Фортепианное творчество.




Ференц Лист 1811 - 1886

Пианист, выдающийся музыкант, общественный деятель. Своеобразная фигура XIX века, повлиявшая на многое, что происходило вокруг. Лист – композитор национального, венгерского. Но с другой стороны его считают космополитом. Конец 40-х гг. – печальные события, связанные с революциями в Венгрии. 1848 год – демократические преобразования в Европе.

Романтики – это не только музыканты, которые вообще не реагируют на все происходящее. Лист поддерживает революционные события. Его индивидуальность как человека очень важна наряду с творческим началом.

Родился недалеко от Пешта. Его социальные положение было невысоким. Родился в семье слуги, смотрителя овчарни при домохозяйстве князя Эстергази. Важно, что отец был меломаном: играл на виолончели, играл в оркестре. Отец Листа был заинтересован в развитии музыкальных способностей своего ребенка. Первое публичные выступления – фортепианные выступление уже в 9 лет. По началу отец сам учил своего сына, затем он повез его в Вену, в Вене Лист учится у потрясающих педагогов. Уроки фортепиано – Карл Черни, уроки композиции – Антонио и(безвозмездно). Отец хочет везти сына в Париж для поступления в консерватории. Но туда Лист не был принят как иностранец. Лист вынужден работать, отец его поддерживает. Лист дает концерты в Париже. Юношеское развитие в центре Европы.

Его биография показывает, насколько сильно человек меняется за жизнь.

Первый этап – до 1835 года. С конца 20-ых гг. он в Париже – формирование Листа как будущего творческого человека, еще не творящего свои знаменитые опусы.

Период концертной деятельности - с 1835 по 1847 гг. Странствия по Европе. Огромное количество концертов. Развитие Листа как пианиста-виртуоза. Постоянно общается с аудиторией, удовлетворяет потребности ее.

Резкое изменение. В 1847 году Лист завершает исполнительскую карьеру, окажется в Веймаре. Сознательно погружает себя в композиторскую деятельность.

В 1860-ые гг. начнется новый этап. Лист – глава веймарской школы, начнет чаще появляется в Риме, принимает сан аббатства. Постоянные разъезды между Италией, Веймаром и Пештом (связь с родиной обостряется в этот период). Специфический старческий период. Лист переживет Вагнера (он умер в 1883 году). Лист с Вагнером станут родственниками. Дочь Листа – жена Вагнера.

 

 

Лист во Франции зарабатывает частными уроками, дает концерты. Его техника отличается от Шопеновской. 1837 году в Париже состязается с пианистом Тальбергом.

У Листа был замысел написать революционную (революция 1830 года) симфонию. Создал фортепианную пьесу с названием «Лион» (связана с восстанием ткачей в Лионе в 1834 году).

Лист начинает изучать французскую философию. Лист будет философствовать. Лист – поздний романтик, черты его творчества показывают, как отличаются поздние романтики от ранних.

Лист пишет статьи, они выдают его желание найти некую справедливость, социальное признание людей искусства.

Склонность помогать, склонность к педагогике были у Листа. Он спонсирует постройку памятника Бетховену, пожертвует деньги на наводнение на территории Венгрии. В дальнейшей деятельности у него много учеников.

«Годы странствия» - цикл для фортепиано. Пока фортепиано – основной инструмент, для которого пишет Лист. Его слух обращен ко всему вокруг, он любит оркестровую музыку. «Альбом путешественника» ляжет в основу «Годов странствий». Лист будет добиваться в своей концертной деятельности симфонической трактовки фортепиано. Ярче всего будет выражено в его этюдах и транскрипциях. Это и дало возможность развить фортепианную фактуру.

В биографии важен период, который называют Веймарским. С 1847 Лист достаточно неожиданно решает закончить свою карьеру. В этом году он посещает Россию, знакомится с княгиней Каролиной Витгенштейн. Каролина становится его новым кумиром. Это повлияло на то, что Лист решил закончить карьеру пианиста. Русские очень любили Листа. Возможно, Листа тяготила карьера виртуоза. Бессодержательная техника. В основном Лист играет транскрипции в этот период. Каролина приезжает к Листу в Веймар. Веймар не был концертной площадкой для европейцев.

Основные сочинения появятся в 1850-ые гг. 2 фортепианных концерта, «Годы странствий», «Утешения», соната h-moll. Он реализует себя как симфонист, как создатель симфонических поэм (не симфоний, хотя симфонии у него тоже будут). Создание одночастных оркестровых сочинений! Новые музыкальные моменты.

Лист пишет «Погребальное шествие под впечатлением разгрома Венгерской революции». Он реагирует на то, что случилось на его родине.

1860-ые гг. – У Листа усиливается чувство неудовлетворенности. Было вызвано печальными событиями. Обострилось ощущение конечности жизни (умерли двое детей от Каролины). Поездки в Рим. Лист принимает сан аббата. Его все чаще посещают печальные состояния. Лист вступает в орден миноритов. Тема Мефистофеля, зла появляется в творчестве Листа. Три Мефисто-вальса. Вальс преобразован в темы зла. Вальс трехдольных звучит совершенно иначе, он кружит до состояния безумия, трехдольность проявляется в четырехтактовом периоде.

Жизнь Листа позднего периода связана с Венгрией. Часто посещает Пешт. Он спонсор и основатель академии музыки в Пеште. Венгры его очень любят. В академии он учреждает свою стипендию студентам. Создает много сочинений, которые связывают его с Венгрией. «Венгерские исторические портреты» (ранние), симфоническая поэма №13 «От колыбели до могилы» (вдохновлена рисунками венгерского художника), венгерские рапсодии.

Удивительная склонность к импровизационно-риторическим высказываниям, ладам, характерных для народной музыки мадьяр. Эта интонационность очень отличается от его немецкого тематизма.

Программность Листа. Иначе осуществляет его по сравнению с Шуманом.

Лист будет в конце своей жизни связан с Вагнером. Поддерживает его. Революция 1848 года (Дрезден) – Вагнер участвует в ней. Лист дает Вагнеру деньги, все устраивает для того, чтобы Вагнер бежал из Германии. Романтизм не исключает революционный пафос. Вагнер 10 лет будет в эмиграции, Лист будет исполнять его произведения. Позже связь Вагнера останется, Вагнер женится на дочери Листа.

 

 

Фортепианное творчество.

Лист не мыслил себя без фортепиано. Транскрипции и этюды – его собственные импровизации, демонстрации его умения варьировать материал. Этюды – важный момент, который присутствовал у всех пианистов. Этюды были необходимы для развития пианистической техники. Лист – это основа концертного виртуозного пианизма. Его этюды – это концертные этюды.

Программность Листа безусловно присутствует во всех его сочинениях. Лист устанавливал с помощью программы контакт со слушателями. Программность Листа не столь креативна как у Шумана, в большей степени он отсылает к известным литературным источникам. Особенно ярко проявляется в симфоническом творчестве. В «Прелюдах» важно, что он сменит программу. Заменит своим собственным философским рассуждением. Лист относится к программе не так, как Берлиоз. Берлиоз следовал литературному сюжету. Лист же говорит о том, что литературный источник должен обобщенно пониматься в отсылке программы, интерпретируемой самим художником.

Этюды. Им написано в целом 55 этюдов. Его этюды более трудные, чем этюды Шопена. 12 этюдов – «Этюды трансцендентного исполнения». 6 этюдов – «Большие этюды по каприсам Паганини». Паганини – создатель техники исполнения на скрипке, все технические приемы будут разработаны именно им. Скрипка будет влиять на фортепиано. Еще во времена Баха была та же ситуация. Скрипичная культура влияла на фортепианную. Подражание многим скрипичным приемам будет очевидно у Листа. Интересно, что эти этюды программны.

Лист предпочитает циклы (Шумановская традиция). «Утешения», 6 пьес. «Рождественская елка», 12 пьес. «Годы странствий».

В симфонической интерпретации рояля для Листа важна была демонстрация того, чего не было у Шопена – оркестрового tutti. Лист слышит оркестр в отличие от Шопена. Лист писал, что фортепиано обладает объемом оркестра. Лист часто показывает тембры инструментов в текстах фортепианных сочинений.

«Годы странствий». Первая тетрадь – 1855 год, о Швейцарии. 1 пьеса – «Часовня Вильгельма Телля», в качестве эпиграфа – лозунг «Один за всех и все за одного», это девиз швейцарских повстанцев. Они боролись за собственную национальную независимость от Австрии. Лист сам говорил, что все три тетради – это его впечатления от природы и памятников культуры. 2ой номер – «На Валленштадтском озере» - рисует волны арпеджио. 5ый номер «Гроза» - этюд, подражание звукам во время грозы, начинает сразу с кульминации, а не с подхода к ней.

Самая яркая пьеса этой тетради – №6 «Долина Обермана», вдохновлена романом французского писателя Сенанкура. Размышления о философский состояний героя, не находящим своего места на родине; он в поиске идеалов. Романтический конфликт. Важно услышать здесь тематизм, как развиты тональные планы, гармонии. Темы контрастны. Первая – невероятно глубокое размышление, на фоне мерных аккордов – речитатив левой руки, напоминающий виолончельные речитативы. Тональный план первой темы: начинается в e-moll, первое проведение заканчивается в g-moll, затем вторая фраза заканчивается в b-moll => все предельно неустойчиво. Вторая тема – потрясающий ответ, светлая, изменчивые настроения души, вызывает некоторую порывистость. Это мечта, идеализм романтиков. Лист строит пьесу на вариационном развитии образов, особенно второй темы. Новый дуализм, не бетховенских тем, а романтических.

Вторая тетрадь посвящена Италии. Здесь меняется программность. Лист предлагает нам своими глазами увидеть то, что поражает в Италии. 1 пьеса – «Обручение» (картина Рафаэля «Обручение»), Лист поместил на титульном листе репродукцию этой картины. Попытка изобразить скульптуру Микеланджело – «Мыслитель» (скульптура на гробнице Медичи во Флоренции) – не просто медленное размышление и передача настроения, но и ощущение от скульптуры, от материала. №№3-5 - три сонета Петрарки, куртуазная возрожденческая лирика. Передается очень интересным образов. Сонет №47 – Лист трансформирует чувство любви. Лист поймал в мелодии характер любовного изъяснения. Не страсть, а комплиментарная лирика у Петрарки. Лист выделяет новых романтических страстных интонаций. Заканчивается цикл одночастной сонатой «После прочтения Данте». Закончен к 1860.

3я тетрадь. 1867 – 1877 гг. Скорбь и горесть всемогущей природы. Лист ощущал эту старость, удивительную трагическую судьбу, приключившуюся в связи с гибелью своих детей. Лист передает эту скорбь во всех пьесах.

Религия отвратила Листа от музыки. «Религия спасла меня от искусства, ибо все есть Бог».

Монотематизм. Это находка не только Листа, но и Шумана. Соната h-moll. Одночастна, огромна. Это пример модификации прежних форм. В главной партии 2 элемента, две побочных партии. Разработка с многоэтапными элементами, новой темой. Реприза, не повторяющая экспозицию, изменяются прежние темы. Кода повторяет тему вступления – как тема злого рока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: