МОДУЛЬ 1
Тема №3 Щелочноземельные металлы.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ:
1. Дайте общую характеристику IIa группе элементов.
2. Дайте общую характеристику Be, Mg, Ca.
2.1. Открытие;
2.2. Распространение в природе;
2.3. Методы получения;
2.4. Физические и химические свойства;
2.5. Применение.
3. Составьте схемы свойств соединений Be, Mg, Ca.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ:
1. Техника безопасности при работе с щелочноземельными металлами.
2. Исходя из методических указаний к лабораторной работе, составить список приборов и реактивов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СВОЙСТВА ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ»
ОПЫТ 1. ОКРАШИВАНИЕ ПЛАМЕНИ СОЛЯМИ КАЛЬЦИЯ, СТРОНЦИЯ И БАРИЯ.
Очистить платиновую или нихромовую проволоку (опуская ее в НСl и прокаливая в пламени газовой горелки). Затем опустить ее в раствор соли кальция и ввести в бесцветное пламя горелки. Наблюдать окрашивание пламени. Проделать аналогичный опыт с солями стронция и бария. Записать цвет, в который окрашивают пламя соли щелочноземельных металлов.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Опыт 2. ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА ОКСИДА И ГИДРОКСИДА МАГНИЯ.
Получение и свойства оксида магния.
Сжечь кусочек ленты магния над асбестовой сеткой и собрать продукты горения. Каков цвет полученного соединения?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Внести порошок оксида магния в пробирку с дистиллированной водой, тщательно размешать стеклянной палочкой и добавить к раствору несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдается?
|
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнения реакций.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Получение гидроксида магния.
Налить в две пробирки понемногу раствора какой-нибудь соли магния. Затем в одну пробирку добавить раствор гидроксида натрия, в другую – раствор аммиака. Отметить цвет и характер образующихся осадков.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Обратить внимание на объем осадков.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Дать объяснение, почему объем осадка неодинаков в обеих пробирках.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Отметить, концентрация какого иона увеличивается в растворе.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Как накопление этого иона влияет на концентрацию иона ОН- в растворе аммиака?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
!!! Пробирку с осадком сохранить для следующего опыта.
Свойства гидроксида магния.
В пробирку с осадком гидроксида магния, полученным в опыте 2.2, прилить раствор хлорида аммония. Что наблюдается?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
|
Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной формах и объяснить причину растворения осадка.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Получить осадок гидроксида магния. Разделить его на две пробирки. Испытать отношение осадка к раствору НСl и к избытку раствора NаОН. Сделать вывод о химическом характере гидроксида магния.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнения реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
ОПЫТ 3. СВОЙСТВА СОЛЕЙ МАГНИЯ.
Получение и свойства гидроксокарбоната магния.
К раствору сульфата магния прилить раствор соды до выпадения осадка. Каков его цвет?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнение реакции получения гидроксокарбоната магния в молекулярной и ионной форме, учитывая участие в реакции воды.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Добавить в пробирку раствор хлорида аммония. Что наблюдается?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать математическое выражение произведения растворимости гидроксокарбоната магния и объяснить причину растворения осадка в растворе хлорида аммония.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
|
Написать уравнение реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Получение гидрокарбоната магния.
К очень сильно разбавленному раствору какой-нибудь соли магния добавить немного раствора Nа2CО3. Какое вещество выпадает в осадок?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Раствор с осадком насытить СO2 из аппарата Киппа. Наблюдать постепенное растворение осадка. Почему оно происходит?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнение реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Термическая диссоциация карбоната магния.
В тугоплавкую пробирку поместить немного карбоната магния и плотно закрыть пробкой с длинной газоотводной трубкой, конец которой опустить до дна высокого химического стакана. Нагревать пробирку. Испытать выделяющийся газ, опуская в стакан горящую лучинку. Нагревание закончить, когда прекратится выделение газа. Оставшееся вещество от прокаливания после охлажденная пробирки смешать с небольшим объемом воды и добавить в пробирку несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнение реакции.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
ОПЫТ 4. ПОЛУЧЕНИЕ ГИДРОКСИДОВ ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ.
4.1. К одинаковому объему растворов СаСl2, SrСl2 и ВаСl2, взятых в отдельных пробирках прилить разбавленный раствор NаОН, не содержащий примеси карбоната. Обратить внимание на объем выпавшего осадка в каждой пробирке.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнения реакций.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
4.2. Повторить опыт 4.1, взяв вместо NаОН водный раствор (2н.) аммиака, не содержащий примеси карбоната. Сравнить полученные результаты с предыдущим опытом.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Дать объяснение.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..