Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Самовоспитание — это человеческое достоинство в действии». О том, что такое достоинство личности, мы уже говорили. Теперь давайте поговорим о путях самовоспитания и самосовершенствования личности, так как для подготовки к службе в Вооруженных Силах это имеет первостепенное значение. Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственной личности, то можно говорить о самовоспитании, которое определяют как деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, свою личность в целом. В разных условиях самовоспитание может приобретать положительный или отрицательный смысл. Поэтому в психологии и педагогике различают самосовершенствование личности — сознательное воспитание в себе положительных качеств, социально
ценимых с морально-нравственной точки зрения. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности и для управления собой, и для воздействия на окружающих, а изменяя некоторые свои потребности, желания, привычки, можно тем самым влиять на характер социальных отношений в обществе. Достижение человеком успехов в военном деле немыслимо без его напряженной работы по совершенствованию собственной личности.
В настоящее время почти никто не сомневается в необходимости и полезности умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в чрезвычайных ситуациях. Однако люди часто пренебрегают этим из-за лени, трудностей в приобретении такого умения, тем самым не только отказывая себе в уникальных возможностях нормализовать свое состояние и свою жизнь, но и лишая себя радости ощутить свои силы.
Среди множества качеств любого человека основные — ум, чувства и воля, развитие которых в нем свидетельствует о развитии его духовной силы. Ум человека развивается прежде всего через изучение наук, образование. Чувства (от низших — органических до высших — эстетических, нравственных, религиозных) развиваются под воздействием окружающего мира, восприятия произведений искусства, анализа своих и чужих поступков. В сердце человека живут симпатии и антипатии, привязанности, милосердие и жалость. Эти чувства имеют способность к развитию и саморазвитию.
Однако известно, что суть личности состоит в ее действиях. Сознательное, целенаправленное действие — вот пробный камень всех идей и помыслов. Благодаря действию человек способен достичь намеченной цели. Намерение осуществить сознательное действие всегда предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий. Борьба с внутренними трудностями (привычки, желания) — самая тяжелая» Но, преодолевая их, человек воспитывает в себе волю, выдержку, настойчивость, целеустремленность и дисциплину, так необходимые в жизни и солдатской службе. Решающее значение здесь имеют, во-первых, формирование и наличие у личности достойной цели, а во-вторых, привычка обязательно доводить начатое дело до конца.
Путь человека к совершенству и реализации заложенных в нем способностей очень труден. Один из способов достижения этих целей — саморегуляция психических процессов.
Вопросы
1. Как вы понимаете термины «самовоспитание» и «самосовершенствование»? 2. Какие качества личности вы считаете основными? 3. Каким образом человек может развить свои ум, чувства и волю? 4. В чем состоит суть личности и как она проявляется?
Психическое саморегулирование и самоанализ
Психическое саморегулирование — это развитие жизнестойкости организма путем специальных упражнений и методов. Методы эти основаны на способности человека поддаваться словесным самовнушениям, расслабляться и управлять своим организмом. Выработка же умений идет путем упражнений и гимнастики.
Методика психического саморегулирования может быть использована:
• для успокоения, кратковременного отдыха и снятия нервных перегрузок, предупреждения психического и физического перенапряжения и усталости, повышения работоспособности (на-
пример, перед дежурством, выполнением ответственного задания);
• для формирования настроя, готовности к выполнению служебных задач, преодоления труд
ностей, ощущения прилива сил и уверенности в себе
• для устранения своих недостатков, искоренения отрицательных привычек, коррекции
своего поведения во взаимоотношениях с окружающими.
Наиболее известные методы: аутогенная тренировка (тренировка расслабления и сосредоточения); дыхательная гимнастика; методика отработки концентрации внимания.
Самоанализ часто расценивают как один из наиболее сложных способов самопознания, которому надо терпеливо и систематически учиться. Например, одна из разновидностей самоанализа — вечерний обзор, проводимый перед отходом ко сну. Считают, что его можно использовать для изучения самого себя и своей жизни вообще. Во время него можно сосредоточиться на различных сторонах своей личности, типичных особенностях своего поведения в тех или иных ситуациях. Непременное условие обзора — способность превратиться в беспристрастного наблюдателя, спокойно и трезво регистрирующего каждый этап прожитого дня. Второе условие, вытекающее *з первого, — способность во время обзора не радоваться успехам и не огорчаться из-за неудач.
Другой способ самоизучения и самопознания — «проработка себя», цель которой — самооценка с точки зрений тех впечатлений, которые человек в течение дня произвел на разных людей, и выяснение, насколько это впечатление оказалось полезным для физического и психического самочувствия, выполнения разных дел.
Существует также метод «перспективы», цель которого заключается в самооценке отрицательных свойств личности, мешающих добиться жизненно важных целей. В рамках этого метода важно:
• сформулировать для себя конкретную цель, достижение которой поможет обрести успех в той
или иной сфере;
• представить себя как бы со стороны в заданном будущем и желаемом состоянии;
• увидеть из этого будущего свое настоящее состояние во всех его положительных и отрица
тельных проявлениях;
• определить, что именно надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния.
Существуют и другие способы саморегуляции и самоанализа. Все они будут более эффективными, если вы будете сопровождать их фиксированием в виде записей. Можно завести «рабочую тетрадь», в которую заносить все данные, получаемые о себе со стороны, а также информацию о своих внутренних состояниях в различных ситуациях и обстоятельствах. Производя такие записи, можно будет яснее и определеннее осознавать свои ощущения и эмоции. Человек в своей жизни, сам того не подозревая, может придерживаться разных точек зрения, «обманывая» таким образом сам себя. Излагая свои размышления, описывая ощущения, он невольно становится перед выбором одной точки зрения, что обязательно делает самооценку более объективной. Повышается возможность обнаружить свою личностную проблему (или тупик), подойти к анализу ее причин и объективного, и субъективного характера. Каждая запись должна быть датирована, чтобы в дальнейшем была видна картина саморазвития. В условиях дефицита времени, в котором мы постоянно находимся, можно придумать свою систему записи, лаконичную по форме и емкую по содержанию.
Таким образом, психологическая подготовка к службе в Вооруженных Силах России — процесс непростой. Он включает в себя получение знаний из различных областей психологии и педагогики, предполагает творческую активность в процессе выработки умений и навыков контроля над своими личностными особенностями. Все это должно сопровождаться достаточной и правдивой информированностью о состоянии дел в армии и стране.
Вопросы и задания
1. Что такое психическое саморегулирование? 2. Для каких целей может быть использовано психическое саморегулирование? 3. Назовите наиболее распространенные методы психического саморегулирования. 4. Какие еще методы и способы самоизучения и самопознания вы знаете?
Задание 68. Приведите примеры из литературы, фильмов и реальной жизни, связанные с перестройкой личности под влиянием новой социальной роли.
Задание 69. Вы заметили, что у одноклассника повысилась возбудимость, утратилось чувство юмора, усталый вид и он допускает в делах больше ошибок, чем обычно. О каком состоянии могут свидетельствовать эти симптомы? Какие рекомендации вы можете дать однокласснику в такой ситуации?
Задание 70. Попытайтесь провести анализ ваших действий и впечатлений, которые вы произвели на окружающих в течение дня. Сделайте соответствующие выводы.