По служебному положению и воинскому званию военнослужащие могут быть начальниками и подчиненными. Начальнику дано право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения, а подчиненный обязан беспрекословно исполнять полученные приказы.
Командир — единоначальник, в полном объеме отвечающий за боеспособность и боеготовность, подготовку личного состава, его моральное состояние и дисциплину. Вместе с тем он имеет и необходимые для этого права. Единоначалие принято в Вооруженных Силах большинства государств как принцип военного руководства, при котором командиры и начальники наделены всей полнотой распорядительной власти в отношении подчиненных и несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности находящихся под их командой военнослужащих. Это выражается в праве командиров единолично принимать решения, отдавать приказы,
распоряжения в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов, обеспечивать их выполнение. Единоначалие имеет важное значение для поддержания четкого порядка жизни и высокой дисциплинированности военнослужащих.
Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важных составляющих: самодисциплину и исполнительность. Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность.
|
Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи. Это подтверждает опыт Великой Отечественной войны.
Так, в декабре 1942 г. группа разведчиков 125-й стрелковой дивизии, которой командовал лейтенант Иванов, получила задачу захватить пленного. Командир и разведчики проявили недисциплинированность при подготовке и выполнении задания. Объект поиска и подступы к нему не были достаточно изучены. В результате этого группа потеряла направление движения, была обнаружена и обстреляна противником. После чего отошла, не выполнив приказ.
Приведенный пример свидетельствует о том, что в бою особенно недопустимы неисполнение или неточное исполнение приказа. Однако это не исключает проявления военнослужащими находчивости и разумной инициативы. Более того, воин обязан в сложной изменившейся ситуации смело брать ответственность на себя, искать выход из создавшегося положения и принимать самостоятельное решение.
|
Дисциплинированность как качество личности складывается еще до службы в армии, а затем развивается и формируется в процессе воинской деятельности. Каждый юноша, готовящийся к военной службе, должен понять, что формирование дисциплинированности зависит в первую очередь от него самого, от того, насколько упорно он работает над повышением уровня знаний о воинской службе и дисциплине, вырабатывает навыки правильного поведения и совершенствует волевые качества.
Вопросы
1. Как вы понимаете принцип единоначалия в военном руководстве? 2. Что такое личная дисциплинированность воина? 3. Какие важные составляющие выделяют в структуре дисциплинированности?
3.5. Как стать офицером Российской армии Из истории военно-учебных заведений России
Профессиональная подготовка российских офицеров в учебных заведениях была организована при создании регулярной армии. В 1698 г. по инициативе Петра I были открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве и Мореходная школа в Азове, а в 1701 г. Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук. Затем были созданы и другие военно-учебные заведения. Военные школы, созданные при Петре I, давали юношам хорошее по тому времени общее и специальное образование.
Позднее, в Петербурге, были учреждены Сухопутный (1732) и Морской (1743) шляхетские кадетские корпуса. В них готовили не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений.
В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, Петербургское училище корабельной архитектуры и др.
|
В 1798 г. была создана Медико-хирургическая академия, готовившая военных медиков для армии и флота.
В начале XIX в. были открыты Главное инженерное (1819) и Михаиловское артиллерийское (1820) училища с академическими классами для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием, преобразованные затем в академии. Поэтому 1819 г. считают официальным годом создания существующей и поныне Военно-инженерной академии, а 1820 г. — Военной академии РВСН им. Петра Великого (до 1997 г. — Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского).
Во второй половине XIX в. появились новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая (1867) и Морская (1877) академии. В то же время часть кадетских корпусов была преобразована в военные гимназии.
К началу Первой мировой войны (1914—1918) Россия имела четыре группы военных учебных заведений:
1) низшие (для подготовки младшего командного состава);
2) средние общеобразовательные (кадетские корпуса, подготовительные школы и др.);
3) средние специальные (готовили командные и инженерно-технические кадры для армии
и флота);
4) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной служ
бы (военные академии, морские высшие школы, стрелковые, кавалерийские, электротехни
ческие, воздухоплавательные, артиллерийские и другие школы).
После 1917 г. была создана новая сеть военно-учебных заведений, включавшая в себя:
1) курсы и полковые школы (для подготовки младшего командного состава);
2) командные курсы (для подготовки командиров взводов);
3) курсы усовершенствования командного состава;
4) школы подготовки специалистов среднего звена;
5) военные академии (для подготовки старшего командного состава всех специальностей).
В результате военной реформы 1924— 1925 гг. сложилась система высших и средних военно-учебных заведений, включавшая в себя военные академии, военные школы Сухопутных войск и Военно-Воздушных Сил, военно-морские училища. В дальнейшем военные школы были преобразованы в средние военные училища. К началу Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. в Советском Союзе насчитывалось 19 военных академий, 203 средних военных училища, 7 высших военно-морских училищ и 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях.
Крупные изменения в системе подготовки офицерских кадров произошли в 50—60-е гг. XX в. в связи с появлением ракетно-ядерного оружия и нового вида Вооруженных Сил — Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища были преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.