Звук Ш
Упражнение 1.
ша – шо – шу – ши – ше (отдельно каждый слог)
ша-ша-ша шо-шо-шо шу-шу-шу
ши-ши-ши ше-ше-ше
Упражнение 2.
аш –ош –уш –иш –ыш (отдельно каждый слог)
аш-аш-аш ош-ош-ош уш-уш-уш
иш-иш-иш ыш-ыш-ыш эш-эш-эш
Упражнение 3.
шапка пушок шум мыши
шайба мешок шут уши
шахта шов шуба малыши
шаг шёл мишутка шалаши
каша петушок дышу шина
Маша большой ношу ушиб
Наташа вошёл пишу ошибка
Упражнение 4.
Ша-ша-ша – наша Маша у душа.
Ши-ши-ши – наши малыши едят беляши.
Ош-ош-ош – ты идёшь и поёшь.
Иш-иш-иш – какая тишь малыш.
Ши и ше, ше и ши – мойте шею и уши.
Упражнение 5.
кошка ушка ушки шкаф
мышка окошко мышки школа
шишка лукошко ладушки школьник
подушка пешком оладушки шкатулка
шлак шляпа ушли шпалы
башня швея шпион вишня
пашня швед штамп штык
клешни штиль шлюпка нашли
Упражнение 6.
Маша вешает шубу на вешалку. У шиповника шипы.
Алёша кладет шапку на вешалку. У машины новые шины.
У Наташи мешок. Маша и Паша в поле пашут.
У кошки ушки на макушке. Мышка убегает от кошки.
Швея шьёт на машине. У дома вишня, на вишне вишни.
Даша и Маша пошли в школу пешком. У малышки на лбу шишка.
Упражнение 7 (выучить наизусть).
-1- -2-
Наша Маша маленькая, Мы давали Даше кашу,
На ней шубка аленькая. Даша, Даша, кушай кашу.
О МАЛЕНЬКОМ МИШЕНЬКЕ
Шапка и шубка –
Вот наш Мишутка,
Пыхтит, как пышка
Наш маленький Мишка.
Упражнение 8 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
ВЫШИВКА
Наташа вышивала для бабушки подушку. На подушке Наташа вышила кошку и мышку. Но мышка не убегает от кошки. А у кошки вышиты ушки на макушке.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
|
1. Что вышивала Наташа?
2. Что на подушке вышила Наташа?
НА ОПУШКЕ
Пошла Маша в лес. Набрала лукошко грибов и вышла на опушку. На опушке много ромашек, а на ромашках много шмелей. Недалеко течёт речушка, а по берегам растёт камыш. Возле камыша квакают лягушки, а вдалеке слышна кукушка. Села Маша на пенёк, отдохнула и пошла дальше.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1. Как звали девочку? 4. Что росло по берегам речушки?
2. Зачем она пошла в лес? 5. Кто квакал возле камыша?
3. Чего росло много на опушке? 6. Кто был слышен вдалеке?
Упражнение 9.
Измени слова по образцу: Я иду и ты идёшь.
Я пою, и ты …. Я вешаю шубу на вешалку и ты ….
Я ем, и ты …. Я кушаю кашу, и ты ….
Я пью, и ты …. Я штопаю штаны, и ты ….
Измени слова по образцу:
Одна пашня Две пашни Много пашен
Одна вишня Две … Много …
Одна башня Две … Много …
Одна клешня Две … Много …
Звук С (твердый)
Упражнение 1.
са – со – су – сы – сэ (отдельно каждый слог)
са-са-са со-со-со су-су-су
сы-сы-сы сэ-сэ-сэ
Упражнение 2.
ас – ос – ус – ис –ыс (отдельно каждый слог)
ас-ас-ас ос-ос-ос ус-ус-ус
ис-ис-ис ыс-ыс-ыс эс-эс-эс
Упражнение 3.
