Последнему великому фараону Египта Рамсесу II (XIII в. до н. э.) принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле, в верхнем течении Нила. Два высеченных в скалах храма, малый и большой, действительно необычны по своей архитектуре.
Большой храм посвящён богу Амону-Ра, богу Птаху — покровителю города Мемфиса и ремёсел, богу Гору в виде сокола и самому Рамсесу. Вот почему его фасад украшают высеченные из скалы четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего в церемониальных одеждах на троне в традиционной позе с лежащими на коленях руками. Между ступнями огромных статуй, превышающих высоту пятиэтажного дома, стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры жены Рамсеса Нефертари. Над входом в храм в нише высечено изображение бога Гора в виде сокола.
Это торжественное сооружение выстроено на месте древнего пещерного святилища. Храм точно ориентирован с востока на запад, причём таким образом, что два раза в год, в день равноденствия, лучи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м и освещают стены святилища. Солнечные лучи поочерёдно освещают все статуи, кроме статуи бога Птаха, являющегося также богом загробного мира и тьмы. Перед фасадом храма находится просторный двор с молельней и жертвенным алтарём Солнцу.
Войдя в большой храм, мы попадаем в величественный зал, потолок которого поддерживают четыре пары мощных столбов. К ним прислонены десятиметровые стоящие статуи Рамсеса в виде бога производительных сил природы Осириса. Художники украсили стены зала рельефами с изображением сцен сражений и побед фараона. Всё убранство храма подчинено идее власти, возвеличивания и прославления Рамсеса.
|
Малый храм находится в сотне метров к северу от большого. Он посвящён жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. В Египте ни одна супруга фараона никогда не изображалась на фасаде храма, только жена Рамсеса II была удостоена такой чести. Фасад малого храма формируют шесть десятиметровых статуй, стоящих в нишах, по три статуи с каждой стороны от входа. Это статуи фараона и его супруги. Скульптуры малого храма в два раза меньше изваяний большого. В небольшом гипостильном зале сделаны опоры в виде столбов с капителями, изображающими женскую голову с коровьими рогами. В глубине храма находится небольшое святилище со статуей богини Хатор.
В 1965 г. в связи с сооружением на Ниле Асуанской плотины храмовому комплексу в Абу-Симбеле грозило затопление. Комиссия ЮНЕСКО начала работы по спасению монументов. Было предложено осуществить срез скального массива, распилить храмы на блоки и воссоздать их на площадке, расположенной на более высоком уровне. В результате тщательно выверенных инженерно-технических действий удалось полностью восстановить храмовый комплекс. Он переместился на 200 м в сторону и вверх по скалистому берегу Нила. Теперь оставалось только ждать «солнечного чуда», и оно повторилось. Как и две тысячи лет назад, солнечные лучи снова осветили лики богов внутри святилища.
2.4. АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПОЗДНЕГО ЦАРСТВА
Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжёлых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощённые варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвящённые культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.
|
Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из чёрного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигурами Гора и Хатор. Большой двор храма с трёх сторон окружён колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних помещений украшены прекрасными барельефами.
Вопросы и задания
1. В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян? Какие её элементы вошли в историю мировой архитектуры? Приходилось ли вам встречать египетские мотивы в архитектуре поздних эпох?
2. Расскажите об истории создания и характерных особенностях одного из семи чудес света — египетских пирамид в Гизе. Почему поговорка «Всё боится времени, но время боится пирамид» не утратила своего значения и в наши дни?
3. Что вам известно о храмовых сооружениях Среднего и Нового царств? Каковы худ. достижения архитектурных комплексов в Карнаке и Луксоре?
4. Расскажите об особенностях скального храма царицы Хатшепсут. Почему архитектурный комплекс в Абу-Симбеле называют жемчужиной египетской архитектуры? В чём своеобразие архитектуры Позднего царства (на примере храма Гора в Эдфу).
|
5. Творческая мастерская
Разработайте маршрут путешествия по долине Гиза. Попробуйте нарисовать одну из египетских пирамид средствами компьютерной графики.
Подготовьте и проведите экскурсию в Долину царей или составьте текст ведущего телепередачи, посвящённой архитектурным памятникам Луксора и Карнака. Какие объекты вы отберёте для демонстрации? Почему?
6. Советуем послушать или посмотреть
Видеофильмы: «Тайны египетских пирамид» (Франция); «Египет» (из цикла «Всемирная география» в «Клубе путешественников»); «Египет» (из цикла «Исчезнувшие цивилизации»); «Пирамиды Египта» (из цикла «Семь чудес света»).
7. Темы рефератов, презентаций или сообщений
«Архитектура страны фараонов»; «Египетские мотивы в архитектуре последующих эпох»; «Пирамиды в Гизе — одно из чудес света»; «Храмовые комплексы Среднего и Нового царств»; «Шедевры архитектуры Древнего Египта».
8. Книги для дополнительного чтения
Дмитриева Н. А, Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.
Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990.