Упражнение 1.
ря – ля ре – ле рё – лё рю – лю ри – ли | ля – ря ле – ре лё – рё лю – рю ли– ри |
Упражнение 2.
Боря – Поля Варя – Валя моря – поля горит – болит сорить – солить | дарить – повалить берись – не хвались апрель – капель рейка – лейка скорей – налей | вперёд – самолёт берёт – полёт рёва – Лёва поперёк – кулёк море – поле | варю – люблю крюк – люк брюква – клюква урюк – посолю говорят – не велят |
Упражнение 3.
Ря-ля, ля-ря – улетели самолеты за моря. Ри-ли, ли-ри – слякоть во дворе убери. Ре-ле, ле-ре – ребята пели во дворе. | Ле-ре, ре-ле – осы спрятались в земле. Ля-ря, ря-ля – вышли цапли на поля. |
Упражнение 4.
На дворе – апрель, за окном – капель. За дело берись, сделал дело не хвались. Вертолёт летит, на солнце блестит. | Из лейки поливаем, а рейки прибиваем. Многие люди любят июль, а Рита любит апрель. Юлят пескари в реке на мели. |
Упражнение 5 (выучить наизусть).
СКВОРЕЦ И КАНАРЕЙКА Скворец и канарейка В деревню прилетели. В деревню прилетели И сели на сирень. Скворец и канарейка Варенье из малины В беседке под сиренью Клевали целый день. | ГОРЕ У Оли горе Заразилась корью. У её сестренки – Маленькой Алёнки – Двойное горе – Не пускают к Оле. |
Звук Ч
Упражнение 1.
ач – оч – уч – ич –еч – яч – ыч (отдельно каждый слог)
ач-ач-ач оч-оч-оч | ич-ич-ич уч-уч-уч | еч-еч-еч эч-эч-эч | ыч-ыч-ыч яч-яч-яч |
Упражнение 2.
ча – чо – чу – чи – че (отдельно каждый слог)
ча-ча-ча чо-чо-чо | чу-чу-чу че-че-че | чи-чи-чи |
Упражнение 3.
богач дочь калач мяч плач дочь ночь луч могуч | дичь бич печь лечь тачка дачка пачка бочка ночка | дочка кочка кучка тучка внучка получка дичка девочка печка | чай чайник чайка кочан бачок пучок каблучок пчёлы чугун | чулки учу хочу мальчик пальчик читать начинать качели печенье | теченье ученье чемодан человек чеснок ключ дача пчела чеснок |
|
Упражнение 4.
Ач-ач-ач – у меня калач. оч-оч-оч – наступила ночь. Уч-уч-уч – на небе светит луч. Ич-ич-ич – на тебе кулич. | Ча-ча-ча – нет у нас мяча. Че-че-че – мы мечтаем о мяче. Чу-чу-чу – будем рады мы мячу. Чи-чи-чи – очень нам нужны мячи. |
Упражнение 5.
Анечка надела очки. Девочка поймала бабочку. Ванечка ел чипсы. Птички ловят паучка. Лодочка дала теч. Мальчик читает в читальне. Девочка чинит чулки. | У Вовочки отличные отметки. Чабан пасет овечек. Мальчик купил удочку. Ученик решил задачу. Мы взяли на дачу чемодан. Мама печёт печенье. Ванечка качается на качелях |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
Водичка, водичка, умой моё личико.
Чики-чики-чикалочки – едет Ваня на палочке.
Чок-чок, каблучок!
Чуки-чуки-чуки-чок!
Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
ВОВОЧКА В ДЕРЕВНЕ
Вовочка живёт в деревне у бабушки и у дедушки. Утром он пасет овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Вовочке помогает собачка Жучка. Днём Вовочка берёт удочку и идёт с Жучкой на речку. Там дети рыбачат и играют в мяч. Вечером Вовочка вместе с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
|
1.Где живёт Вовочка? 2.Кого пасёт утром мальчик? 3.Кто ему помогает? | 4.Что Вовочка делает днём? 5.Что Вовочка делает вечером? |
Упражнение 8.
Измени предложения по образцу:
Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.
Я чиню тачку…
Я пеку булочки в печке….
Я качаюсь на качелях…
Дифференциация звуков Ч и ТЬ:
Упражнение 9.
ать-ач оть-оч уть-уч ить-ич тя-ча те-че | тю-чу ти-чи тя-чтя те-чтё ти-чти те-чте | медь – меч мять – мяч бить – бич петь – печь бочок – потёк чёлка – тёлка | путёвка – ноченька потёмки – печёнка читать – печать чудак – тюфяк чулан – тюльпан чубик – тюбик | чинить платье читать книгу качать воду начать печь отвечать тихо качать детей |
Упражнение 10.
Тёмные тучи по небу плывут, птички молчат и поют.
На тёплой печи чугунный котёл.
В тёмном чулане много паутины.
Петя любит качать на качелях Анечку.
Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.
Упражнение 11 (подготовить пересказ).
ПАУЧОК И ПАУТИНА
Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. Думает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи ни паутины.
Звук Щ
Упражнение 1.
ща –що – щу – щи – ще (отдельно каждый слог)
ща-ща-ща що-що-що | щу-щу-щу щи-щи-щи | ще-ще-ще |
Упражнение 2.
ащ– ощ – ущ – ищ –ещ (отдельно каждый слог)
ащ-ащ-ащ ощ-ощ-ощ | ущ-ущ-ущ ищ-ищ-ищ | ещ-ещ-ещ |
Упражнение 3.
щавель пища гуща теща пищать обещать | угощать площадь ещё щёки щётка щёлкать | щука ищут щи вещи щенок щепка | щель щека плащ овощ помощь мощный | плющ лещ вещь клещ щегол щипцы | роща площадь пещера чаща пища мощь |
|
Упражнение 4.
Ща-ща-ща – мы купили леща. Щу-щу-щу – клещи я ищу. Щи-щи-щи – мама сшила нам плащи. | Щё-щё-щё – дай-ка щей ещё. Ащ-ащ-ащ – мы наденем новый плащ. Ощ-ощ-ощ – щавель не овощ. |
Упражнение 5.
Щенок за обе щёки уплетает из щавеля щи. Щенок уколол щепкой лапку и запищал. Площадь вымощена щебнем. В ящике мои вещи и мои клещи. | Щенок тащит щётку. Катя надевает плащ. Вова ищет вещи. На лице есть щёки. |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. Ходит щука около леща На обед пищу ища. Ты нас мама не ищи – Щиплем щавель мы на щи. |
Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
ЩЕНОК
Вчера Тане подарили щенка. Она посадила его в ящик. Все утро щенок спал в ящике. Потом он проснулся и вылез из ящика. Стащил с полки щётку и поиграл с ней. Потом щенку стало скучно. Он выбежал во двор и на грядке с овощами встретил ящерицу. Щенок бросился за ней, но ящерица убежала. Женок жалостно запищал. Таня услышала, что щенок пищит, вышла во двор и забрала его домой.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1.Кого вчера подарили Тане? 2.Куда Таня посадила щенка? 3.Что делал щенок утром? | 4.Кого щенок встретил во дворе? 5.Почему Таня унесла щенка домой? |
Дифференциация звуков Щ и Ч:
Упражнение 8.
ча-ща чо-щё чу-щу чи-щи щё-чо щу-чу щи-чи | ащ-ач ощ-оч ущ-уч ищ-ич ач-ащ оч-ощ уч-ущ | чаща щёчки щёточки дощечки щепочки ящичек | часовщик точильщик щеночек поющие птички почтовый ящик летающие бабочки | (выучить наизусть) ЩЕТКИ Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки Все три щетки мне нужны |
Упражнение 9.
Измени предложения по образцу:
Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.
Я чищу плащ…
Я щёлкаю семечки….
Дифференциация звуков Щ и СЬ:
Упражнение 10.
ща-ся що-сё щу-сю щи-си | ща-ща-ся ща-ся-ща си-щи-си сё-сё-щё | У осы не усище, а усики. У гуся усов не ищи – не сыщешь Глазище, усище, хвостище. Я делаю сообщение на совещании. |
Дифференциация звуков Щ и Ш:
Упражнение 11.
ща-ша щё-шо щу-шу щи-ши | гуща – туша щавель – шалфей пищать – лишать щёлк – шёлк | щёки – шёпот мощённый – лишённый пищит – пишет защита – зашита |
Щавель для щей, а шалфей для полоскания.
Нашей Маше дали щей и манной каши.
