Самовоспитание и самосовершенствование личности




Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Самовоспитаниеэто человеческое достоинство в действии». О том, что такое достоинство личности, мы уже говорили. Теперь давайте поговорим о путях са­мовоспитания и самосовершенствования личнос­ти, так как для подготовки к службе в Вооружен­ных Силах это имеет первостепенное значение. Если человек сознает необходимость целенаправ­ленного развития собственной личности, то мож­но говорить о самовоспитании, которое опре­деляют как деятельность самого субъек­та с целью изменить свои психологиче­ские свойства и процессы, свою личность в целом. В разных условиях самовоспитание может приобретать положительный или отрица­тельный смысл. Поэтому в психологии и педаго­гике различают самосовершенствование личностисознательное воспитание в себе положительных качеств, социально

ценимых с морально-нравственной точки зрения. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности и для управления собой, и для воздействия на окру­жающих, а изменяя некоторые свои потребнос­ти, желания, привычки, можно тем самым вли­ять на характер социальных отношений в обще­стве. Достижение человеком успехов в военном деле немыслимо без его напряженной работы по совершенствованию собственной личности.

В настоящее время почти никто не сомневает­ся в необходимости и полезности умения челове­ка самостоятельно управлять своим психиче­ским состоянием, особенно в чрезвычайных си­туациях. Однако люди часто пренебрегают этим из-за лени, трудностей в приобретении такого умения, тем самым не только отказывая себе в уникальных возможностях нормализовать свое состояние и свою жизнь, но и лишая себя ра­дости ощутить свои силы.

Среди множества качеств любого человека ос­новные — ум, чувства и воля, развитие которых в нем свидетельствует о развитии его духовной силы. Ум человека развивается прежде всего че­рез изучение наук, образование. Чувства (от ни­зших — органических до высших — эстетиче­ских, нравственных, религиозных) развиваются под воздействием окружающего мира, восприя­тия произведений искусства, анализа своих и чу­жих поступков. В сердце человека живут симпа­тии и антипатии, привязанности, милосердие и жалость. Эти чувства имеют способность к раз­витию и саморазвитию.

Однако известно, что суть личности состоит в ее действиях. Сознательное, целенаправленное действие — вот пробный камень всех идей и по­мыслов. Благодаря действию человек способен достичь намеченной цели. Намерение осуществить сознательное действие всегда предполагает преодоление внутренних и внешних препятст­вий. Борьба с внутренними трудностями (при­вычки, желания) — самая тяжелая» Но, преодо­левая их, человек воспитывает в себе волю, вы­держку, настойчивость, целеустремленность и дисциплину, так необходимые в жизни и сол­датской службе. Решающее значение здесь име­ют, во-первых, формирование и наличие у лич­ности достойной цели, а во-вторых, привычка обязательно доводить начатое дело до конца.

Путь человека к совершенству и реализации заложенных в нем способностей очень труден. Один из способов достижения этих целей — са­морегуляция психических процессов.

Вопросы

1. Как вы понимаете термины «самовоспитание» и «самосовершенствование»? 2. Какие качества лич­ности вы считаете основными? 3. Каким образом чело­век может развить свои ум, чувства и волю? 4. В чем состоит суть личности и как она проявляется?

Психическое саморегулирование и самоанализ

Психическое саморегулирование — это разви­тие жизнестойкости организма путем специаль­ных упражнений и методов. Методы эти основа­ны на способности человека поддаваться словес­ным самовнушениям, расслабляться и управлять своим организмом. Выработка же умений идет путем упражнений и гимнастики.

Методика психического саморегулиро­вания может быть использована:

• для успокоения, кратковременного отдыха и снятия нервных перегрузок, предупреждения психического и физического перенапряжения и усталости, повышения работоспособности (на-

пример, перед дежурством, выполнением ответ­ственного задания);

• для формирования настроя, готовности к вы­полнению служебных задач, преодоления труд­
ностей, ощущения прилива сил и уверенности в себе

• для устранения своих недостатков, искоре­нения отрицательных привычек, коррекции
своего поведения во взаимоотношениях с окру­жающими.

Наиболее известные методы: аутогенная тре­нировка (тренировка расслабления и сосредото­чения); дыхательная гимнастика; методика от­работки концентрации внимания.

Самоанализ часто расценивают как один из наиболее сложных способов самопознания, кото­рому надо терпеливо и систематически учиться. Например, одна из разновидностей самоанали­за — вечерний обзор, проводимый перед отхо­дом ко сну. Считают, что его можно использо­вать для изучения самого себя и своей жизни во­обще. Во время него можно сосредоточиться на различных сторонах своей личности, типичных особенностях своего поведения в тех или иных ситуациях. Непременное условие обзора — спо­собность превратиться в беспристрастного на­блюдателя, спокойно и трезво регистрирующего каждый этап прожитого дня. Второе условие, вытекающее *з первого, — способность во время обзора не радоваться успехам и не огорчаться из-за неудач.

Другой способ самоизучения и самопознания — «проработка себя», цель которой — самооценка с точки зрений тех впечатлений, которые человек в течение дня произвел на разных людей, и выяс­нение, насколько это впечатление оказалось по­лезным для физического и психического самочув­ствия, выполнения разных дел.


Существует также метод «перспективы», цель которого заключается в самооценке отрицатель­ных свойств личности, мешающих добиться жиз­ненно важных целей. В рамках этого мето­да важно:

• сформулировать для себя конкретную цель, достижение которой поможет обрести успех в той
или иной сфере;

• представить себя как бы со стороны в задан­ном будущем и желаемом состоянии;

• увидеть из этого будущего свое настоящее со­стояние во всех его положительных и отрица­
тельных проявлениях;

• определить, что именно надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния.

Существуют и другие способы саморегуляции и самоанализа. Все они будут более эффективны­ми, если вы будете сопровождать их фиксирова­нием в виде записей. Можно завести «рабочую тетрадь», в которую заносить все данные, полу­чаемые о себе со стороны, а также информацию о своих внутренних состояниях в различных си­туациях и обстоятельствах. Производя такие за­писи, можно будет яснее и определеннее осозна­вать свои ощущения и эмоции. Человек в своей жизни, сам того не подозревая, может придержи­ваться разных точек зрения, «обманывая» таким образом сам себя. Излагая свои размышления, описывая ощущения, он невольно становится пе­ред выбором одной точки зрения, что обязатель­но делает самооценку более объективной. Повы­шается возможность обнаружить свою личност­ную проблему (или тупик), подойти к анализу ее причин и объективного, и субъективного харак­тера. Каждая запись должна быть датирована, чтобы в дальнейшем была видна картина само­развития. В условиях дефицита времени, в кото­ром мы постоянно находимся, можно придумать свою систему записи, лаконичную по форме и ем­кую по содержанию.

Таким образом, психологическая подготовка к службе в Вооруженных Силах России — про­цесс непростой. Он включает в себя получение знаний из различных областей психологии и пе­дагогики, предполагает творческую активность в процессе выработки умений и навыков контро­ля над своими личностными особенностями. Все это должно сопровождаться достаточной и прав­дивой информированностью о состоянии дел в армии и стране.

Вопросы и задания

1. Что такое психическое саморегулирование? 2. Для каких целей может быть использовано психи­ческое саморегулирование? 3. Назовите наиболее рас­пространенные методы психического саморегулиро­вания. 4. Какие еще методы и способы самоизучения и самопознания вы знаете?

Задание 68. Приведите примеры из литературы, фильмов и реальной жизни, связанные с пере­стройкой личности под влиянием новой социальной роли.

Задание 69. Вы заметили, что у одноклассника повысилась возбудимость, утратилось чувство юмора, усталый вид и он допускает в делах больше ошибок, чем обычно. О каком состоянии могут свидетельство­вать эти симптомы? Какие рекомендации вы можете дать однокласснику в такой ситуации?

Задание 70. Попытайтесь провести анализ ваших действий и впечатлений, которые вы произвели на окружающих в течение дня. Сделайте соответствую­щие выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: