Схема строения анализатора




Ощущение (от 31 января)

Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы.

 

 

Рецепторы — это чувствительные нервные образования, которые

воспринимают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Последние затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений — ощущений.

 

 

Психофизический механизм формирования ощущений

1) Физические процессы (свет, звук, температура)

2) Физиологические процессы (формирование электрических сигналов в рецепторах в ответ на их раздражение)

3) Психические процессы (формируются в форме ощущений в коре больших полушарий

 

Часть рецепторов объединяются в более сложные органы чувств (зрение, слух, вестибулярный аппарат, нос, язык). Эти органы чувств разбросаны по всему телу (температурная, болевая, тактильная, слуховая чувствительность), а также внутри тела: рецепторы давления, химические рецепторы. Рецепторы и органы чувств — это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

 

Рецепторы бывают дистантные (раздражение на расстоянии) и контактные (раздражение на прикосновения, в контакте)

 

Плотность потока информации в рецепторы усиливается (информационная перегрузка) или снижаются (сенсорная изоляция)

 

Анализатор – это материальная основа ощущений

 

Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И. П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Согласно современным представлениям в состав анализатора входит как минимум пять отделов:

1) рецепторный;

2) проводниковый;

3) блок настройки;

4) блок фильтрации;

5) блок анализа.

 

Схема строения анализатора

 

1) Рецептор

2) Блок настройки

3) Блок фильтрации

4) Блок анализа информации

 

Возникновение слуховых ощущений - это работа слухового анализатора.

Физические процессы слуха

1) Звуковые колебания

2) Колебания барабанной перепонки

3) Смещение слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремечко)

4) Давление на овальное окошко улитки

5) Колебание жидкости в канале улитки

6) Раздражение волосковых клеток кортиева органа – рецепторный аппарат воспринимает звук и превращает в электрические сигналы

 

Физиологические процессы

7) Выработка электрических сигналов волосковыми клетками кортиева органа

8) Передача сигналов в слуховую кору для анализа

 

Психические

9) Возникновения слуховых ощущений

 

Виды ощущенийэкстерорецептивные ощущения, интерорецептивные ощущения, проприоцептивные ощущения (мышечные).

Свойства ощущенийадаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы.

Развитие ощущений (от 7 февраля).

 

- начинают развиваться сразу после рождения

- у человека развитие сенсорных процессов опережает развитие двигательной системы

 

Пример: котята рождаются слепыми, чтобы они не разбежались от матери. У птиц ярко выражен механизм импринтинга (формирование базового впечатления), привязывающий их к матери. У ребенка таких механизмов нет, его поведение строится под контролем сенсорики.

 

Сразу после рождения ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность

При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха.

Реагирует ребенок и на прикосновения. Наиболее чувствительны губы и область рта. У ребенка развита вкусовая чувствительность. Он отличает молоко матери от подслащенной воды.

С момента рождения у ребенка достаточно развита обонятельная чувствительность, так как по запаху материнского молока он определяет присутствие матери.

Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух.

В первые дни рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие.

Через 2-3 месяца он начинает воспринимать направление звука и поворачивает голову в сторону его источника.

В развитии речевого слуха у ребенка прежде всего наблюдаются реакции на интонацию речи и голос матери. На третьем-четвертом месяце дети начинают реагировать на пение, музыку.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. С момента появления зрительных ощущений он реагирует на свет различными двигательными реакциями, а начинает управлять движениями глаз лишь к концу второго месяца жизни, предметы и лица различает в три месяца

В четыре месяца появляется реакция на новизну – явная сенсорная реакция, она заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете.

Установлено, что дети начинают различать цвета в пять месяцев, после чего появляется интерес к ярким предметам.

Развивается тактильная чувствительность, которая важна для возникновения акта хватания и обследования предмета. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Акт хватания имеет чрезвычайно важное значение для психического развития ребенка.

Таким образом, в первое полугодие жизни происходит интенсивное развитие сенсорных механизмов.

По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения.

В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами

Уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется их генетическими особенностями.

Развития ощущений достигается путем тренировок, например - при обучении детей музыке или рисованию.

Тремя китами, на которых основывается деятельность музыканта-исполнителя, являются: слуховые, временные и двигательные ощущения.

 

Различные виды музыкального слуха связаны с дифференциацией очень тонких слуховых ощущений, которые развиваются в процессе целенаправленного обучения.

 

Основой для музыкального слуха служит звуковысотный слух, однако еще важнее оказывается способность переживать звуковысотное движение как выражение определенного жизненного содержания.

 

Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения.

 

Двигательные ощущения связаны с памятью мышц о выполненных однажды действиях и их запечатленном в мозге в виде нейронных следов.

 

Расстройства ощущений

Нарушения ощущений весьма многочисленны.

 

Однако в большинстве случаев все наблюдаемые психические расстройства ощущений можно отнести



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: