МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА
Микропроцессорная система устанавливается на всех выпускаемых автомобилях ВАЗ-2108-91, 2109-91, 21099-91/ 2115-91 Она предназначена для управления зажиганием (моментом и энергией искрообразования) и электромагнитным клапаном {ЭПХХ) карбюратора. Система не требует каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации. Система включает в себя основную микропроцессорную двухканальную и резервную систему зажигания генераторного типа с распределением энергии только на свечи по нижнему каналу.
ОСНОВНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
Основная система состоит из контроллера 1 (рис.12.); двух выходных двухканальных коммутаторов 2, 3; катушек зажигания нижних каналов 4 и верхних каналов 5; датчиков режима работы двигателя 9, 10, 11, 14; реле переключения питания систем зажигания 6; реле переключения нижних каналов свечей зажигания 7, 8; концевого микровыключателя 12 на карбюраторе; диагностических разъемов контроля 15, 16. Узлы системы не требуют каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации в течении всего срока.
Ремонт электронных устройств микропроцессорной системы может быть осуществлен только специалистами СКБ РПД ГенДР АО "АвтоВАЗ".
Контроллер - типа МКД 105 (производства "Автософт - ИНТЕР" г. Тольятти) выполнен на базе микроЭВМ 80С552 фирмы "Philips" и выполняет следующие функции:
- по сигналам с датчиков режима работы двигателя измеряет частоту вращения эксцентрикового вала двигателя, температуру охлаждающей жидкости, определяет положение дроссельной заслонки карбюратора (открыта или закрыта) и нагрузочный режим двигателя - датчиком абсолютного давления;
- на основе полученной от датчиков информации, выбирает из запоминающего устройства оптимальные углы опережения зажигания для верхнего (1В,2В) и нижнего (1Н,2Н) каналов, и соответствующее состояние (закрытое или открытое) электромагнитного клапана ЭПХХ карбюратора;
- производит расчет углов опережения зажигания и вырабатывает управляющие сигналы для работы двухканальных коммутаторов, а также выдает сигнал управления на электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора;
Рис.12. Основная система зажигания: 1 - контроллер; 2 - выходной транзисторный коммутатор по верхним каналам; 3 - выходной транзисторный коммутатор по нижним каналам; 4 - катушки зажигания по нижним каналам; 5 - катушки зажигания по верхним каналам; 6 - реле переключения питания; 7,8- реле переключения нижних каналов; 9 - датчик начала отсчета; 10 -датчик угловых импульсов; 11 - датчик температуры; 12 - концевой микровыключатель на карбюраторе; 13 - клапан холостого хода; 14 - датчик абсолютного давления, А - выход к впускной трубе двигателя/ В - выход к колодке переключения питания систем зажигания; 15 - колодка для связи по стандарту PS-232; 16 - колодка контроля.
Адреса штекеров в разъеме контроллера МКД-105 даны в табл.2
Таблица 2
Номер штекера | Адрес штекера |
общий | |
общий | |
общий ("корпус") датчика абсолютного давления | |
+5 В к датчику абсолютного давления | |
общий датчика температуры охлаждающей жидкости | |
вход от микровключателя карбюратора | |
общий Rq232 | |
общий ДНО | |
общий | |
вход RXD | |
выход на клапан холостого хода | |
подвод напряжения питания, 12 В | |
вход датчика абсолютного давления | |
вход датчика температуры охлаждающей жидкости | |
выход на коммутатор по каналу "Н" сигнала СЗ | |
выход на коммутатор по каналу "В" сигнала СЗ | |
вход ДНО | |
выход на TXD | |
выход на лампу диагностики контроллера |
Коммутатор - двухканальный, типа 6420.3734. По сигналам, поступающим с контроллера включает - выключает цепь питания первичных обмоток катушек зажигания. Амплитуда импульсов первичного тока, выдаваемая коммутатором равна 8,0-9,ОА, а время накопления до 5 мс при частоте вращения вала двигателя 4000 мин'1 и напряжении 14 В. Амплитуда импульсов напряжения (см. рис.13.) на выходных транзисторах коммутаторов в момент прерывания первичного тока составляет 400-450 В.
Рис. 13. Форма импульсов напряжения на экране осциллографа при проверке коммутатора
Адреса выводов штекеров в штепсельном разъеме коммутаторов см.табл.3.
Таблица 3
N штекера | Адрес штекера |
Выход к катушке 2Н (2В) | |
Общий (масса) | |
Выход для тахометра для ТКВ | |
Подвод напряжения питания +12 В | |
Вход для сигналов с контроллера | |
- | |
Выход к катушке 1Н (1B) |
Катушка зажигания - типа 3122.3705, с одним высоковольтным выводом, с замкнутым магнитопроводом, спрессованная в пластмассу. По моменту отсечки коммутатором тока в первичной обмотке, катушка формирует во вторичной обмотке высоковольтный импульс зажигания, который через высоковольтный провод подается на свечу зажигания.
Датчики синхронизации (ДНО и ДУИ) - индуктивные, типа 141. 3847. Предназначены для синхронизации работы контроллера с ВМТ первой секции двигателя (ДНО) и угловым положением эксцентрикового вала двигателя (ДУИ).
ДНО установлен на картере сцепления (рис.16) и генерирует импульс напряжения в момент прохождения в его магнитном поле маркерного зуба - флажка, запрессованного в маховике в положении, которое соответствует положению ВМТ ротора первой секции двигателя.
ДУИ генерирует угловые импульсы при прохождении в его магнитном поле зубьев обода маховика (число зубьев Z=128).
Установочные зазоры датчиков должны находиться в пределах 0,3 - 1,2 мм.
Амплитуда импульсов напряжения составляет от 0,2 до 0,8В в диапазоне частот вращения эксцентрикового вала от 20 до 8000 мин'1.