Далеко не все полицейские обладают надлежащей культурой межнационального общения. Хотя бы потому, что в Брянской области доминирует один народ – русские, и не так часты контакты полиции с представителями иных народов.
Однако каждый сотрудник полиции должен осознать значимость культуры межнационального общения для своей деятельности и целенаправленно формировать такую культуру.
Формировать культуру межнационального общения полицейских означает решение нескольких задач:
1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.
2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.
3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.
4. Воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Воспитание толерантности.
Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний, практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общении.
Формирование культуры межнационального общения сотрудника полиции предполагает следующие этапы:
1. Освоение прежде всего родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.
2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.
|
3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.
В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента:
Æ когнитивный (знания человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур);
Æ эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.);
Æ деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними).
Критериями культуры межнационального общения являются:
- знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами;
- оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей;
- проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур;
- осознание значимости разнообразия культур и их равноценности;
- эмпатии[1] к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь;
|
- стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур.
Показатели культуры межнационального общения:
Внешние:
- интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;
- потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;
- развитие отношений с людьми другой национальности.
Внутренние:
Потребностно-отношенческого характера:
- уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;
- ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;
- обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.
Этнического характера:
- проявление тактичности, чуткости к человеку;
- отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;
- формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.
Деятельностно-поведенческого характера:
- реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;
- умение оценить успехи людей другой национальности;
- развитие чувства национальной гордости.
Мировоззренческого характера:
- понимание совместной жизнедеятельности разных народов;
- непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;
- ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;
|
- терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.
Интеллектуально-эмоционального характера:
-· отношения к людям на работе, в быту;
- отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;
- реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой
- национальности.
По данным показателям можно определить динамику развития культуры межнационального взаимодействия и выбрать в зависимости от уровня индивидуальный алгоритм работы.
Итак, в межэтническом общении полицейского важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики.
В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения. На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность.
Особую роль в формировании культуры межнационального общении играет национальное самосознание[2] личности.
Под самопознанием понимают:
- полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества;
- оценку человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя. Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе носят общественный характер;
- осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.
Сравнивая обозначенные понятия можно сделать вывод, что посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, а самопознание направлено главным образом на познание самого себя.
Под национальным сознанием понимается часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. Национальное сознание включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического и современного развития. В нем отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.
Национальное сознание является важнейшим компонентом национального самосознания. При этом национальное сознание отражает обобщенные представления этнической группы, а национальное самосознание – индивидуализированное понятие. При этом национальное самосознание показывает степень усвоения тех или иных компонентов обобщенного сознания отдельными членами национальной общности. Т.е. благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности, статус с социальными ценностями этноса, с требованиями своей этнической среды.
Таким образом, под национальным самосознанием понимают осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности, достигаемое на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех социально-этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Одним из важнейших компонентов национального самосознания являются национальные чувства.
В формировании национального самосознания участвуют многие факторы: идеологически, социокультурные, национально-исторические и др. Особое значение при этом занимает социокультурная среда, в которой формируется и функционирует национальное самосознание.
Так, те или иные народы имеют обычаи (обряды), кажущиеся странными и необычными для представителей других народов. Например, танцы в общественном месте, сидение на корточках, обрядовое принесение в жертву животных.
К таким проявлениям следует относиться с пониманием и терпимостью. Естественно, когда такие поступки противоречат законодательству, их следует пресекать, но не ущемляя национальную гордость представителя этноса.