Проведение обследования.




Система углубленного логопедического обследования ребенка

С тяжелым нарушением речи (ОНР) с 3 до 4 лет

 

В младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) углубленное логопедическое обследование детей осуществляется учителем-логопедом. Углубленная диагностика проводится в течение сентября. Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка составляется таблица состояния общего и речевого развития детей.

Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года. В это время учитель-логопед вновь заполняет таблицу состояния общего и речевого развития детей. Диагностика развития детей осуществляется так же воспитателями в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале и в конце учебного года. Воспитатели заполняют листы индивидуального развития детей дважды. Проведение диагностики в конце учебного года в логопедической группе необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития каждого ребенка

 

 

Методика проведения обследования ребенка

Младшего дошкольного возраста с ОНР

Учителем-логопедом

 

Сбор анамнестических данных. Отметить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия (генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, острые и хронические и бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавления, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков; отсутствие или слабую выраженность родовых схваток, стимуляцию родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большую или малую массу тела новорожденного, преждевременное рождение; нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания заболевания).

При изучении постнатального развития отметить характер грудного вскармливания (как ребенок взял грудь, как удерживал сосок, не было ли подтекания молока по уголку губ, пота над верхней губой при сосании, засыпания во время кормления, частых и обильных срыгиваний), особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение, сильный приступообразный, так называемый «мозговой» крик), особенности раннего развития ребенка (когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ходить, узнавать близких, когда появились первые зубы, сколько зубов было к году). По медицинской карте сделать заключение о соматическом состоянии ребенка (у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом).

При изучении характера речевого развития необходимо отметить время появления гуления, лепета, первых слов и первых фраз; отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине; использование жестов в качестве замены или дополнения речи; отношение окружающих к состоянию речи ребенка; занимался ли с логопедом, каковы результаты.

 

Проведение обследования.

Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, уровень адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.

Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания двух игрушек. Логопед показывает ребенку, например, пищалку и погремушку, называет их, объясняет, как можно издавать звуки с помощью этих игрушек, предлагает ребенку поиграть с ними. Затем логопед закрывает игрушки маленькой ширмой и производит за ней звуки с помощью игрушек. Ребенок узнает и называет игрушки. При отсутствии речи ребенок должен показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использовать предметные картинки с изображениями данных игрушек.

Исследование зрительного восприятия проводится в процессе узнавания и различения ребенком большого и маленького мячей, кубиков, большой и маленькой кукол, чашек или их изображений на предметных картинках.

Исследуя восприятие и различение основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), логопед предлагает ребенку показать кубики, шарики, мячи заданного цвета или их изображения на предметных картинках. Далее ребенку предлагают выбрать из коробки деревянные или пластиковые круги, потом квадраты и, наконец, треугольники. Можно предложить показать круги, квадраты и треугольники на таблице или картинке.

Исследование восприятия пространственных представлений проводится в процессе выполнения ребенком следующих заданий: складывании простых предметных картинок (мяч, мишка, машинка) из двух частей с горизонтальным, вертикальным, диагональным разрезами по образцу, выкладывании из трех палочек дерева и крыши по образцу, постройке из трех кубиков домика и башенки по образцу, показывании ребенком по просьбе логопеда предметов, расположенных вверху (люстра, лампа) и внизу (ковер).

При исследовании состояния органов артикуляции логопед отмечает наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы), зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный), твердого неба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная), мягкого неба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка), подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

Исследуя состояние общей моторики, логопед предлагает ребенку выполнить по подражанию следующие упражнения: пройти, а потом пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на ширине 25 см, переложить мягкую игрушку из одной руки в другую перед собой, над головой; бросить одной рукой (попеременно) маленький матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м, похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно. После этого педагог отмечает состояние общей моторики, объем выполняемых движений (полный или неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), проявление моторной неловкости.

Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание), навыков работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки). После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению движений.

Исследование состояния мимической мускулатуры проводится при выполнении ребенком по подражанию логопеду следующих упражнений: надуть щеки – «толстячок», показать, как ешь лимон – «кисло», показать, как ешь мороженое – «сладко». После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении по подражанию логопеду следующих упражнений: широко улыбнуться («улыбка»), вытянуть губы, как слоник («хоботок»), показать широкий язык («лопата»), показать узкий язык («жало»), положить язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу («качели»), подвигать языком влево-вправо («маятник»), пощелкать языком («лошадка»), широко открыть рот и зевнуть. После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный), наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

Исследование импрессивной речи проводится в процессе рассматривания с ребенком предметных картинок с достаточно крупными и яркими изображениями предметов без лишних, отвлекающих ребенка деталей. Выявляя понимание существительных, логопед предлагает ребенку показать на картинках отдельные предметы, части тела (стол, стул, окно, голову, руку, нос, уши, глаза).

Для выявления понимания обобщающих слов ребенку предлагают показать на таблице, содержащей 10 изображений различных предметов (мяч, машинка, кукла, чашка, ложка, тарелка, кофта, брюки, платье, яблоко), сначала игрушки, потом посуду, потом одежду.

Для проверки понимания ребенком действий ему предлагается показать на простых сюжетных картинках, где мальчик стоит, идет, сидит, играет.

Завершает исследование состояния пассивного словаря выполнение ребенком поручений по словесной инструкции (принести машинку, покатать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в коробку).

Для понимания различных грамматических форм словоизменения ребенку предлагают показать по картинкам один и много предметов (кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки); большой и маленький предметы (дом – домик, стул – стульчик, кукла – куколка, миска – мисочка); картинки, где действие совершает один объект или несколько объектов (собака сидит – собаки сидят, машина едет – машины едут).

Завершает исследование состояния импрессивной речи проверка понимания ребенком содержания текста знакомой сказки («Курочка Ряба»). Логопед предлагает ребенку показать по картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка Ряба, где на картинке дед, где на картинке баба, где дед бьет яйцо, а где плачет; где баба бьет яйцо, а где плачет; что снесла курочка Ряба деду и бабе в конце сказки.

 

Исследование эспрессивной речи начинается с заключения о ее характере (однословная, фразовая, связная). Затем проводится исследование состояния лексики. Логопед предлагает ребенку вспомнить и назвать несколько игрушек, предметов посуды, одежды, обуви, животных; потом назвать действия, совершаемые детьми на сюжетных картинках (ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет); вспомнить и назвать цвет игрушек на предметных картинках (красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок), размер игрушек (большой мяч, маленький мяч), вкус продуктов (сладкая конфета, кислый лимон).

Исследуя состояние грамматического строя экспрессивной речи, логопед проверяет употребление ребенком существительных в именительном падеже единственного и множественного числа при назывании картинок (стол – столы, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки); употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога при ответе на вопрос по картинке: «Что ты видишь?» (Вижу дом, вижу машину, вижу куклу); согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода при ответе на вопрос по картинке: «Какой мяч, шар?» (Красный мяч, синий шар). «Какая чашка, лопатка?» (Красная чашка, синяя лопатка); употребление предложно-падежных конструкций с предлогами при ответах на вопрос по картинкам: «Где лежит кубик?» (В коробке, на столе); употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами при назывании большого и маленького предметов, изображенных на картинке, по образцу (дом – домик, стул – стульчик, чашка – чашечка, кукла – куколка); употребление глаголов в форме единственного и множественного числа в изъявительном наклонении при назывании действий одного или нескольких объектов по картинкам (кот спит – коты спят, птичка летит – птички летят, мальчик играет – мальчики играют); употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам (Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика. Девочка одевается. – Мама одевает девочку.)

При исследовании фонетической стороны речи логопед сначала проверяет состояние имитационных способностей ребенка с опорой на картинки. Ребенок должен показать вслед за логопедом, как плачет девочка (А-А-А!), рычит медведь (О-О-О!), гудит поезд (У-У-У!), ржет лошадка (ИИ-И!), плачет малыш (УА!), кричат дети (АУ!), мяукает кошка (МЯУ!), лает собака (АВ!), пищит цыпленок (ПИ-ПИ-ПИ!), кудахчет курица (КО-КОКО!), кричат гуси (ГА-ГА-ГА!)

При исследовании звукослоговой структуры слов ребенок повторяет за логопедом с опорой на наглядность сначала односложные слова (дом, кот, дуб, бык, мак), потом двусложные слова из двух открытых слогов (вода, нога, кино, вата, Дима), затем трехсложные из трех открытых слогов (вагоны, бананы, панама).

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в речевом потоке. Учитывая возраст обследуемого ребенка, логопед проверяет только состояние произношения гласных, согласных раннего онтогенеза и звуков подгруппы свистящих.

При исследовании дыхательной и голосовой функций отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное), объем дыхания (достаточный, недостаточный), продолжительность речевого выдоха, силу голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), модуляцию голоса.

При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристика темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

Исследуя фонематические функции, логопед проверяет способность ребенка дифференцировать на слух звуки при показе следующих пар предметов на картинках (кот-кит, бочка-дочка, миска-киска), способности к фонематическому анализу. Ребенку предлагают показать собачку, как только он услышит в слове «ее рычание» – звук [р].

В логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией (общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития). Затем отражается специфика речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией (алалия, ринолалия, дизартрия и др.).

 

Источник:

Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2015

Весь необходимый для проведения обследования материал можно найти в пособии

Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – 36 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: