Основные задачи предмета истории психологии




1. Анализ возникновения и дальнейшего развития науч­ных знаний о психике с точки зрении научного, и не жи­тейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей меж­ду историей психологии и другими науками, раскрытие тел взаимосвязей, от которых зависят достижения психо­логии,

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических вли­яний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

Принципы истории психологии (общенаучные):

· Принцип историзма - рассмотрение определенного отрезка развития науки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це­лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области зна­ниями.

· Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явленний от порождающих их факторов.

· Принцип объективности и системности при построении и комментировании психологического знания.

(частнонаучные):

· Объяснительный;

· Принцип логического и исторического понимания генезиса психологического знания;

· Принцип конструктивно-позитивного анализа исторических фактов;

· Принцип периодизации и преемственности в развитии психологических воззрений;

· Принцип единства индивидуального и коллективного творчества;

· Принцип единства прошлого, настоящего и будущего.

Методы истории психологии:

Теоретическая реконструкция [метод, заимство­ванный из других наук) - предполагает описание и крити­ческий анализ научных систем прошлого, конкретных программ получении, обоснования и систематизации психологического знание. Результатом этого исследова­ния является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логи­кой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разрабо­танных и используемых ею способов производства науч­ных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого - создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты цитирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

Факторы развития истории психологии:

1. Социальная ситуация развития науки;

2. Логика развития самой науки;

3. Личность и деятельность самого ученого.

Подходы к изучению истории психологии.

1. Логико-научный (интернальный) – в основу кладет результат психологического познания, его внутреннее содержание – собственно психологическое знание.

2. Экстернальный делает акцент на внешних факторах, сторонах развития научного знания.

3. Контекстный подход требует учета научных традиций в науке при рассмотрении происходящих в ней изменений.

4. Парадигмальный: психология наравне с другими науками испытывала влияние со стороны признанных в определенный период времени парадигм, что породило сначала предмеханический детерминизм, механодетерминизм, биодетерминизм, социопсихический детерминизм.

5. Персоналистический подход описывает историю психологии с точки зрении становления какой-либо психологической школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: