Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК)




Предмет преступления — лесные и иные насаждения.

Объективная сторона состоит в:

уничтожении или повреждении названных предметов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1);

уничтожении или повреждении названных предметов путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (ч. 2 УК).

Уничтожение — полное сгорание лесного массива либо иных насаждений или полное превращение их в сухостой в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов, отбросов.

Повреждение — сгорание указанной древесно-кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках до степени прекращения роста, заражение болезнями, существенная утрата ее качества в результате размножения вредителей в загрязненном лесу и т.п.

К источникам повышенной опасности можно, например, отнести: линии электропередач, транспортные средства, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и др.

Поджог — умышленное поджигание лесных и иных насаждений.

Иной общеопасный способ — способ, который может привести не только к гибели или повреждению лесов и насаждений, но и к уничтожению животного мира, причинению вреда сельскому хозяйству, здоровью людей, отравлению атмосферы и т.д.

Иное негативное воздействие представляет собой достаточно широкий спектр действий, например, засорение леса отходами, отбросами, выбросами вредных веществ и др. Для понимания содержания этого признака используют расширительное толкование.

Преступление признается оконченным с момента уничтожения или повреждения предмета преступления.

Субъективная сторона может быть только в форме неосторожности (ч. 1) или умысла либо неосторожности (путем загрязнения) — ч. 2 этой статьи.

Субъект: общий.

Вопрос 80.

Видовой-личность

Родовой- семья и несовершеннолетние

реступление против семьи и несовершеннолетних, предусмотренное ст. 151 УК РФ и заключающееся в вовлечении несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.Антиобщественными действиями закон признает употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ предполагает склонение несовершеннолетнего к употреблению таких напитков или веществ не менее трех раз в течение непродолжительного времени, например раз в месяц. Вовлечение может выражаться в уговорах, угощениях, обещании каких-либо выгод и т. п. Понятие одурманивающих веществ дано Постоянным комитетом по контролю наркотиков. В частности, им утверждены критерии для включения объектов в список одурманивающих веществ (протокол ¦ 51/7-96 от 9 октября 1996 г. // ВВС РФ. 1997. ¦ 3). К одурманивающим рекомендовано относить вещества, используемые для получения одурманивающего эффекта, в частности, изменяющего психику и поведение. Такие вещества, как правило, не являются предметом широкого повседневного потребления населением. Одурманивающие вещества не являются одновременно наркотическими средствами или психотропными веществами. В Список одурманивающих веществ включены, в частности, клофелин (алкогольная смесь в любых процентах), смесь димедрола с алкоголем, барбитурато-алкогольная смесь, хлороформ, эфир, толуол, хлор-этил, закись азота, спиртовые экстракты растений, содержащих алкалоиды тропановой группы. Вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством может выражаться в обещании материальных выгод, угрозах лишить материальной поддержки или выгнать из дома, просьбах и уговорах с использованием личного авторитета у несовершеннолетнего и тому подобных действиях. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста. Преступление совершается с прямым умыслом. Более строгая ответственность следует за деяние, если оно 1) совершено родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (например, опекун, спортивный тренер, наставник на производстве), 2) совершено неоднократно либо с применением насилия (побои, причинение вреда здоровью, запирание в помещении и т. п.) или с угрозой его применения.

 

Вопрос 81.

Наличие специальной главы об ответственности за экологические преступления - одна из новелл УК РФ 1996г.

 

Понятия экологического преступления в УК не дается. Нет единства по этому вопросу и в юридической литературе.

 

Статья 85 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» определяет экологические преступления как общественно опасные деяния, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

 

Экологические преступления имеют свои отличительные признаки, определяющиеся спецификой родового (отношения в сфере обеспечения общественной безопасности), видового (отношения по охране природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности), непосредственного (конкретные отношения по охране, использованию отдельных видов природных ресурсов и по обеспечению экологической безопасности) объектов посягательства, а также предмета (природная среда в целом, ее ресурсы, особо охраняемые территории, редкие и достопримечательные объекты) и объективной стороны преступления (экологичность деяний, нарушение общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей среды, последствия в виде вреда природе и здоровью человека).

 

Исходя из этих родовых признаков, научное определение рассматриваемых преступлении можно сформулировать так:

 

Экологическими преступлениями называются общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной для жизнедеятельности человека природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

 

Иные преступления, связанные с природными ресурсами, но не обладающие указанными выше признаками, нельзя назвать экологическими.

 

С субъективной стороны экологические преступления в большинстве своем могут быть как умышленными, так и неосторожными. Отдельные в силу прямого указания в законе (например, ч. 3 ст. 247, ч. 2 ст. 248, ч. 3 ст. 251 УК) могут быть совершены только по неосторожности.

 

Ответственность за все экологические преступления установлена с 16-летнего возраста.

 

Структура действующих уголовно-правовых норм об охране окружающей среды предполагает необходимость использования дифференцированного подхода при создании системы экологических преступлений.

 

В УК РФ есть нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на природу вообще. Предмет и соответственно отношения по его охране в них предусмотрены альтернативно либо вовсе не конкретизируются. Таковы, например, нормы об ответственности за: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247). Преступления, предусмотренные такими нормами, мы называем преступлениями общего характера.

 

Те же преступления, которые посягают на конкретно-определенный в законе элемент природной среды и связанные с ним конкретные общественные отношения по его охране, логично обозначить как экологические преступления специального характера.

 

Некоторые преступления, предусмотренные УК РФ 1996 г., объективно могут быть связаны с причинением вреда природной среде, а могут и не быть. Таковы, например, деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 249 УК РФ (нарушение ветеринарных правил) и ч. 2 ст. 249 УК РФ (нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений), ст. 245 УК РФ (жестокое обращение с животными).

 

Соответственно, в случаях причинения вреда природе ущерб терпят отношения в сфере экологии, а в иных случаях - отношения собственности, хозяйственные, в сфере общественной безопасности и иные. Такие преступления мы относим к категории альтернативно-экологических.

 

С этих позиций экологические преступления образуют следующую систему.

 

- экологические преступления общего характера: (ст. 246, 247, 248, 253, 262 УК РФ);

 

- экологические преступления специального характера.

 

В зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства они делятся на:

 

- преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности: (ст. 254 и 255);.

 

- преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны): (ч. 1 ст. 249, ст. 256, 257, 258 и 259);

 

- преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры): (ч. 2 ст. 249, ст. 256, 259, 260 и 261);

 

- преступления, посягающие на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и рациональному использованию, вод и атмосферы (ст. 250, 251 и 252).

 

По характеру и способу совершения экологические преступления можно разделить на:

 

- преступления, связанные с незаконным завладением (незаконным природопользованием) природными ресурсами (ст. 253, 256, 258, 260 УК РФ);

 

- преступления, связанные с ухудшением качества природной среды путем негативного воздействия на нее (ст. 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261,262 УК РФ).

Вопрос 82.

Понятие существенного вреда является оценочным и рассматривается применительно к конкретным обстоятельствам преступления. Существенный вред может выражаться в форме прямого материального ущерба, упущенной материальной выгоды или в других формах. Так, существенным вредом может быть признано: нарушение конституционных прав и свобод; разорение нескольких субъектов коммерческой деятельности; остановка работы предприятия; авария; причинение легкого или средней тяжести расстройства здоровья.

 

Понятие значительного ущерба чётко не определёно, не формализовано в законе, не существует строго установленного размера, данный признак является оценочным, то есть "решая вопрос о квалификации действий виновного по признаку причинения преступлением значительного ущерба потерпевшему, следует учитывать стоимость похищенного имущества, а также его количество и значимость для потерпевшего, материальное положение последнего, в частности заработную плату, наличие иждивенцев".

 

Данный квалифицирующий признак следует устанавливать исходя из объективного и субъективного критериев. Объективный критерий включает в себя три момента: стоимость похищенного имущества, материальное, в частности финансовое, положение потерпевшего и их (указанных двух моментов) соотношение. Субъективный критерий заключается в осознании виновным указанных моментов и, следовательно, осознании значительности ущерба для потерпевшего.

 

Таким образом, значительным может быть признан любой размер, не превышающий в пятьсот раз минимальный размер оплаты труда, т.к. данный размер хищения характеризуется как крупный.

 

Однако, следует отметить, что "квалифицирующий признак... — "причинение значительного ущерба " — может быть инкриминирован лишь в случае реального наступления указанного последствия, вызванного, например, повреждением, утратой либо уничтожением имущества".

 

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 9

"О применении судами законодательства об ответственности должностных

лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб

граждан и преследование за критику":

При решении вопроса, является ли существенным вред, причиненный правам и охраняемым законом интересам гражданина, следует учитывать характер наступивших последствий, в том числе значимость морального вреда, размер материального ущерба, степень ущемления трудовых, личных неимущественных прав и интересов гражданина.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге":

«При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

Вопрос 83.

Видовой-гос.власть

Родой- либо правоудие лиьо поряок управления(сотрудник п.о)

Опасность данного преступления в том, что делается попытка путем насилия оказать воздействие на осуществление правосудия, а также на производство предварительного расследования. В отличие от статьи 294 УК, здесь, кроме основного объекта - интересы правосудия - виновный посягает и на дополнительный - здоровье и безопасность соответствующих должностных лиц и их близких.

В диспозициях частей 1 и 2 ст. 296 УК говорится об угрозе убийством, причинением вреда здоровью, а также уничтожением или повреждением имущества. Однако, исходя из того, что в заголовке статьи речь идет о насильственных действиях, следует прийти к выводу, что угроза совершить такие преступления как изнасилование и похищение человека также должны влечь ответственность по данной статье. Характер угрозы - убить, причинить вред здоровью той или иной тяжести, изнасиловать, уничтожить или только повредить имущество на квалификацию не влияет, но может иметь значение для индивидуализации наказания в рамках санкции статьи.Угроза иного характера - уволить с работы, исключить из института, прервать интимные отношения, выселить из данной квартиры, разгласить позорящие сведения - может влечь ответственность в зависимости от характера требования как подстрекательство к вынесению заведомо неправосудного приговора, решения, или иного судебного акта (статьи 33 и 305 УК), привлечению заведомо невиновного к уголовной ответственности (статьи 33 и 299), незаконному освобождению от уголовной ответственности (статьи 33 и 300) и т.д.

Требования виновного должны быть связаны с рассмотрением конкретных дел или материалов в суде, с производством предварительного расследования либо с исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта: вынести более суровый, менее суровый или оправдательный приговор, в пользу одной из сторон, разрешить гражданское дело и т.п. Угроза, не связанная с названными обстоятельствами, например относящаяся к личным или интимным отношениям этого лица, по данной статье УК квалифицирована быть не может.

Не имеет значения получил ли виновный обещание выполнить его требования и было ли это требование выполнено фактически.

По части 1 ст. 296 наказываются соответствующие действия в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких. Имеется в виду судья любого государственного суда - начиная от районного до Верховного Суда России, военного, арбитражного, Конституционного Суда. Сюда не относятся судьи общественных судов (товарищеских, судов чести и т.п.).Под иными лицами, участвующими в отправлении правосудия, имеются в виду народные заседатели, а также различные сотрудники судов: секретари судебного заседания, работники канцелярии и другие лица, которые принимают участие в отправлении правосудия. Все эти лица в той или иной степени связаны с рассмотрением дел в суде, делопроизводством; в их руках находятся уголовные и гражданские дела. Под влиянием угрозы они могут внести неправильные записи в протокол судебного заседания, изъять документы из дела и т.п. У каждого из них есть свои функции, так или иначе связанные с рассмотрением, оформлением, хранением дел в суде.Под близкими законодатель имеет в виду супруга, родственников и других лиц, близких тому, на кого оказывается воздействие (невеста, жених, друг, воспитатель и т.д.). Поэтому угроза в адрес таких лиц может глубоко обеспокоить соответствующего работника суда и вызвать страх за их судьбу. Следовательно, угроза может достигнуть цели.По части 2 ст. 296 наказываются рассмотренные выше действия по отношению к прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, защитнику, эксперту, судебному приставу, судебному приставу-исполнителю, а равно к их близким. Все эти лица связаны с расследованием, рассмотрением в суде уголовных или гражданских дел либо с исполнением приговора, решения суда, иного судебного акта.Квалифицированный состав преступления предусматривает ответственность за угрозу, сопряженную с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья. Такое насилие может выражаться в побоях, особо квалифицированный - ответственность за угрозу, сопряженную с насилием, опасным для жизни и здоровья. Здесь имеется в виду причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью.

При осуждении виновного по частям 3 и 4 ст. 296 дополнительной квалификации действий виновного по статьям 111, 112, 115 и 116 не требуется, так как эти нормы являются общими по отношению к ст. 296. Однако, если тяжкий вред здоровью причинен при обстоятельствах, указанных в частях 3 или 4 ст. 111, содеянное должно квалифицироваться по совокупности. Статья 296 предусматривает ответственность за действия, более опасные, чем обычное причинение вреда здоровью. Однако, санкция части 4 этой статьи - менее строгая, чем в частях 3 и 4 ст. 111. Дополнительный объект посягательства -интересы правосудия - не может смягчать ответственности виновного.С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Вопрос 84.

Понятие и виды преступлений против порядка управлени

Работа государственных органов регулируется конституционным, административным, финансовым, гражданским и другими отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением нормальной деятельности государственного аппарата. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, они могут причинить значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к преступлениям против порядка управления.

 

К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами, препятствующие их деятельности.

 

Родовым объектом преступления против порядка управления является нормальная деятельность государства и его аппарата: органов законодательной и исполнительной власти, а также нормальная деятельность должностных лиц.

 

Исходя из непосредственных объектов, все преступления против порядка управления можно разделить на следующие группы.

 

1. Преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата: а) надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК); б) применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК); в) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); г) оскорбление представителя власти (ст. 319 УК); д) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК); е) дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК); ж).приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК).

 

2. Преступления, посягающие на общественные отношения, установленные специальными правилами для обеспечения порядка управления: а) незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК); б) противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК); в) уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК); г) самоуправство (ст. 330 УК).

 

3. Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации: а) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК); б) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК); в) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК).

Преступления против порядка управления могут совершаться в различных звеньях его системы. Родовым объектом преступлений против порядка управления является законная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственными объектами – определенные части, функции системы управления. Если преступление против порядка управления связано с посягательством на личность сотрудников госаппарата или их близких, то непосредственным дополнительным объектом такого преступления является также личность.

Объективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется активным поведением. Например, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК). Путем бездействия может быть совершено только уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК).

Субъективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется умышленной формой вины. Некоторые из преступлений в качестве обязательного признака содержат специальную цель. Следовательно, такие преступления совершаются с прямым умыслом. Например, разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного органа или контролирующего органа (ст. 320 УК).

Субъектами преступлений против порядка управления могут быть только частные лица, достигшие 16-летнего возраста.

 

Вопрос 85.

Видовой- гос.власть

Родовой- основы конституционного строя и безопасности государства

В ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Объектом преступления является нарушение конституционного принципа недопустимости экстремизма как деяния, направленного на возбуждение ненависти или вражды по признакам, указанным в ч. 1 комментируемой статьи. Преступление, предусмотренное этой статьей, посягает на равноправие граждан независимо от их пола, языка, происхождения, рода занятий, национальной, расовой принадлежности или отношения к религии. Оно представляет большую общественную опасность, особенно в регионах со сложными межнациональными отношениями. В этой связи данный состав обоснованно включен в раздел преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
3. С объективной стороны комментируемый состав преступления состоит в оказании активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению.
4. Публичность предполагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц. Если такое обращение адресовано одному или нескольким конкретным лицам, то такие действия не образуют публичности.
5. Средства массовой информации - это кино, телевидение, радио, печатные издания, подлежащие регистрации, а также сети ЭВМ.
Возбуждение ненависти, вражды, а равно унижение человеческого достоинства может привести к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу и другим преступлениям. В подобных случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Закон не конкретизирует действий, характеризующих объективную сторону преступления, а указывает лишь на их направленность. Действия могут быть направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (призывы к расправе с лицами иной национальности, депортации и т.п.); на унижение национального достоинства (оскорбления, затрагивающие национальные чувства, клевета по расовым или религиозным признакам и т.п.). Это может быть пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
6. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от наступивших последствий.
7. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.
8. Совершается это преступление только с прямым умыслом. Виновный осознает характер своих действий и желает их совершить. В этой связи необходимо отделять случайные эмоциональные проявления недовольства от принципиальной позиции, например, политика или представителя той организации, к которой принадлежит то или иное лицо.
9. Ответственность за это преступление несут лица, достигшие 16-летнего возраста.
10. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки при совершении этого преступления. Прежде всего это совершение действий, указанных в ч. 1 этой статьи, с применением насилия или угрозой его применения. Имеется в виду как физическое, так и психическое насилие (угроза). Степень насилия закон не указывает, стало быть, она может быть любой. Однако, если насилие привело к убийству потерпевшего или причинению тяжкого вреда здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Совершение данного преступления лицом с использованием служебного положения (специальный субъект) предполагает, что эти действия совершают не только должностные лица, но и любые другие, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.
11. Квалифицирующим признаком является также совершение этого преступления организованной группой.
Рассматриваемое преступление согласно закону (ч. 3 ст. 15 УК) относится к преступлениям средней тяжести.

 

Вопрос 86.

Видовой- военная служба

Родовой-военная служба

Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Виды преступлений против военной службы в зависимости от видового объекта:

– против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332–336 УК РФ);

– против порядка пребывания на военной службе

(ст. 337–339 УК РФ);

– против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340–345 УК РФ);

– против порядка сбережения военного имущества (ст. 346–348 УК РФ);

– против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349–352 УК РФ).

Субъектами преступлений против военной службы могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву. К военнослужащим относятся:

– офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

– офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента рФ;

– сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Кроме того, в соответствии со статьями гл. 33 УК РФ ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

Военная организация базируется на специфических принципах ее построения: единоначалии, строгой централизации, беспрекословном подчинении командиру (начальнику), строжайшем соблюдении воинской дисциплины.

Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за деятельность вверенной ему части и подчиненных ему лиц.

Единоначалие немыслимо без беспрекословного повиновения подчиненных командиру (начальнику), точного и своевременного исполнения подчиненными приказа

Неисполнение приказов начальника, оказание ему сопротивления или принуждение его к неисполнению служебных обязанностей, а также физическое или же психическое насилие над ним - абсолютно недопустимы в Вооруженных Силах. В любой армии мира за их совершение предусмотрена уголовная ответственность.

Вопрос 87.

Видовой-гос власть

Родовой-порядок управления

Установленный порядок управления предполагает соответствующую закону деятельность государственных организаций, общественных объединений и установленный порядок реализации гражданами своих законных интересов. Реализация гражданами своих законных или предполагаемых прав вопреки установленному порядку ведет к дезорганизации нормальной деятельности органов государственного управления, общественных объединений, к нарушению охраняемых законом прав и интересов других граждан. Все это представляет определенную опасность и влечет уголовную ответственность.

 

Основным непосредственным объектом самоуправства является установленный порядок реализации гражданами своих прав, а дополнительным объектом могут быть законные права и интересы других граждан, государственных организаций, общественных объединений и иных юридических лиц.

 

Объективная сторона данного преступления характеризуется лишь активными действиями, выражающимися в самовольном нарушении установленного законом или иным нормативным актом порядка. Правомерность этих действий оспаривается организацией или гражданином. Действия виновного могут выражаться в реализации своих прав и в исполнении юридических обязанностей. Если реализация прав и исполнение обязанностей никем не оспариваются, то отсутствуют признаки самоуправства. Оспаривание может иметь место до совершения действий, в момент их совершения или после их совершения в судебном, административном или дисциплинарном порядке. Нельзя говорить о самоуправстве, даже если действия кем-то оспариваются, но права и обязанности реализуются в соответствии с законом или иными нормативными актами.

 

В качестве обязательного признака объективной стороны самоуправства законодатель предусматривает причинение существенного вреда. Является причиненный вред существенным или нет, зависит от особенностей конкретного случая самоуправства. К такому вреду в судебной практике относят причинение существенного вреда гражданам, юридическим лицам и организациям, не являющимся юридическими лицами. Вред может быть признан существенным, если он выражен в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, в виде побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст. 116 УК), в виде нарушения иных законных прав и интересов граждан. Решая вопрос о существенности вреда, необходимо учитывать его значение для потерпевших, понесших ущерб, их имущественное положение, финансовое состояние и т. п. Наличие последствий как обязательного признака рассматриваемого преступления обусловливает установление причинной связи между действиями лица и наступившим существенным вредом.

 

Субъективная сторона самоуправства характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Виновный осознает, что действует без разрешения лица, право которого он нарушает, что действует вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом, предвидит, что его действия могут причинить существенный вред интересам граждан, юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, и желает либо сознательно допускает причинение этого вреда.

 

Субъект данного преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

 

Должностные лица, совершившие самоуправство с использованием своего служебного положения, должны отвечать за злоупотребление или превышение должностных полномочий (ст. 285, 286 УК). Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или какой-либо общественной организации, совершившее самоуправство, должно отвечать по ст. 201 УК..

 

В ч. 2 ст. 330 УК в качестве квалифицирующих признаков самоуправства закон называет насилие или угрозу его применения. Применение насилия в данном случае включает в себя насилие как опасное, так и не опасное для жизни и здоровья потерпевших. Самоуправство, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, охватывает умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК) и нанесение побоев или совершение иных насильственных действий (ст. 116 УК).

 

Под угрозой применения насилия следует понимать угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), а также причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью, нанесением побоев. Реальное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего должно квалифицироваться дополнительно по ст. 111 УК.

Самоуправство следует отграничивать от иных составов преступления: в отличие от хищения или вымогательства при самоуправстве виновный не преследует цели завладения чужим имуществом, а изымает или требует передачи имущества, принадлежащего ему самому, или иного имущества, по его мнению, незаконно удерживаемого потерпевшим.

Не образуют состава кражи или грабежа противоправные действия, направленные на завладение чужим имуществом не с корыстной целью, а, например, с целью его временного использования с последующим возвращением собственнику либо в связи с предполагаемым правом на это имущество. В зависимости от обстоятельств дела такие действия при наличии к тому оснований подлежат квалификации по статье 330 УК РФ или другим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации (см. п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое").

 

Вопрос 88.

Преступления, совершаемые из хулиганских побуждений – преступления совершенные на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение (например, умышленное причинение смерти без видимого повода или с использованием незначительного повода как предлога для убийства).

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ 15 ноября 2007 г. N 45«О СУДЕБ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: