ТЕМА 1. «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ В МУЗЫКЕ. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ» (5 ч.)




Дистанционное занятие по музыке в 8-А классе 10.03.2021г.

РАЗДЕЛ II. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ТЕМА 1. «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫВ МУЗЫКЕ. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ» (5 ч.)

У   Урок Тема Содержание Слушание Исполнение
  № 14 Трактовка темы судьбы в русском искусстве. Философское восприятие мира. Непостижимая тайна русской земли, души России. Симфония №5 Л.Бетховена. https://ipleer.com/q/бетховен+симфония+5+часть1/ «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель» Г.Свиридова https://ipleer.com/q/свиридов+метель+тройка/ Л.С.Бардин «Сказки детства». https://ipleer.com/song/71314126/Skazki_detstva_-_Bardina/

Цели: сравнить тему и подход к ней представителейразных видов искусства (Бетховен и Пушкин), выяснитьсимволический смысл образов метели-вьюги, пути-дороги; пробуждение внимания к внутреннему миру Человека, расширение представлений школьников о духовномопыте человечества, осознание вечных тем искусства и жизни.

ХОД УРОКА:

Звучит Фрагмент 5 симфонии Бетховена. https://ipleer.com/q/бетховен+симфония+5+часть1/

- Кто узнал этот мотив? Откуда он? - Как называется? - Как ответил герой симфонии Бетховена на вызов судьбы?

Сегодня на уроке мы сравним подход к теме судьбы представителей разных видов искусства - музыки и литературы, выясним символический смысл образов метели-вьюги в русском искусстве, прикоснемся к уже знакомому миру поэзии А. С. Пушкина и новой для вас музыки композитора нашего времени Г. Свиридова.

Общение с искусством поможет вам «воспитать в себе человека, воспитать личность». (Ф.М.Достоевский) В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина (не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше все»).

Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удается ее обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть Пушкина «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. -Как вы считаете, была бы счастлива Маша в браке с Владимиром? -Почему?

Но эта же стихия в конце концов становится и спасительной: Избавив Машу от наверняка несчастливого брака, она вознаграждает ее счастливой взаимной любовью. Метель, застигающая героев, путающая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности. Давайте вспомним знакомые нам пушкинские стихотворения.

Чтение стихов: «Зимняя дорога», «Бесы», «Зимний вечер»

 

Как узнаваем в этих произведениях зимний русский пейзаж со снежной равниной, с непередаваемым завыванием ночной вьюги. Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России. Ведь не случайно поэты разных поколений снова и снова обращались к этим образам.

«Ты стоишь пред метелицей дикой Роковая, родная страна».

Так писал А.Блок о России уже в 20 веке. И эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы.

Наверное, поэтому непременным спутником образов метели-вьюги является дорога: именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии. Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей (гоголевской птицы -тройки), казалось бы навсегда ушедшей из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого. Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве.

- Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель» (по повести Пушкина), первая часть которой - «Тройка», воссоздает именно образ снежной дороги. Слушаем 1часть «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель» Г.Свиридова https://ipleer.com/q/свиридов+метель+тройка/

Что слышится вам в музыке сюиты? Какова музыка по своему характеру? Как вы считаете, это зарисовка природы или чувства и мысли человека?

Приходят новые времена, принося с собой новые обычаи и новый литературный и музыкальный язык. Современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Усложняется образный строй искусства, иными становятся и композиционная техника, и язык. Однако, несмотря на все усложнения, в лучших своих образцах искусство снова возвращается к вечным темам, возвышенным и ясным одновременно. И снова звучат в нем мотивы судьбы и образы метели-вьюги - эти бессмертные знаки непрекращающегося движения.

Задание: Ознакомиться с текстом, посмотреть презентацию, прослушать произведения, прочитать повесть А.Пушкина «Метель», повторить песню Л.С.Бардин «Сказки детства» https://ipleer.com/song/71314126/Skazki_detstva_-_Bardina/. Нарисовать (на альбомном листе) или подобрать иллюстрацию (можно распечатать) к одному из стихотворений А.С.Пушкина, прозвучавших на уроке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: