Вид Вооруженных Сил или род войск | Профессионально важные качества воина |
Ракетные войска | • правильное и твердое понимание основ процессов, протекающих в ракетных системах; • внимание, быстрота, четкость, точность и аккуратность; • способность успешно переносить длительные статические напряжения при малоподвижных позах; • отличное знание штатной техники |
Военно-Воздушные Силы | • внимание, быстрота реакции и действий, хорошая пространственная ориентировка; • эмоциональная и высотная устойчивость; • способность успешно переносить перегрузки; • хорошая тренированность сердечнососудистой системы |
Военно-Морской Флот | • поддержание высокой работоспособности вдлительных походах; • умение снять нервную напряженность; • устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания, охлаждения, температурных перепадов, изменения состава воздушной среды, качки и непогоды; • быстрое восстановление физической работоспособности; • умение сноровисто действовать в борьбе за живучесть корабля |
Окончание таблицы 8
Вид Вооруженных Сил или род войск | Профессионально важные качества воина |
Воздушно-десантные войска | • отличная всесторонняя физическая подготовка; • смелость, дерзость и решительность при действиях в тылу врага; • отличное владение различными видами вооружения и техники; • сообразительность, инициатива и находчивость; • воля, самообладание и выдержка |
Мотострелковые войска | • хорошее знание оружия и техники; • выносливость и быстрота; • тренированность в преодолении препятствий, плавании и совершении марш-бросков; • навыки в метании гранат и выполнении приемов нападения и самозащиты |
Танковые войска | • хорошая двигательная память; • ловкость и силовая выносливость; • навыки в действиях под водой; • устойчивость к укачиванию |
Наземная артиллерия | • точность и быстрота зрительного восприятия; • хороший глазомер; • силовая и скоростная выносливость; • навыки в поднимании и переноске тяжестей |
Боевое мастерство предполагает такую профессиональную подготовленность воина, которая обеспечит наиболее эффективное применение оружия и техники, а также использование условий боевой обстановки для достижения превосходства над противником.
|
Дисциплинированность воина заключается в его уважительном отношении к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. Высшее выражение дисциплинированности — готовность к самопожертвованию в бою.
Психологическая подготовка представляет собой комплекс мер по выработке у воинов высокой боевой активности и формированию у них таких черт характера, как мужество, смелость, храбрость и самоотверженность.
Большое значение для успешной воинской деятельности имеют психические и морально-этические качества призывников. Эти качества образуют структуру личности гражданина и присущи всем людям. Основные из этих свойств — направленность личности, характер, способности и темперамент.
Направленность личности проявляется в идейных убеждениях, нравственных принципах и мировоззренческих взглядах на те или иные проблемы. Это свойство характеризует человека в отношении того, к чему он стремится и что ценит. Основное требование к направленности личности воина — соответствие его нравственного развития, жизненных целей, личных решений, убеждений и устремлений интересам нашего общества и задачам повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.
|
Под характером понимают совокупность черт, составляющих индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Основные черты характера, требующиеся для успешной военной деятельности, представлены на схеме 36.
Схема Ш
Требования 1С характеру личности военнослужащего
Следующее свойство личности — способности, т. е. возможности по быстрому овладению специальностью. Развитие соответствующих способностей в военном деле позволяет призванному в ряды Вооруженных Сил в короткий срок приобрести нужные для службы знания, умения и навыки. Способности определяют по таким показателям, как уровень развития мышления, памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха и осязания, приспособленность к производству точных движений и т. д.
Темперамент тесно связан с характером человека и его способностями. Он отражает особенности протекания психических процессов и состояний. Основные компоненты темперамента:
больная активность, двигательные.проявления и эмоциональность. Различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый ни них проявляется по-разному, но любой может найти применение в каком-либо соответствующем ему виде воинской деятельности. В своем темпераменте человеку трудно что-либо изменить, однако можно сделать более содержательными его положительные стороны и несколько сгладить отрицательные.
|
Воинская деятельность имеет ярко выраженный коллективный характер. Элементами коллектива являются люди, занимающие различное положение и выполняющие определенные обязанности. Поэтому важное место в психологии воинского коллектива занимают межличностные отношения, которые отражают позицию воина к каждому из своих товарищей. Эти отношения связывают всех военнослужащих коллектива и имеют большое значение для их психологической совместимости. Совместимость членов коллектива формируется на основе воспитания у воинов чувства симпатии, доверия и уважения к товарищам, готовности к совместным с ними действиям. Важная роль в воспитании членов коллектива в духе товарищества, доверия, взаимовыручки и взаимопомощи принадлежит командиру. Согласно уставу, он обязан воспитывать подчиненных, заботиться о сплочении коллектива и укреплении дружбы между воинами.
В заключение отметим, что воинская деятельность — это сложное во многих отношениях явление. Она общественно необходима и востребована и занимает в любом государстве важнейшее место.
Вопросы
1. На какие виды можно условно подразделить воинскую деятельность? 2. Что понимают под боевой деятельностью? 3. С какой целью осуществляют учебно-боевую деятельность? 4. Какими документами регламентирована повседневная деятельность военнослужащих? 5. Что называют боевым мастерством?
6. В чем заключается дисциплинированность воина?
7. Что такое направленность личности? 8. Что понимают под характером личности? 9. По каким показа
телям определяют способности личности? 10. Какие типы темперамента личности вы знаете?