Условия реализации программы дисциплины Педагогика




ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА

 

 

2017г.


Программа учебной дисциплины Педагогика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование.

Организация-разработчик ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж № 1

 

 

Разработчики:

Кузьмищева Т.Б. преподаватель педагогических дисциплин

 

Программа учебной дисциплины Педагогика рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации программы учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 


Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА

Область применения программы

Программа учебной дисциплины Педагогика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

- определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм, организации обучения и воспитания;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования саморазвития;

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его

развития и направлениях реформирования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

- значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

- принципы обучения и воспитания;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях

разных типов и видов ОУ, на различных ступенях образования;

- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- средства контроля и оценки качества образования;

- психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПедагогика

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные занятия 10
практические занятия  
контрольные работы 10
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) 6
составление реферата, аннотации, картотеки, опорных конспектов; логико-смысловое моделирование; составление проектов воспитательных мероприятий; решение педагогических задач; домашняя работа; разработка презентации с использованием ИКТ. 6 4 6 2 4
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Педагогика

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Теоретические основы педагогики      
Тема 1.1. Педагогика как наука Содержание учебного материала  
1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.  
  Педагогика в общей системе научного знания, ее место в системе гуманитарных и естественных наук.  
  Объект и предмет, задачи, функции педагогики.  
  Возникновение и развитие педагогики.  
  Взаимосвязь педагогической науки и практики. Тенденции их развития.  
Лабораторные работы: 1. Составление опорных схем педагогических идей великих педагогов прошлого 2. Анализ структуры педагогической деятельности, условий повышения ее эффективности, профессионального самообразования и саморазвития    
Практические занятия 1. Изучение понятия «образование» с позиции содержательной трактовки: образование как ценность, образование как система, образование как процесс, образование как результат.  
Контрольные работы:по теме  
Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов: 1. О жизни и педагогической деятельности выдающихся педагогов. 2. Составление аннотированной картотеки публикаций из педагогических периодических изданий по проблеме профессиональной компетентности педагога в современном обществе. 3. Провести сравнительный анализ понятий, использующих категорию «педагогический»: педагогическая антропология, педагогическая синергетика, педагогическая психология, педагогическая прогностика.  
Тема 1.2. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса Содержание учебного материала  
  Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Природное и общественное в развитии человека.  
  Движущие силы и основные закономерности развития личности.  
  Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность. Взаимосвязь развития и воспитания  
  Личностно ориентированный подход в образовании.  
Лабораторные работы: 1. Провести сравнительный анализ основных теорий развития личности.    
Практические занятия: 1. Решение педагогических задач по определению и анализу факторов, влияющих на развитие личности ребенка.  
Контрольные работы: по теме  
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Изучение содержания международных и российских документов по защите прав ребенка. 2. Составить модели взаимодействия взрослого как посредника между обществом и ребенком.  
Тема 1.3. Целостный педагогический процесс как предмет изучения в педагогике Содержание учебного материала  
  Сущность и функции целостного педагогического процесса.  
  Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.  
  Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.  
  Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования.  
  Направления модернизации педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация.  
Лабораторные работы:    
1. Проследить тенденцию сменяемости парадигматических позиций воспитателя в современных условиях;  
Практические занятия: 1. Составление логико-смысловой модели «Целостный педагогический процесс».  
Контрольные работы: по теме  
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Проектирование этапов целостного педагогического процесса. 2. Познакомиться с позициями авторов разных пособий в определении законов и закономерностей педагогического процесса, определить свою позицию в образовательном процессе и обосновать ее.  
Тема 1.4 Образование как общественное явление и педагогический процесс Содержание учебного материала    
  Генезис образования как социального явления.  
  Сущность образования как педагогической категории. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.  
  Тенденции развития образования и направления его реформирования в России.  
  Российские и международные документы по образованию.  
Лабораторные работы: 1. Выделение общих тенденций развития системы образования в современном мире. 2. Определение структуры и содержания основных разделов типового положения учреждений дополнительного образования.    
Практические занятия: 1. Анализ документов, определяющих реформирование системы образования в России. 2. Выделение принципов реформирования российской системы образования.  
Контрольные работыпо теме  
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Обратиться к Интернет-источникам и познакомиться с основными направлениями государственной политики модернизации российского образования. 2. Выделить принципы государственной образовательной политики.  
Тема 1.5 Теоретические основы обучения Содержание учебного материала  
  Цель и логика целеполагания в воспитании и педагогической деятельности.  
  Современные тенденции развития теории образования и обучения.  
  Основные понятия дидактики: образование, обучения, преподавание, учение  
  Функции и структура процесса обучения.  
  Принципы воспитания и обучения.  
Лабораторные работы: 1. Составить таблицу принципов обучения и воспитания, правил их использования.    
Практические занятия: 1. Раскрыть логику и основные противоречия процесса обучения.  
Контрольные работы:по теме  
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление опорного конспекта «Возникновение и развитие теории образования и обучения в соответствии с изменяющимися общественными потребностями»; 2. Выявление различных подходов к определению основных понятий дидактики на основе изучения основной и дополнительной литературы.  
Тема 1.6 Организация и руководство учебно-познавательной деятельностью Содержание учебного материала  
  Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения на разных возрастных этапах.  
  Типы обучения (проблемное, развивающее, прямое, опосредованное), их характеристика.  
  Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности, характеристика и условия применения.  
  Уровни овладения системой знаний (чувственное, абстрактное познание, их соотношение) в процессе учебно-познавательной деятельности.  
  Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения на разных возрастных этапах.  
Лабораторные работы: 1.Создание проекта психолого-педагогических условий развития мотивации и способностей в процессе обучения.    
Практические занятия: 1. Педагогический анализ использования методов и форм обучения в образовательном процессе. 2. Анализ виртуальных занятий с позиции определения педагогических возможностей и эффективности применения различных методов и приемов, методик, форм организации обучения и воспитания.  
Контрольные работы: по теме  
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Написание реферата «Сравнительный анализ моделей обучения».  
Тема 1.7 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания Содержание учебного материала  
  Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.  
  Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематики и статистики.  
  Особенности работы с одаренными детьми.  
  Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.  
  Особенности работы с детьми с девиантным поведением.  
Лабораторные работы: 1. Определение структуры, уровней и характеристик одарённой личности; 2. Анализ нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность образовательных учреждений с детьми с особыми образовательными потребностями.    
Практические занятия: 1. Разработка комплексной программы воспитания одаренных детей.  
Контрольные работы: по теме  
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Сделать аналитический обзор технологий образования творчески одаренных детей. 2.Составить таблицу «Отечественные и зарубежные концепции творческой одаренности детей».  
Тема 1.8 средства контроля и оценки качества образования Содержание учебного материала  
  Цели, задачи, функции контроля и оценки качества образования.  
  Средства контроля и оценки качества образования.  
  Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.  
Лабораторные работы: 1. Организация системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.      
Практические занятия: 1. Анализ карт развития как оценка эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса.  
Контрольные работ по теме  
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Отобрать диагностические методики и тестовые методы для мониторинга детского развития  
Примерная тематика курсовой работы (проекта):   1. Педагогические условия формирования профессиональной деятельности. 2. Педагогические условия развития познавательной активности дошкольников. 3. Развивающее обучение как фактор интеллектуального развития ребенка. 4. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного подхода в начальном общем образовании.7. 5. Современные тенденции обновления содержания образования как необходимое условие социального развития. 6. Внедрение ФГТ в практику работы ДОУ. 7. Диагностика учебных достижений дошкольников в процессе обучения. 8. Влияние игры на развитие познавательного интереса у дошкольников. 9. Развивающие технологии в дошкольном образовании. 10. формирование информационной компетентсноти у детей дошкольного возраста. 11. Сенсорное воспитание детей в ДОУ (в одной из возрастных групп). 12. Социализация и воспитание детей дошкольного возраста. 13. Гуманизация педагогического процесса в ДОУ. 14. Использование активных форм в образовательном процессе ДОУ. 15. Формирование основ базовыой культуры личности дошкольника. 16. формирование основ учебной деятельности. 17. Формирование мотивации к обучению у дошкольников. 18. Использование метода проектов в дошкольном образовании. 19. Дифференциация и индивидулизация в воспитании дошкольников. 20. Особенности работы воспитателя с детьми с особыми образовательными потребностями.    
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)  
Всего:  

 

 


условия реализации программы дисциплины Педагогика



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: