Приказы командиров и начальников




По служебному положению и воинскому зва­нию военнослужащие могут быть начальниками и подчиненными. Начальнику дано право отда­вать подчиненному приказы и требовать их вы­полнения, а подчиненный обязан беспрекословно исполнять полученные приказы.

Командир — единоначальник, в полном объ­еме отвечающий за боеспособность и боеготов­ность, подготовку личного состава, его мораль­ное состояние и дисциплину. Вместе с тем он имеет и необходимые для этого права. Единона­чалие принято в Вооруженных Силах большин­ства государств как принцип военного руковод­ства, при котором командиры и начальники на­делены всей полнотой распорядительной власти в отношении подчиненных и несут полную ответ­ственность за все стороны жизни и деятельности находящихся под их командой военнослужа­щих. Это выражается в праве командиров едино­лично принимать решения, отдавать приказы,

распоряжения в строгом соответствии с требова­ниями законов и воинских уставов, обеспечивать их выполнение. Единоначалие имеет важное зна­чение для поддержания четкого порядка жизни и высокой дисциплинированности военнослужа­щих.

Личная дисциплинированность каждого во­ина — это социально-психологическая и нрав­ственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам госу­дарства, нормам общества, правилам общежи­тия и воинскому долгу. В дисциплинирован­ности воина выражается его готовность к само­пожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она осно­вана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисцип­линированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображе­ниями выгоды или другими подобными стиму­лами. В структуре дисциплинированности вы­деляют две важных составляющих: самодис­циплину и исполнительность. Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим ка­ких-либо напоминаний — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направ­ляется замечаниями, командами и приказания­ми командиров и реализуется на основе повино­вения, — это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в бое­вых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной за­дачи. Это подтверждает опыт Великой Отечест­венной войны.

Так, в декабре 1942 г. группа разведчи­ков 125-й стрелковой дивизии, которой командовал лейтенант Иванов, получила задачу захватить пленного. Командир и разведчики проявили недисциплиниро­ванность при подготовке и выполнении задания. Объект поиска и подступы к не­му не были достаточно изучены. В резуль­тате этого группа потеряла направление движения, была обнаружена и обстреляна противником. После чего отошла, не вы­полнив приказ.

Приведенный пример свидетельствует о том, что в бою особенно недопустимы неисполнение или неточное исполнение приказа. Однако это не исключает проявления военнослужащими на­ходчивости и разумной инициативы. Более того, воин обязан в сложной изменившейся ситуации смело брать ответственность на себя, искать вы­ход из создавшегося положения и принимать са­мостоятельное решение.

Дисциплинированность как качество личнос­ти складывается еще до службы в армии, а затем развивается и формируется в процессе воинской деятельности. Каждый юноша, готовящийся к военной службе, должен понять, что формирова­ние дисциплинированности зависит в первую очередь от него самого, от того, насколько упорно он работает над повышением уровня знаний о во­инской службе и дисциплине, вырабатывает на­выки правильного поведения и совершенствует волевые качества.

Вопросы

1. Как вы понимаете принцип единоначалия в военном руководстве? 2. Что такое личная дис­циплинированность воина? 3. Какие важные со­ставляющие выделяют в структуре дисциплиниро­ванности?

3.5. Как стать офицером Российской армии Из истории военно-учебных заведений России

Профессиональная подготовка российских офицеров в учебных заведениях была организо­вана при создании регулярной армии. В 1698 г. по инициативе Петра I были открыты Артилле­рийская и Пехотная школы в Москве и Мореход­ная школа в Азове, а в 1701 г. Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук. Затем были созданы и дру­гие военно-учебные заведения. Военные школы, созданные при Петре I, давали юношам хорошее по тому времени общее и специальное образова­ние.

Позднее, в Петербурге, были учреждены Сухо­путный (1732) и Морской (1743) шляхетские ка­детские корпуса. В них готовили не только офи­церов, но и чиновников государственных учреж­дений.

В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские учи­лища, Петербургское училище корабельной ар­хитектуры и др.

В 1798 г. была создана Медико-хирургическая академия, готовившая военных медиков для ар­мии и флота.

В начале XIX в. были открыты Главное инже­нерное (1819) и Михаиловское артиллерийское (1820) училища с академическими классами для подготовки офицеров с высшим военно-специ­альным образованием, преобразованные затем в академии. Поэтому 1819 г. считают официаль­ным годом создания существующей и поныне Военно-инженерной академии, а 1820 г. — Воен­ной академии РВСН им. Петра Великого (до 1997 г. — Военная академия им. Ф. Э. Дзер­жинского).


Во второй половине XIX в. появились новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юри­дическая (1867) и Морская (1877) академии. В то же время часть кадетских корпусов была преоб­разована в военные гимназии.

К началу Первой мировой войны (1914—1918) Россия имела четыре группы военных учебных заведений:

1) низшие (для подготовки младшего команд­ного состава);

2) средние общеобразовательные (кадетские корпуса, подготовительные школы и др.);

3) средние специальные (готовили командные и инженерно-технические кадры для армии
и флота);

4) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной служ­
бы (военные академии, морские высшие шко­лы, стрелковые, кавалерийские, электротехни­
ческие, воздухоплавательные, артиллерийские и другие школы).

После 1917 г. была создана новая сеть воен­но-учебных заведений, включавшая в себя:

1) курсы и полковые школы (для подготовки младшего командного состава);

2) командные курсы (для подготовки команди­ров взводов);

3) курсы усовершенствования командного со­става;

4) школы подготовки специалистов среднего звена;

5) военные академии (для подготовки старше­го командного состава всех специальностей).

В результате военной реформы 1924— 1925 гг. сложилась система высших и средних военно-учебных заведений, включавшая в себя военные академии, военные школы Сухопут­ных войск и Военно-Воздушных Сил, военно-морские училища. В дальнейшем военные школы были преобразованы в средние военные училища. К началу Великой Отечественной вой­ны 1941 —1945 гг. в Советском Союзе насчиты­валось 19 военных академий, 203 средних воен­ных училища, 7 высших военно-морских учи­лищ и 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях.

Крупные изменения в системе подготовки офицерских кадров произошли в 50—60-е гг. XX в. в связи с появлением ракетно-ядерного ору­жия и нового вида Вооруженных Сил — Ракет­ных войск стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища были преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: