим как дополнительную услугу в рамках кружка «Дельфиненок» один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Детский пилатес специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Положительное воздействие, которое он оказывает на растущий молодой организм, достойно нашего внимания. В первую очередь, велика роль этой техники в формировании правильного опорно-двигательного аппарата. Благоприятно действуют занятия пилатес на становление мышечной системы. Любые движения в этой технике выполняются плавно, медленно, без лишнего напряжения, поэтому нет опасности растяжения связок. Постепенно формируется крепкий «каркас» из гибких и упругих мышц. Развивая дыхательные мышцы, пилатес учит и здоровому дыханию. Правильное дыхание вкупе с нормализованным кровообращением будут постоянно насыщать организм кислородом. Безусловно, это положительно скажется на умственных способностях маленького спортсмена, улучшит познавательные умения.

Чтобы ребенок был по-настоящему вовлечен в тренировку, нужно постараться превратить её в игру: придумать веселое путешествие от одной станции к другой (от одного упражнения к другому), «перевоплотиться» в сказочных персонажей, повторить повадки известных ребенку животных. Например, простые, но увлекательные и полезные упражнения, такие как «Деревце», «Змейка», «Черепаха», «Совушка». Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю как дополнительная услуга. Продолжительность занятия – 25-30 минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: