Интегрированный урок
По физике и математике в 7 классе
По теме
«Механические задачи»
Тема урока: «Механические задачи» СЛАЙД 2
Цели:
- формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира;
- формирование умений применять математические модели к решению задач по физике;
· обобщение и систематизация материала, полученного на уроках математики и физики, связанного с использование математических методов для решения задач физического содержания.
Задачи:
образовательная:
- повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь;
- повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);
- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;
- научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;
развивающая:
- развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);
- развитие познавательного интереса к предметам;
- развитие психических процессов (развитие внимания, памяти, речи);
воспитательная:
- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;
- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).
План урока:
I. Организационный момент. 3 минуты
II. Актуализация имеющихся знаний. 10 минут
III. Решение задач. 20 минут
IV. Физкультминутка 2 минуты
V. Домашнее задание 2 минуты
VI. Составление алгоритма решения задач 5 минут
VII. Подведение итогов, рефлексия. 3 минуты
|
Ход урока:
I. Организационный момент.
Математик: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы вместе с Галиной Дмитриевной будем работать с вами. Я желаю вам отличного настроения, успехов и продуктивной работы. Вспомните, пожалуйста, последний пройденный материал по физике и по алгебре и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока. А как вы думаете, для чего мы с вами сегодня будем работать по этой теме? каковы цели урока?
Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов) СЛАЙД 1
Физик СТИХ
II. Актуализация имеющихся знаний.
- У всех на столе есть лист деятельности, который вы сдадите в конце урока. Подпишем его, запишем дату сегодняшнего урока, фамилию, имя и класс и тему урока.
- И для того чтобы приступить к нашему уроку вспомним с вами ранее изученный материал.
СЛАЙД 3 Ребус
СЛАЙД 4 Ребус
Задание 1. Закончи предложение. СЛАЙД 5
1. Длина траектории по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется … (путь) Физик
2. Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение) Математик
3. Отношение перемещения к промежутку времени – это … (скорость) Физик
4. Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это … (время) Физик
5. Решить уравнение это значит - найти его … Математик
6. Процесс изменения положения тела относительно какого-либо другого тела, выбранного за тело отсчёта, с течением времени называется (механическим движением) Физик
7. Уравнение вида ax=b, где x – переменная, a и b – любые числа называется … уравнением с одной переменной. Математик
|
Обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте ответы друг друга, посчитайте количество баллов. Все верно – 5 баллов, 2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла. СЛАЙД 6
Задание 2. Алгоритм решения линейного уравнения:
Математик Давайте вспомним алгоритм решения линейных уравнений.
1. Раскрыть скобки
2. Перенести из одной части в другую с заменой знаков
3. Привести подобные слагаемые
4. Решить линейное уравнение
5. Записать ответ
Задание 3. Работа с планшетом. Тест по теме линейное уравнение. Математик Пройдите, пожалуйста, по ссылке и выполните тест по теме «Линейные уравнения»
https://testedu.ru/test/matematika/7-klass/linejnoe-uravnenie.html СЛАЙД 7
Задание 4. Физик Перевод единиц. СЛАЙД 8
Скворец 20,6
Ласточка 17,5
Заяц 15
Акула 2,01
Жираф 1
III. Решение задач.
- Приступим к решению задач. Сегодня мы будем решать с Вами задачи с физической точки зрения и с математической. И в итоге составим алгоритм решения физических задач с помощью линейных уравнений.
-Для этого вспомним формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.
(на доске цветным мелом)
Задача 1. Математик
- Итак, представим себе следующую ситуацию.
Ученик читает условие задачи:
Мимо железнодорожной будки прошел электровоз со скоростью 72 км/ч. Через 15 мин по шоссе, параллельному железной дороге, в том же направлении прошла автомашина "Волга" со скоростью 90км/ч. Через сколько времени "Волга" нагонит электровоз? СЛАЙД 9
Математический способ решения
- Для решения данной задачи нам понадобится.
|
υ | t | S, км | ||
электровоз | ||||
автомашина |
- Какая физическая величина известна? (скорость)
Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией. (Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который проехали электровоз и автомашина.
- Какой путь S, проехали? (одинаковый)
- Что можно сказать о времени t?
- Как можно выразить 15 мин в часах?
(Учитель на доске)
- Какое время возьмем за х? (наименьшее – время движения автомобиля)
- Тогда какое время был в пути электровоз? (на 0,25 ч больше, т.е. х+0,25 ч)
- Запишем это в таблицу.
υ | t | S | ||
электровоз | 72 км/ч | х+0,25 ч | S1, км | S1= S2 |
автомашина | 90 км/ч | х ч | S2, км |
Пусть х (ч)- время автомашины
90х = 72(х+0.25)
90х -72х = 18
18х = 18
х = 18/18
х = 1 час
Ответ: 1час
Физический способ решения Физик
Дано: υ1=72 км/ч υ2 =90 км/ч t1= t2+15мин S1=S2 | СИ: 20м/с 25м/с t2+900 | Решение: S= υ t S1= υ1 t1 S2= υ2 t2 S1= S2 υ1 t1 = υ2 t2 υ1(t2+900)= υ2 t2 υ1t2+ 900υ1- υ2 t2=0 20м/с×t2 +900×20м/с -25м/с× t2=0 -5м/с×t2=-18000м/с t2=360 Ответ: t2=3600с |
t2 -? |
Проверка и сравнение ответов: СЛАЙД 10
Математический способ решения |
Автомобиль догонит электровоз через час 1час=3600с |
Физический способ решения |
Автомобиль догонит электровоз через 3600с |
Мы решили с вами, ребята, задачу двумя разными способами, потому что иногда физическую задачу удобно решать математическим способом, а иногда математическую задачу легче решать физическим способом. Такого рода задания предлагают на ГИА в номере 22. Задание оцениваемое в 2 балла.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Теперь будем решать задачи самостоятельно.
Задача 2. Задачу учащиеся решают в листе деятельности любым способом.
СЛАЙД 11
Пассажирский поезд за 2 часа прошел такое же расстояние, какое товарный за 3 часа. Найдите скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 18 км/ч меньше.