сад сани самолёт садик сачок сабля оса коса лиса | нос бас мыс ус утёс лес пёс сук сумка | сом сок сон соль сода совы песок кусок носок | косы бусы весы сын сытый лысый волосы полосы косынка | стакан стадо паста место тесто густо стук стул пастух | сосна весна десна маска соска сказка киска спать спутник |
Упражнение 4.
Са-са-са – вот летит оса.
|
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – в лесу увидели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Ас-ас-ас – мы пили квас у нас.
Ос-ос-ос – у Сани пёс.
Ис-ис-ис – в лесу много лис.
Упражнение 5.
Сане купили новые сани. Я не спутаю собаку с волком.
У Сани сани едут сами. Суп стынет в миске на столе.
Высоко на утёсом летит самолёт. Выпей стакан кваса.
У Сани новый самокат. Поставь стакан на место.
Скамейка стоит в саду. Весной в ясные дни на скале видны
На скамейке солдат в каске. сосны.
Упражнение 6 (выучить наизусть).
ГУСАКИ Идут леском Гусак с гусаком. Глядят свысока Гусак на гусака. | ОДИНОКАЯ СОВА В лесу светло Совы спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит, Вот-вот улетит. |
Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
СОНЯ И ОСА
В саду стоит скамейка. На скамейке Соня с мамой. У самого Сониного носа летает оса. Ой! Ой! Убегает Соня домой, но мама её обнимает, осу отгоняет. Спасибо, мама, спасла Соню от осы.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1.Где стоит скамейка? 2.Кто сидит на скамейке? | 3.Где летает оса? 4.Кто спас Соню от осы? |
СНЕЖНАЯ БАБА
Саня с ребятами лепили снежную гору, а мы снежную бабу. Баба у нас просто чудесная. Вместо глаз вставлены угольки. Нос – сук от куста. Губы – красные лоскутки. На голове – миска. Дядя Сеня нас хвалил. А пес Барбос бегал и лаял.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1.Что лепили Саня с ребятами? 2.Какая получилась баба? | 3.Кто хвалил детей? 4.Кто бегал и лаял? |
Упражнение 8.
Закончи фразу:
Один стул, но много (чего?) стульев
|
Один стол, но много (чего?)…
Одна соска, но много (чего?)…
Одна сумка, но много (чего?)…
Упражнение 9.
Дифференциация звуков С и СЬ:
са-ся со-сё су-сю сы-си | ас-ась ос-ось ус-усь ис-ись | оса – вся сад – сядь коса – косяк сом - Сёма | сок – Васёк сын – синий весы – висит посылка – носилка |
Выучить наизусть:
САД До свиданья сад, сад, Все осинки спят, спят, И мы сами спать пойдем, Только песенку споём. | ВМЕСТЕ С МАМОЙ Вместе с мамой я встаю, Сам свою постель стелю. Одеваюсь, умываюсь, С мамой в детский сад иду. |
В лесу стояла одна сухая сосна.
Папа и Саня спилили сухую сосну и отвезли её домой.
Звук Л (твёрдый)
Упражнение 1.
ла – ло – лу – лы – лэ (отдельно каждый слог)
ла-ла-ла ло-ло-ло | лу-лу-лу лы-лы-лы | лэ-лэ-лэ |
Упражнение 2.
ал – ол – ул – ил –ыл – ел (отдельно каждый слог)
ал-ал-ал ол-ол-ол | ул-ул-ул ыл-ыл-ыл | ил-ил-ил ел-ел-ел |
Упражнение 3.
часть1: часть2:
лак лама лампа лавка ладонь ласка лапа сила пила салат ела одела | лом лось лото мыло мало сало локоть болото молока солома весело золото | лук луг луна лубок тулуп валун колун голубой палуба лунный луговой лубяной | лыко малый вилы алый белый бокалы каналы пеналы обвалы завалы лысый улыбка | бал вал зал дал упал устал вокзал канал пенал галка палка балкон | вол гол пол угол футбол волк полка заколка иголка болты долбит холмик | гул дул заснул зевнул подул кинул дунул цапнул чихнул булка гулко пихнул | был выл мыл забыл бутылка остыл мылся налил снял вёл котёл пел |
Упражнение 4.
часть1: часть2:
Ла-ла-ла – вот летит пчела. Ло-ло-ло – есть у белочки дупло. Лу-лу-лу – купим новую пилу. Лы-лы-лы – не боимся мы пчелы. | Ал-ал-ал – котик бантик завязал. Ол-ол-ол – ловкий дятел долбит кол. Ул-ул-ул – заяц волка обманул. Ыл-ыл-ыл – бал весёлым очень был. |
Упражнение 5.
Алла купила в палатке булавку. Лампа упала, лайку испугала. У лайки белые лапы. У папы новая пила. Иван опоздал на вокзал Вадим устал и долго спал. Около болота было светло и тепло. В логове голодные волки. Катя на полке забыла заколку. Я ходил на футбол. | На лугу валуны. Голубь и голубка ходят по лугу. Дима обулся и улыбнулся. Белый кот сладко уснул. Нина вымыла полы. На яблоне спелые алые плоды. Белка сидела на ёлке. Белые бокалы стоят на столах. Из лыка делают лапти. |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
ЮЛА Я сидела на полу Завела свою юлу. Юла плясала и гудела, Словно песенку мне пела. | ИГОЛКА Мила искала иголку. Иголка упала под ёлку. Не найти под ёлкой Колкую иголку. |
ЗАЯЦ Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: - Я не бегал, а скакал. | МИЛА Мила в лодке плыла, «Кока-колу» пила, Колокольчик вышивала. -Ла-ла-ла-ла, - напевала. |
Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
ЯБЛОКО
Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало на пол. Кот стал катать яблоко. Мила подняла яблоко, а коту дала клубок.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1.Что принесла Мила? 2.Что случилось с яблоком? | 3.Что сделал кот? 4.Как поступила Мила? |
ЗИМА
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети взяли снегу и скатали куклу. Кукла вышла славная. Глаза у куклы были угли.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1.Какая была пора года? 2.Что делали дети? | 3.Какая вышла кукла? 4.Какие глаза были у куклы? |
Упражнение 8.
Дифференциация звуков Л и ЛЬ:
ла-ля ло-лё лу-лю лы-ли | ал-аль ол-оль ул-уль ил-иль | лавка – лямка пола – поля юла – Юля игла – петля | пилот – полёт лук – люк лужа – Люда лысый – лисий | мель – мел пил – пыль полька – пол уголь – угол |
Выучить наизусть:
ВЕНИК Веник пол подметал, Веник очень устал. И залез он под стул, Он зевнул и уснул | ЁЖ Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. |
Не сыпь уголь в этот угол. Еле-ели Лена ела, хоть от лени не хотела. | Алла упала и мы упали. Коля устал и мы устали. |
Звук Р (твёрдый)
Упражнение 1.
ра – ро – ру – ры –рэ (отдельно каждый слог)
ра-ра-ра ро-ро-ро | ру-ру-ру ры-ры-ры | рэ-рэ-рэ |
Упражнение 2.
часть 1:
ар – ор – ур – ир –ыр – ер (отдельно каждый слог)
ар-ар-ар ор-ор-ор | ур-ур-ур ыр-ыр-ыр | ир-ир-ир ер-ер-ер |
часть 2:
пра-про-пру-пры бра-бро-бру-бры дра-дро-дру-дры тра-тро-тру-тры | вра-вро-вру-вры смра-смро-смру-смры гра-гро-гру-гры скра-скро-скру-скры | мра-мро-мру-мры нра-нро-нру-нры стра-стро-стру-стры здра-здро-здру-здры | спра-спро-спру-спры збра-збро-збру-збры вскра-вскро-вскру-вскры взбра-взбро-взбру-взбры |
Упражнение 3.
часть1: часть2:
рак рама рано радио радуга работа гора дыра кора баран парад муравей | рот рог роза роса урок перо порог народ огород ворона дорога мороз | рука рубка рубаха рубин руль парус орудие рубанок кенгуру кукуруза рулить изумруд | рыба рык рынок рыть комары топоры дыры пары помидоры корыто закрыто актеры | дар вар парк карп март базар загар комар Макар мир пир кефир | правда просо просто прутик пруд прыгать брат бросить брынза краб кран круг | крыса кроты трава трогать дрыгать трус мрак нрав страх здравый строгий трутень | мрамор страдать струна быстро стройка струсить стручок здравст- вуйте мездра |
Упражнение 4.
часть1: часть2:
Ра-ра-ра – мы поймали комара Ро-ро-ро – Рома уронил ведро. Ру-ру-ру – ноту верхнюю беру. Ры-ры-ры – бегут бараны с горы. Ар-ар-ар – мы поставим самовар. Ор-ор-ор – подметаем чисто двор. | Ур-ур-ур – покормим моих кур. Ир-ир-ир – Ира купит сыр. Бра-бро-бру-бры – приходили к нам бобры. Пра-про-пру-пры – любит Прохор пироги. Скра-скро-скру-скры – раскрути-ка ты ковры. |
Упражнение 5.
Над горами радуга. Рая рассказывает сказку. Вера и Рая барабанят в барабан. Рома идёт на уроки. По дороге идут коровы. | Кенгуру любит игру. У рыбака в неводе рыбы. В сарае корыто и топоры. Кот Барсик гоняет мышей на рынке. На рынке забор и помидоры. |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
Чистоговорки: Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. -Как бы мне пошла корона! – Громко каркает ворона. | Мы с Тамарой ходи парой, Мы с Тамарой санитары. Рано утром два барана Барабанят в барабаны |
МУХОМОР В яркой куртке мухомор Гордо сел на косогор. Мы на горку пойдём Мухомор там сорвём. | ЭКСКАВАТОР К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. |
Упражнение 7.
Закончи фразу:
Одна дорога Одна игра Один бобёр | Две до… Две иг… Два боб… | Много до… Много иг… Много боб… |
Упражнение 8 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
ПОМИДОР И МУХОМОР
В огороде рос помидор, а за забором рос мухомор. Говорит мухомор: «Я красней, чем ты помидор!». Гордый помидор взял багор, прошёл через двор, вышел за забор – сразу притих мухомор. Говорит ему помидор: «Позор тебе, мухомор!».
ВОПРОСЫ:
1.Где растёт мухомор, а где помидор? 2.Кто приносит больше пользы – помидор или мухомор? | 3.Чем гордился помидор? 4.Что случилось с мухомором? |
В ЗООПАРКЕ
В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию. Там она увидела разных животных: зебру, жирафа, тигра. Родители рассказали ей, что эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея была у жирафа. Полосатая зебра очень похожа на лошадку. А детёныши огромного тигра играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в зоопарке.
ВОПРОСЫ:
1.Куда ходила Рая? 2.Кого девочка увидела в зоопарке? 3.Где живут все эти животные? | 4.У кого из них самая длинная шея? 5.Кто похож на полосатую лошадку? 6.Чьи детеныши играли как котята? |
Звук РЬ(мягкий)
Упражнение 1.
ри – ре – ря – рё – рю (отдельно каждый слог)
ри-ри-ри ре-ре-ре | ря-ря-ря рё-рё-рё | рю-рю-рю ри-рё-ря |
Упражнение 2.
часть 1:
арь – орь – урь – ирь –ырь– ерь (отдельно каждый слог)
арь-арь-арь орь-орь-орь | урь-урь-урь эрь-эрь-эрь | ирь-ирь-ирь арь-орь-ирь |
Упражнение 3.
рис Борис пескари буквари снегири Марина собери | Ирина турист горит сухари убери свари редиска | репа редька ремень орех огурец ряд заряд | отряд подряд наряд рёв ларёк зверёк поперёк | берёза рюмка брюки брюква хрюк урюк рябина | моряки заря дверь якорь фонарь янтарь глухарь |
Упражнение 4.
Ря-ря-ря – вот и нету сухаря. Ре-ре-ре – стоит берёза на горе. Ри-ри-ри – на меня ты посмотри. Ря-ря-ря – нет в деревне фонаря. | Орь-орь-орь – в норе сердитый хорь. Урь-урь-урь – глаза свои зажмурь. Арь-арь-арь – мы дадим тебе сухарь. Ирь-ирь-ирь – прилетел зимой снегирь. |
Упражнение 5.
Ирина для Марины ириски припасёт. Ты не кухне, Борис, не сори и прибери. Боря будет моряком. У Вари нарядное платье. У ребят в ведре много грибов. | Рита и Варя варенье варят. Ирина покупает репу и редиску. Рита перебирает грибы. Ирина потеряла букварь. На грядке растёт репка. |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
ТЕРЕМОК Терем, терем, теремок! Звери строили домок – Ставеньки резные, Двери расписные. | ЧЕРЕПАХА Черепаха как-то раз На пригорок взобралась, Чтобы ноги поразмять, На припёке подремать. |
ИРИНКА Посмотрите на Иринку, Ест Иринка мандаринку. | ГРИБ Жарким солнышком согретый, Смотрит гриб из-под берета. Рассмотрел берет грибник. Под беретом – боровик. |
Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
ПРО РЕБЯТ
Каждый день ребята встречались во дворе. Они рассказывали друг другу много интересного про себя. Боря вчера собирал на грядке репу и редис. Марине мама купила новый наряд. Игорь потерял в траве свою черепаху. А Ирина собрала в лесу много орехов и грибов.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1.Где ребята встречаются каждый день? 2.Что делал вчера Боря? | 3.Что мама купила Марине? 4.Что случилось с Игорем? 4.Что собрала Ирина в лесу? |
Упражнение 8.
Закончи фразу:
Один фонарь Один снегирь | Два фона… Два снеги… | Много фона… Много снеги… |
Упражнение 9.
Дифференциация звуков Р и РЬ:
рад – ряд парад – наряд играть – нырять красный – грязный Жора – Боря | роза – берёза рожки – серёжки брови – брёвна ворона – верёвка корова – Бурёнка | руки – брюки берусь – борюсь круг – крюк стручок – крючок комару – снегирю | куры – курица пары – парить рыбы – грибы рычать – кричать рысь – рис | |
жар – жарь удар – ударь сыр – пузырь хор – хорь горка – горько зорко - зорька | Радостно в ряске ныряет карась. Жора и Боря моют грязные грабли. У коровы Бурёнки рога, как брёвна. У Андрюшки три игрушки и большая груша. У моей сестры Марины есть гранат и мандарины. Зорко смотрит снегирь на зорьке. На горке хор зверьков из породистых хорьков. | |||
Дифференциация звуков Р и Л
Упражнение 1.
ра – ла ро – ло ру – лу ры – лы | ла – ра ло – ро лу – ру лы – ры |
Упражнение 2.
рад – лад рак – лак рама – лама рамка – лавка | рот – флот рокот – локоть урок – улов герой – удалой | рука – Лука беру – силу рубка – голубка выручать – получать | серый – белый игры – иглы метры – метлы горы – скалы |
Упражнение 3.
Ла-ра, ра-ла – вышел Рома со двора. Ло-ро, ро-ло – ведро наше уплыло. Лы-ры, ры-лы – волки серые злы. |
Упражнение 4.
Мыло серо, да моет бело. Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет. |
Упражнение 8.
Закончи фразу:
Рома распевал романсы, а Алла ему подпе….
Волк выл громко на луну, и волчица вы… громко на луну.
На лугу скакал зайка, а за ним бежа… Лайка.
Упражнение 6 (выучить наизусть).