Конституция Российской Федерации (принята в 1993 г.) — база всего законодательства, в том числе законодательства об обороне и военном строительстве. Устанавливая в главе 2 права, свободы и обязанности человека и гражданина, Конституция закрепляет одну из важнейших обязанностей гражданина — обязанность защищать свое Отечество.
В ст. 59 Конституции указано, что:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернатив ной гражданской службой.
Из формулировки этой статьи вытекает, что обязанность защиты Отечества занимает особое место среди других конституционных обязанностей граждан. Долг — это не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено при любых обстоятельствах. Исполнение конституционной обязанности защиты Отечества предполагает личное участие в этом каждого гражданина России. Эту обязанность нельзя исчерпать единичным или даже многократным действием. Долг защищать Отечество существует постоянно, пока человек является гражданином Российской Федерации. Все вопросы оборонной деятельности и строительства Вооруженных Сил жестко централизованы в федеральных органах. Это не означает, j что республики и другие субъекты Федерации не! участвуют в этой деятельности. Они принимают участие в решении этих вопросов через Совет Федерации, Государственную Думу и другие общефедеральные органы.
|
Наряду с Конституцией правовые основы, военной службы изложены в следующих законодательных актах и документах:
• указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;
• закон «О безопасности»;
• закон «Об обороне»;
• закон «О воинской обязанности и военной
службе»;
• закон «О статусе военнослужащих»;
• закон «О государственной границе Российской Федерации »;
• закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;
• военная доктрина;
• общевоинские уставы и др.
Кроме этих документов, принятых в течение последних лет, деятельность по обеспечению обороны и военного строительства регулируют еще и большое количество сохраняющих силу актов Союза ССР, РСФСР, приказов и директив министров обороны СССР и Российской Федерации. Такое многообразие обусловлено особенностями исторического этапа развития России.
Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепил правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Закон относит к числу основных объектов безопасности: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
К числу основополагающих актов в области обеспечения обороны и строительства Вооруженных Сил относится закон Российской Федерации «Об обороне». Он определил основы и организацию обороны страны, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства по вопросам обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
|
Среди актов, регулирующих вопросы военного строительства, важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»
от 7 мая 1992 г. Значимость этого документа состоит в том, что им объявлено о создании Вооруженных Сил суверенной России. Принципиальный характер имеют закрепленные в Указе принципы строительства Вооруженных Сил РФ:
• преемственность боевых и героических традиций;
• выполнение взятых обязательств по выполнению международных договоров и соглашений;
• подконтрольность военных структур высшим органам государственной власти;
• соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск концепции безопасности России;
• многонациональный характер кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву и контракту;
• единоначалие;
• постоянная боевая готовность;
• учет национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», принятый в 1998 г., осуществляет правовое регулирование по реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. В нем определено, что военная служба — особый вид государственной службы, и предусмотрена обязательная подготовка по основам военной службы в школах, профессионально-технических училищах, техникумах. Закон обязывает Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти и местного самоуправления в регионах совместно с Министерством обороны Российской Федерации осуществлять военно-патриотическое вос-
|
питание граждан. Этим законом определено содержание воинской обязанности граждан, регламентированы вопросы организации воинского учета, добровольной подготовки граждан к военной службе, установлен порядок призыва на военную службу и сроки ее прохождения.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определил права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Это единый правовой акт, в котором определены понятие, содержание и особенности правового статуса военнослужащих; установлены круг граждан, имеющих этот статус, а также гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Законом установлены права и свободы военнослужащих:
• защита свободы, чести и достоинства;
• свобода передвижения и право на выбор места жительства;
• свобода слова, право на участие в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании;
• свобода совести и вероисповедания;
• право на участие в управлении делами общества и государства;
• право на труд, право на отдых;
• право на денежное довольствие, продовольственное обеспечение, вещевое имущество;
• право на жилые помещения;
• право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь;
• право на льготы по налогам;
• страховые гарантии;
• право на обучение в общеобразовательных учреждениях и в области культуры;
• право на бесплатный проезд различными видами транспорта в установленном порядке;
• право на защиту своих прав и законных интересов и др.
В тексте статей закона, закрепивших эти права и свободы, содержатся указания на гарантии и способы их реализации. В законе определены также обязанности военнослужащих по выполнению воинского долга.
Рассмотренные законодательные акты составляют основу регулирования деятельности по обеспечению обороны и руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.
В связи с военной службой и выполнением других воинских обязанностей гражданам предоставляют определенные преимущества, которые называют льготами. Это льготы по налогам и сборам; жилищные, в области здравоохранения, в области образования и культуры, по перевозкам, а также льготы за службу в отдаленных местностях; за выполнение задач при вооруженных конфликтах. Структура и содержание льгот для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, приведены на схеме 34.
Вопросы
1.Что понимают под воинской обязанностью? 2. В каких случаях гражданин России имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой? 3. Какие законодательные и нормативные правовые акты регламентируют в Российской Федерации вопросы обороны и военного строительства? 4. Что в соответствии с законом Российской Федерации «О безопасности» относится к основным объектам безопасности? 5. Какие принципы строительства Во-
оружейных Сил закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7 мая 1992 г.? 6. Каким законом определено содержание воинской обязанности граждан и регламентированы вопросы организации воинского учета, подготовки граждан к военной службе, порядок призыва на военную службу и сроки ее прохождения? 7. Каким законом определены права и свободы военнослужащих? 8. Какие льготы установлены для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву?