ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА
2017г.
Программа учебной дисциплины Педагогика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик ГБПОУ Уфимский многопрофильный профессиональный колледж № 1
Разработчики:
Кузьмищева Т.Б. преподаватель педагогических дисциплин
Программа учебной дисциплины Педагогика рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА
Область применения программы
Программа учебной дисциплины Педагогика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
П.00 Профессиональный цикл
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм, организации обучения и воспитания;
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования саморазвития;
- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
- значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
- принципы обучения и воспитания;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях
разных типов и видов ОУ, на различных ступенях образования;
- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
- средства контроля и оценки качества образования;
- психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПедагогика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
практические занятия | |
контрольные работы | 10 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | 6 |
составление реферата, аннотации, картотеки, опорных конспектов; логико-смысловое моделирование; составление проектов воспитательных мероприятий; решение педагогических задач; домашняя работа; разработка презентации с использованием ИКТ. | 6 4 6 2 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Педагогика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Теоретические основы педагогики | |||
Тема 1.1. Педагогика как наука | Содержание учебного материала | ||
1. | Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. | ||
Педагогика в общей системе научного знания, ее место в системе гуманитарных и естественных наук. | |||
Объект и предмет, задачи, функции педагогики. | |||
Возникновение и развитие педагогики. | |||
Взаимосвязь педагогической науки и практики. Тенденции их развития. | |||
Лабораторные работы: 1. Составление опорных схем педагогических идей великих педагогов прошлого 2. Анализ структуры педагогической деятельности, условий повышения ее эффективности, профессионального самообразования и саморазвития | |||
Практические занятия 1. Изучение понятия «образование» с позиции содержательной трактовки: образование как ценность, образование как система, образование как процесс, образование как результат. | |||
Контрольные работы:по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов: 1. О жизни и педагогической деятельности выдающихся педагогов. 2. Составление аннотированной картотеки публикаций из педагогических периодических изданий по проблеме профессиональной компетентности педагога в современном обществе. 3. Провести сравнительный анализ понятий, использующих категорию «педагогический»: педагогическая антропология, педагогическая синергетика, педагогическая психология, педагогическая прогностика. | |||
Тема 1.2. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса | Содержание учебного материала | ||
Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Природное и общественное в развитии человека. | |||
Движущие силы и основные закономерности развития личности. | |||
Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность. Взаимосвязь развития и воспитания | |||
Личностно ориентированный подход в образовании. | |||
Лабораторные работы: 1. Провести сравнительный анализ основных теорий развития личности. | |||
Практические занятия: 1. Решение педагогических задач по определению и анализу факторов, влияющих на развитие личности ребенка. | |||
Контрольные работы: по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Изучение содержания международных и российских документов по защите прав ребенка. 2. Составить модели взаимодействия взрослого как посредника между обществом и ребенком. | |||
Тема 1.3. Целостный педагогический процесс как предмет изучения в педагогике | Содержание учебного материала | ||
Сущность и функции целостного педагогического процесса. | |||
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. | |||
Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. | |||
Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования. | |||
Направления модернизации педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация. | |||
Лабораторные работы: | |||
1. Проследить тенденцию сменяемости парадигматических позиций воспитателя в современных условиях; | |||
Практические занятия: 1. Составление логико-смысловой модели «Целостный педагогический процесс». | |||
Контрольные работы: по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Проектирование этапов целостного педагогического процесса. 2. Познакомиться с позициями авторов разных пособий в определении законов и закономерностей педагогического процесса, определить свою позицию в образовательном процессе и обосновать ее. | |||
Тема 1.4 Образование как общественное явление и педагогический процесс | Содержание учебного материала | ||
Генезис образования как социального явления. | |||
Сущность образования как педагогической категории. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. | |||
Тенденции развития образования и направления его реформирования в России. | |||
Российские и международные документы по образованию. | |||
Лабораторные работы: 1. Выделение общих тенденций развития системы образования в современном мире. 2. Определение структуры и содержания основных разделов типового положения учреждений дополнительного образования. | |||
Практические занятия: 1. Анализ документов, определяющих реформирование системы образования в России. 2. Выделение принципов реформирования российской системы образования. | |||
Контрольные работыпо теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Обратиться к Интернет-источникам и познакомиться с основными направлениями государственной политики модернизации российского образования. 2. Выделить принципы государственной образовательной политики. | |||
Тема 1.5 Теоретические основы обучения | Содержание учебного материала | ||
Цель и логика целеполагания в воспитании и педагогической деятельности. | |||
Современные тенденции развития теории образования и обучения. | |||
Основные понятия дидактики: образование, обучения, преподавание, учение | |||
Функции и структура процесса обучения. | |||
Принципы воспитания и обучения. | |||
Лабораторные работы: 1. Составить таблицу принципов обучения и воспитания, правил их использования. | |||
Практические занятия: 1. Раскрыть логику и основные противоречия процесса обучения. | |||
Контрольные работы:по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление опорного конспекта «Возникновение и развитие теории образования и обучения в соответствии с изменяющимися общественными потребностями»; 2. Выявление различных подходов к определению основных понятий дидактики на основе изучения основной и дополнительной литературы. | |||
Тема 1.6 Организация и руководство учебно-познавательной деятельностью | Содержание учебного материала | ||
Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения на разных возрастных этапах. | |||
Типы обучения (проблемное, развивающее, прямое, опосредованное), их характеристика. | |||
Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности, характеристика и условия применения. | |||
Уровни овладения системой знаний (чувственное, абстрактное познание, их соотношение) в процессе учебно-познавательной деятельности. | |||
Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения на разных возрастных этапах. | |||
Лабораторные работы: 1.Создание проекта психолого-педагогических условий развития мотивации и способностей в процессе обучения. | |||
Практические занятия: 1. Педагогический анализ использования методов и форм обучения в образовательном процессе. 2. Анализ виртуальных занятий с позиции определения педагогических возможностей и эффективности применения различных методов и приемов, методик, форм организации обучения и воспитания. | |||
Контрольные работы: по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Написание реферата «Сравнительный анализ моделей обучения». | |||
Тема 1.7 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания | Содержание учебного материала | ||
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания. | |||
Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематики и статистики. | |||
Особенности работы с одаренными детьми. | |||
Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями. | |||
Особенности работы с детьми с девиантным поведением. | |||
Лабораторные работы: 1. Определение структуры, уровней и характеристик одарённой личности; 2. Анализ нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность образовательных учреждений с детьми с особыми образовательными потребностями. | |||
Практические занятия: 1. Разработка комплексной программы воспитания одаренных детей. | |||
Контрольные работы: по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Сделать аналитический обзор технологий образования творчески одаренных детей. 2.Составить таблицу «Отечественные и зарубежные концепции творческой одаренности детей». | |||
Тема 1.8 средства контроля и оценки качества образования | Содержание учебного материала | ||
Цели, задачи, функции контроля и оценки качества образования. | |||
Средства контроля и оценки качества образования. | |||
Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. | |||
Лабораторные работы: 1. Организация системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. | |||
Практические занятия: 1. Анализ карт развития как оценка эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса. | |||
Контрольные работ по теме | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Отобрать диагностические методики и тестовые методы для мониторинга детского развития | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта): 1. Педагогические условия формирования профессиональной деятельности. 2. Педагогические условия развития познавательной активности дошкольников. 3. Развивающее обучение как фактор интеллектуального развития ребенка. 4. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного подхода в начальном общем образовании.7. 5. Современные тенденции обновления содержания образования как необходимое условие социального развития. 6. Внедрение ФГТ в практику работы ДОУ. 7. Диагностика учебных достижений дошкольников в процессе обучения. 8. Влияние игры на развитие познавательного интереса у дошкольников. 9. Развивающие технологии в дошкольном образовании. 10. формирование информационной компетентсноти у детей дошкольного возраста. 11. Сенсорное воспитание детей в ДОУ (в одной из возрастных групп). 12. Социализация и воспитание детей дошкольного возраста. 13. Гуманизация педагогического процесса в ДОУ. 14. Использование активных форм в образовательном процессе ДОУ. 15. Формирование основ базовыой культуры личности дошкольника. 16. формирование основ учебной деятельности. 17. Формирование мотивации к обучению у дошкольников. 18. Использование метода проектов в дошкольном образовании. 19. Дифференциация и индивидулизация в воспитании дошкольников. 20. Особенности работы воспитателя с детьми с особыми образовательными потребностями. | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | |||
Всего: |
условия реализации программы дисциплины Педагогика