Есть и щёчки и ушки у нашей лягушки.
Звук Ж
Упражнение 1.
жа –жо – жу – жи – же (отдельно каждый слог)
жа-жа-жа жо-жо-жо | жу-жу-жу жи-жи-жи | же-же-же |
Упражнение 2.
аж– ож – уж – иж – еж – яж (отдельно каждый слог)
аж-аж-аж ож-ож-ож | уж-уж-уж иж-иж-иж | еж-еж-еж яж-яж-яж |
Упражнение 3.
жаба жалко жатва жалоба кожа лужа ежата вожак | бежать лежать жужжать умножать лужок ожог флажок жёлтый | жёлудь обжёг зажёг утюжок жук лежу хожу гляжу | ножи ужи ежи лыжи Женя железо уважение оживление | ждать одежда надежда однажды дожди подожди между важно | можно сложно должно каждый важный ложный нужный снежный |
Упражнение 4.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – я по лужам не хожу. Жи-жи-жи – в нашем доме этажи. | Жок-жок-жок – развивается флажок. Жди-жди-жди – осенью идут дожди. Жей-жей-жей – мы увидели ужей. |
Упражнение 5.
Женя поймала ёжика. В живом уголке живут ежи. Дети выбежали на лужок. Железный ножи лежат на полке. у Жанны лежат в столе ножницы. Жаба живёт в болоте. | Не жалея ножек, бежит ёжик. Женя живёт на пятом этаже. Каждый день идут дожди. Одежда вымокла под дождём. Женя увидел жука. Женя покупает одежду. |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
ПРО ЖАБУ Жаба в лужице сидела, Жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал И на ужин к ней попал. | ЖУК Я жук, я жук! Я тут живу, Гляжу, лежу, Жужжу,жужжу И не тужу. |
Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).
ЕЖИ
Однажды Жанна и Женя пошли в лес за желудями. Жанна нашла много желудей, а Женя увидел жука. Он побежал за жуком и увидел ежей. Ежи испугались и убежали под ёлку. Женя позвал Жанну и показал ей ежей.
ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)
1.Зачем дети пошли в лес? 2.Кого увидел Женя? | 4.Что потом сделал Женя? |
-подготовить пересказ:
МЕДВЕЖАТА
На лужайке гуляли четыре весёлых медвежонка. Один медвежонок полез на дуб. Другой медвежонок увидел около кустов ежевики много жуков. А ещё двое дружных медвежат кувыркались на лужайке.
Дифференциация звуков Ши Ж:
Упражнение 8.
ша-жа шо-жо шу-жу Луша – лужа шаль – жаль шутка – жутко ежата – мышата | ши-жи ше-же жа-ша шить – жить уши – ужи шьёт – ждёт шест – жесть | жо-шо жу-шу жи-ши шило – жила выше – ниже мыши – лыжи дальше – ближе | же-ше лужок – пушок должок – мешок уши – ужин нашивка – наживка |
-выучить наизусть: Чистоговорки: Жук шёл, шёл, шёл, Жёлтый камушек нашёл. Жук жужжит: - Жу-жу-жу! Я каждый день жужжу И детишек бужу. | ДОЖДИК Дождик, дождик, не дожди. Не дожди подожди. Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко. |
ЖЕНЯ ОШИБСЯ
Напиши Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя написал. И вот, что у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает.
Женя, конечно, ошибся. Исправь его ошибки, скажи правильно, кто что умеет делать.
Звук Ц
Упражнение 1.
атс– отс – утс – итс – этс (отдельно каждый слог)
ац – оц – уц – иц – эц (отдельно каждый слог)
ац-ац-ац оц-оц-оц | уц-уц-уц иц-иц-иц | эц-эц-эц |
Упражнение 2.
ца –цо – цу – цы– цэ (отдельно каждый слог)
ца-ца-ца цо-цо-цо | цу-цу-цу цы-цы-цы | цэ-цэ-цэ |
Упражнение 3.
заяц месяц певец отец танец | боец кузнец леденец наконец колодец | овца птица лисица улица больница | лицо кольцо яйцо письмецо цоколь | отцы бойцы овцы концы пословицы | цепь цена оценка зацепка целый |
Упражнение 4.
Ца-ца-ца – вот овца. Цо-цо-цо – снесла курочка яйцо. Цу-цу-цу – я веду свою овцу. Це-це-це – не подходи к моей овце. Цы-цы-цы – нет овцы. |
Упражнение 5.
Овцы пьют воду у колодца. Цыплята пьют водицу из блюдца. Папа вытирает лицо полотенцем. | Заяц боится лисицу. На улице много цветов. В колодце холодная водица. |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
ЦЫПЛЯТКИ ОКОЛО КАДКИ Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы | НАТКИНЫЦЫПЛЯТКИ Вот бегут цыплятки, Не боятся Натки. Возле кадки блюдце Все они напьются |
Упражнение 7 (подготовить пересказ).
ЦЫБИК И ЦЫПЛЯТКИ
Маленького Цыбика посадили на цепь. Целый день сидит Цибик на цепи, а около него гуляют цыплята. Цибик целится цапнуть одного цыплёнка, но цыплёнок целится клюнуть Цыбика в нос. Кто кого боится?
Дифференциация звуков Ц и С:
Упражнение 8.
ац-ас оц-ос иц-ис уц-ус | ца-са цо-со цы-сы цу-су | са-ца-са ца-ца-са ца-са-ца са-са-ца | лисица синица спица гусеница | солнце сцена песец ситец | |
овца – оса пыльца – полоса цапля – сабля кольцо – колесо | цыкать – сыпать свет – цвет цены – сено целина – седина | Заглянет солнце к нам в оконце Целый день сияет солнце. Сёма выпил целый стакан сока. На акации сидела синица. | |||
Упражнение 9 (выучить наизусть).
ЦАПЛЯ На одной ноге в болоте Цапля целый день стоит. Цапля носатая Стоит как статуя. | ЛАМПА Позвала я солнце На своё оконце, К потолку подвесила – Стало дома весело. |
Упражнение 10 (подготовить пересказ).
О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ
В садах и полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.
Дифференциация звуков Ц и ТЬ:
Упражнение 11.
ац-ать оц-оть иц-ить уц-уть | ца-тя цо-тё цы-ти цу-тю | ца-тя-ца тё-цо-тё цу-тю-тю цы-цы-ти | теплица темница телятница птенцы | птицы ситец полотенце платьице | |
цыкать – тикать цыплята – телята ценный – тесный сцена – стена | Ца-тя-ца – тётя Дуся телятница. Ти-цы-ти – зайцу от лисицы не уйти. | ||||
Упражнение 12.
Измени предложения по образцу:
Одна лисица, две лисицы, много лисиц.
Одно полотенце...
Одна птица…
Один птенец…
Звук З
Упражнение 1.
за – зо – зу – зы – зэ (отдельно каждый слог)
за-за-за зо-зо-зо | зу-зу-зу зы-зы-зы | зэ-зэ-зэ |
Упражнение 2.
часть 1:
аз – оз – уз – из – ез (отдельно каждый слог)
аз-аз-аз оз-оз-оз | уз-уз-уз из-из-из | ез-ез-ез |
Упражнение 3.
зайка замок завод закат коза ваз | Лиза егоза Зоя зонт зона зов | зубы везу внизу лозунг коза музыка | намазывать азбука озноб узда изба замазывать | звать звон звук здание гнездо воздух | знать знакомый знамя взвывать вздыхать |
Упражнение 4.
За-за-за – вот стоит коза. Зу-зу-зу – я зову козу. | Зы-зы-зы – у Зои новые тазы. Зу-зу-зу – отвязали мы козу. |
Упражнение 5.
У Лизы мимоза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя заболела. На заводе загудел гудок. У Зои болят зубы. Зоя знает азбуку. | Зоя и Лиза знают много загадок. Лиза загадывает загадки Зое, а Зоя - Лизе. Лиза умеет вязать. Зое купят зайку и мозаику. На окне ваза с незабудками. Дом закрыт на замок. Зоя поливает на газоне незабудки. |
Упражнение 6 (выучить наизусть).
ЗОИНА КОЗА У Зои своя коза. Зовут козу Егоза. Не знает Зоя покою С козою своей Егозою. | НЕЗАБУДКА Не забуду незабудку, Эти синие глаза. Вам название напомнит, Что её забыть нельзя. |
Упражнение 7 (подготовить пересказ).
ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ
На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды! - смеялись Лиза и Зоя. - Так далеко от земли, а нас видят!»