Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
1. Сопоставьте два стихотворения поэтов серебряного века, написанных на одну и ту же тему – о городе. Обратите внимание на образный ряд каждого произведения, средства выразительности, использованные авторами, на их отношение к описываемому. При помощи каких средств они выражают свое отношение? Охарактеризуйте ритмику каждого стихотворения. Чем является город для каждого из них? Определите, какое стихотворение принадлежит С. Есенину, какое – В. Брюсову (максимальное количество баллов – 14).
Город
Храня завет родных поверий —
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи, кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясь, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
В моей душе так было гулко
В пеленках камня и кремней.
На каждой ленте переулка
Стонал коровий рев теней.
Дризжали дроги, словно стекла,
В лицо кнутом грозила даль,
А небо хмурилось и блекло,
Как бабья сношенная шаль.
С улыбкой змейногогрешенья
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья —
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»
***
Я люблю большие дома
И узкие улицы города, —
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные, —
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, —
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия.
2. Определите героя произведения (назовите произведение, имя, фамилию героя) по принадлежащим ему вещам (максимальное количество баллов – 4):
а) Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов».
б) Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов.
в) кружевное белье, гетры серые, шоколад Миньон.
г) золотая табакерка с бриллиантовым треугольником на крышке, трость с набалдашником в виде головы пуделя.
|
3. Из каких произведений описание этих танцевальных эпизодов? (максимальное количество баллов – 3):
а) И ровно в полночь в первом зале что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!». Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда.
б) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины... задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами... он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один капитан знал, что эта пара нанята Ллойдом...
в) Она сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pasdechâle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.
|
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
4.О каком из писателей начала ХХ века идет речь (максимальное количество баллов – 6):
а) первый русский Нобелевский лауреат;
б) его прославило стихотворение из одной строчки: «О, закрой свои бледные ноги!»;
в) им написан роман «Петербург» – непревзойденная вершина прозы серебряного века;
г) после написания поэмы воскликнул «Сегодня я – гений!»;
д) его ранняя лирика импрессионистична, а сборник «Будем как солнце» упрочил громкую славу поэта;
е) его первый поэтический сборник назывался «Я».
5. Прокомментируйте историко-культурные реалии, встречающиеся в тексте (максимальное количество баллов – 5):
«Блок приехал в субботу, десятого, а в воскресенье... он с женой оказался в кругу «аргонавтов », попавших ко мне...
Со старшими, с Брюсовым, с К.Д. Бальмонтом, Блок держался любезно, но с достоинством: просто, естественно и независимо...
|
... «аргонавты» понравились Блоку... писал матери он: «Андрей Белый неподражаем...» Впечатления свои он скоро выразил стихотворением «Аргонавты»; в нем строчка имеется: «Молча свяжем вместе руки», и этим как бы признавая, что себя чувствует в «аргонавтическом братстве».
А. Белый Начало века
6. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (максимальное количество баллов – 6):
а) муаровое платье;
б) брабантские кружева;
в) смычок и струны;
г) ананасы в шампанском;
д) чертовы качели;
е) шлейф, забрызганный звездами.
7. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста, футуриста) выписали все существительные в три столбика. Какой столбик «символистический», какой – «акмеистический», какой – «футуристический»? Коротко обоснуйте свой выбор (максимальное количество баллов – 6).
а) Бездна Ночь Дух Миры Любовь кормило сретенье светило твердь легион пламень | б) небо труп звезды черви туман боль обман эфиопы сыпь крик выпь люди звери руки паук | в) лыжи небо месяц луг дворец окошки тишина проруби тропинки ива русалки путь ветви галки |
8.Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (максимальное количество баллов – 2):
а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю.
б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.
9. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Аккорды». Назовите известные вам картины упомянутых художников (максимальное количество баллов – 4).
Мне снился мучительный Гойя, художник чудовищных грез, –
Больная насмешка над жизнью, над царством могилы вопрос.
Мне снился бессмертный Веласкес, Коэльо, Мурильо святой,
Создавший воздушность, и холод, и пламень мечты золотой.
И Винчи спокойный, как Гете, и светлый, как сон, Рафаэль,
И нежный, как вздох, Боттичелли, нежней, чем весною свирель.
Мне снились волхвы откровений, любимцы грядущих времен,
Воззванья влекущих на битву, властительно-ярких знамен.
Намеки на сверхчеловека, обломки нездешних миров,
Аккорды бездонных значеньем, еще не разгаданных снов.