Эпифора-(греч. epiphora от epi - после и phoros - несущий) - фигура речи, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
Пример: " Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. Гоголь)
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
А. Блок Риторический вопрос (греч. оратор) — фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя.
Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой)
Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения - усиление выразительности речи.
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
А. Пушкин
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
М. Лермонтов
Есть также риторическое восклицание. Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.
Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
|
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту...
(П.Г. Антокольский)
Парцелляция — художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь.
Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый
еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах
(М. Зощенко).
n Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи.
Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили".
(А. Пушкин).
"Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов).
"Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев).
n "Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).
n "Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства" (Ю.Б. Борев).
|
n Эллипсис (греч. опущение, выпадение) — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое:
— Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слуге, провожавшему Болконского.
(Л.Н. Толстой) Имеется в виду: принесите.
Эллипсис хорошо передает в художественном произведении одну
из особенностей устной речи — недосказанность, незаконченность
мысли, вызванные состоянием героя или рассказчика.
Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...»
В художественной речи используются афоризмы — краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: Человек — это звучит гордо (М. Горький
n