Математический способ решения




Интегрированный урок

По физике и математике в 7 классе

По теме

«Механические задачи»

 

 

 

Тема урока: «Механические задачи» СЛАЙД 2

 

Цели:

  • формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира;
  • формирование умений применять математические модели к решению задач по физике;

· обобщение и систематизация материала, полученного на уроках математики и физики, связанного с использование математических методов для решения задач физического содержания.

Задачи:

образовательная:

- повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь;

- повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);

- закрепить навык решения физических задач с данными величинами;

- научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;

развивающая:

- развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);

- развитие познавательного интереса к предметам;

- развитие психических процессов (развитие внимания, памяти, речи);

воспитательная:

- сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;

- развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).

 

План урока:

I. Организационный момент. 3 минуты

II. Актуализация имеющихся знаний. 10 минут

III. Решение задач. 20 минут

IV. Физкультминутка 2 минуты

V. Домашнее задание 2 минуты

VI. Составление алгоритма решения задач 5 минут

VII. Подведение итогов, рефлексия. 3 минуты

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Математик: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы вместе с Галиной Дмитриевной будем работать с вами. Я желаю вам отличного настроения, успехов и продуктивной работы. Вспомните, пожалуйста, последний пройденный материал по физике и по алгебре и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока. А как вы думаете, для чего мы с вами сегодня будем работать по этой теме? каковы цели урока?

Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов) СЛАЙД 1

Физик СТИХ

 

II. Актуализация имеющихся знаний.

- У всех на столе есть лист деятельности, который вы сдадите в конце урока. Подпишем его, запишем дату сегодняшнего урока, фамилию, имя и класс и тему урока.

- И для того чтобы приступить к нашему уроку вспомним с вами ранее изученный материал.

 

СЛАЙД 3 Ребус

 

СЛАЙД 4 Ребус

 

Задание 1. Закончи предложение. СЛАЙД 5

1. Длина траектории по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется … (путь) Физик

2. Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение) Математик

3. Отношение перемещения к промежутку времени – это … (скорость) Физик

4. Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это … (время) Физик

5. Решить уравнение это значит - найти его … Математик

6. Процесс изменения положения тела относительно какого-либо другого тела, выбранного за тело отсчёта, с течением времени называется (механическим движением) Физик

7. Уравнение вида ax=b, где x – переменная, a и b – любые числа называется уравнением с одной переменной. Математик

 

Обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте ответы друг друга, посчитайте количество баллов. Все верно – 5 баллов, 2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла. СЛАЙД 6

Задание 2. Алгоритм решения линейного уравнения:

Математик Давайте вспомним алгоритм решения линейных уравнений.

1. Раскрыть скобки

2. Перенести из одной части в другую с заменой знаков

3. Привести подобные слагаемые

4. Решить линейное уравнение

5. Записать ответ

Задание 3. Работа с планшетом. Тест по теме линейное уравнение. Математик Пройдите, пожалуйста, по ссылке и выполните тест по теме «Линейные уравнения»

https://testedu.ru/test/matematika/7-klass/linejnoe-uravnenie.html СЛАЙД 7

 

Задание 4. Физик Перевод единиц. СЛАЙД 8


Скворец 20,6

Ласточка 17,5

Заяц 15

Акула 2,01

Жираф 1

 

III. Решение задач.

 

- Приступим к решению задач. Сегодня мы будем решать с Вами задачи с физической точки зрения и с математической. И в итоге составим алгоритм решения физических задач с помощью линейных уравнений.

 

-Для этого вспомним формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.

(на доске цветным мелом)

 

Задача 1. Математик

- Итак, представим себе следующую ситуацию.

Ученик читает условие задачи:

Мимо железнодорожной будки прошел электровоз со скоростью 72 км/ч. Через 15 мин по шоссе, параллельному железной дороге, в том же направлении прошла автомашина "Волга" со скоростью 90км/ч. Через сколько времени "Волга" нагонит электровоз? СЛАЙД 9

 

Математический способ решения

- Для решения данной задачи нам понадобится.

  υ t S, км
электровоз        
автомашина      

 

- Какая физическая величина известна? (скорость)

Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией. (Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который проехали электровоз и автомашина.

- Какой путь S, проехали? (одинаковый)

- Что можно сказать о времени t?

- Как можно выразить 15 мин в часах?

(Учитель на доске)

- Какое время возьмем за х? (наименьшее – время движения автомобиля)

- Тогда какое время был в пути электровоз? (на 0,25 ч больше, т.е. х+0,25 ч)

- Запишем это в таблицу.

 

  υ t S
электровоз 72 км/ч х+0,25 ч S1, км S1= S2
автомашина 90 км/ч х ч S2, км

Пусть х (ч)- время автомашины

90х = 72(х+0.25)

90х -72х = 18

18х = 18

х = 18/18

х = 1 час

Ответ: 1час

 

Физический способ решения Физик

Дано: υ1=72 км/ч υ2 =90 км/ч t1= t2+15мин S1=S2 СИ: 20м/с 25м/с t2+900 Решение: S= υ t S1= υ1 t1 S2= υ2 t2 S1= S2 υ1 t1 = υ2 t2 υ1(t2+900)= υ2 t2 υ1t2+ 900υ1- υ2 t2=0 20м/с×t2 +900×20м/с -25м/с× t2=0 -5м/с×t2=-18000м/с t2=360   Ответ: t2=3600с
t2 -?  

 

Проверка и сравнение ответов: СЛАЙД 10

 

Математический способ решения
Автомобиль догонит электровоз через час 1час=3600с
Физический способ решения
Автомобиль догонит электровоз через 3600с

Мы решили с вами, ребята, задачу двумя разными способами, потому что иногда физическую задачу удобно решать математическим способом, а иногда математическую задачу легче решать физическим способом. Такого рода задания предлагают на ГИА в номере 22. Задание оцениваемое в 2 балла.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

- Теперь будем решать задачи самостоятельно.

 

Задача 2. Задачу учащиеся решают в листе деятельности любым способом.

СЛАЙД 11

Пассажирский поезд за 2 часа прошел такое же расстояние, какое товарный за 3 часа. Найдите скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 18 км/ч меньше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: