Дифференциация звуков РЬ и ЛЬ




Упражнение 1.

ря – ля ре – ле рё – лё рю – лю ри – ли ля – ря ле – ре лё – рё лю – рю ли– ри

 

Упражнение 2.

Боря – Поля Варя – Валя моря – поля горит – болит сорить – солить   дарить – повалить берись – не хвались апрель – капель рейка – лейка скорей – налей   вперёд – самолёт берёт – полёт рёва – Лёва поперёк – кулёк море – поле   варю – люблю крюк – люк брюква – клюква урюк – посолю говорят – не велят

 

Упражнение 3.

Ря-ля, ля-ря – улетели самолеты за моря. Ри-ли, ли-ри – слякоть во дворе убери. Ре-ле, ле-ре – ребята пели во дворе. Ле-ре, ре-ле – осы спрятались в земле. Ля-ря, ря-ля – вышли цапли на поля.

Упражнение 4.

На дворе – апрель, за окном – капель. За дело берись, сделал дело не хвались. Вертолёт летит, на солнце блестит. Из лейки поливаем, а рейки прибиваем. Многие люди любят июль, а Рита любит апрель. Юлят пескари в реке на мели.

Упражнение 5 (выучить наизусть).

СКВОРЕЦ И КАНАРЕЙКА Скворец и канарейка В деревню прилетели. В деревню прилетели И сели на сирень. Скворец и канарейка Варенье из малины В беседке под сиренью Клевали целый день.     ГОРЕ У Оли горе Заразилась корью. У её сестренки – Маленькой Алёнки – Двойное горе – Не пускают к Оле.

 

 

Звук Ч

Упражнение 1.

ач – оч – уч – ич –еч – яч – ыч (отдельно каждый слог)

ач-ач-ач оч-оч-оч ич-ич-ич уч-уч-уч еч-еч-еч эч-эч-эч ыч-ыч-ыч яч-яч-яч

Упражнение 2.

ча – чо – чу – чи – че (отдельно каждый слог)

ча-ча-ча чо-чо-чо чу-чу-чу че-че-че чи-чи-чи

 

Упражнение 3.

богач дочь калач мяч плач дочь ночь луч могуч дичь бич печь лечь тачка дачка пачка бочка ночка дочка кочка кучка тучка внучка получка дичка девочка печка чай чайник чайка кочан бачок пучок каблучок пчёлы чугун чулки учу хочу мальчик пальчик читать начинать качели печенье теченье ученье чемодан человек чеснок ключ дача пчела чеснок

 

Упражнение 4.

Ач-ач-ач – у меня калач. оч-оч-оч – наступила ночь. Уч-уч-уч – на небе светит луч. Ич-ич-ич – на тебе кулич. Ча-ча-ча – нет у нас мяча. Че-че-че – мы мечтаем о мяче. Чу-чу-чу – будем рады мы мячу. Чи-чи-чи – очень нам нужны мячи.

 

Упражнение 5.

Анечка надела очки. Девочка поймала бабочку. Ванечка ел чипсы. Птички ловят паучка. Лодочка дала теч. Мальчик читает в читальне. Девочка чинит чулки.   У Вовочки отличные отметки. Чабан пасет овечек. Мальчик купил удочку. Ученик решил задачу. Мы взяли на дачу чемодан. Мама печёт печенье. Ванечка качается на качелях  

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Водичка, водичка, умой моё личико.

 

Чики-чики-чикалочки – едет Ваня на палочке.

 

Чок-чок, каблучок!

Чуки-чуки-чуки-чок!

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

 

ВОВОЧКА В ДЕРЕВНЕ

Вовочка живёт в деревне у бабушки и у дедушки. Утром он пасет овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Вовочке помогает собачка Жучка. Днём Вовочка берёт удочку и идёт с Жучкой на речку. Там дети рыбачат и играют в мяч. Вечером Вовочка вместе с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.

 

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

1.Где живёт Вовочка? 2.Кого пасёт утром мальчик? 3.Кто ему помогает? 4.Что Вовочка делает днём? 5.Что Вовочка делает вечером?

 

Упражнение 8.

Измени предложения по образцу:

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чиню тачку…

Я пеку булочки в печке….

Я качаюсь на качелях…

Дифференциация звуков Ч и ТЬ:

Упражнение 9.

 

ать-ач оть-оч уть-уч ить-ич тя-ча те-че тю-чу ти-чи тя-чтя те-чтё ти-чти те-чте медь – меч мять – мяч бить – бич петь – печь бочок – потёк чёлка – тёлка путёвка – ноченька потёмки – печёнка читать – печать чудак – тюфяк чулан – тюльпан чубик – тюбик чинить платье читать книгу качать воду начать печь отвечать тихо качать детей

 

Упражнение 10.

Тёмные тучи по небу плывут, птички молчат и поют.

На тёплой печи чугунный котёл.

В тёмном чулане много паутины.

Петя любит качать на качелях Анечку.

Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.

Упражнение 11 (подготовить пересказ).

 

ПАУЧОК И ПАУТИНА

Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. Думает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи ни паутины.

 

Звук Щ

Упражнение 1.

ща –що – щу – щи – ще (отдельно каждый слог)

ща-ща-ща що-що-що щу-щу-щу щи-щи-щи ще-ще-ще

Упражнение 2.

ащ– ощ – ущ – ищ –ещ (отдельно каждый слог)

ащ-ащ-ащ ощ-ощ-ощ ущ-ущ-ущ ищ-ищ-ищ ещ-ещ-ещ

 

Упражнение 3.

щавель пища гуща теща пищать обещать угощать площадь ещё щёки щётка щёлкать щука ищут щи вещи щенок щепка щель щека плащ овощ помощь мощный плющ лещ вещь клещ щегол щипцы роща площадь пещера чаща пища мощь

 

Упражнение 4.

Ща-ща-ща – мы купили леща. Щу-щу-щу – клещи я ищу. Щи-щи-щи – мама сшила нам плащи. Щё-щё-щё – дай-ка щей ещё. Ащ-ащ-ащ – мы наденем новый плащ. Ощ-ощ-ощ – щавель не овощ.  

 

Упражнение 5.

Щенок за обе щёки уплетает из щавеля щи. Щенок уколол щепкой лапку и запищал. Площадь вымощена щебнем. В ящике мои вещи и мои клещи. Щенок тащит щётку. Катя надевает плащ. Вова ищет вещи. На лице есть щёки.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.   Ходит щука около леща На обед пищу ища.   Ты нас мама не ищи – Щиплем щавель мы на щи.        

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

ЩЕНОК

Вчера Тане подарили щенка. Она посадила его в ящик. Все утро щенок спал в ящике. Потом он проснулся и вылез из ящика. Стащил с полки щётку и поиграл с ней. Потом щенку стало скучно. Он выбежал во двор и на грядке с овощами встретил ящерицу. Щенок бросился за ней, но ящерица убежала. Женок жалостно запищал. Таня услышала, что щенок пищит, вышла во двор и забрала его домой.

 

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

1.Кого вчера подарили Тане? 2.Куда Таня посадила щенка? 3.Что делал щенок утром? 4.Кого щенок встретил во дворе? 5.Почему Таня унесла щенка домой?

 

Дифференциация звуков Щ и Ч:

Упражнение 8.

ча-ща чо-щё чу-щу чи-щи щё-чо щу-чу щи-чи ащ-ач ощ-оч ущ-уч ищ-ич ач-ащ оч-ощ уч-ущ чаща щёчки щёточки дощечки щепочки ящичек   часовщик точильщик щеночек поющие птички почтовый ящик летающие бабочки (выучить наизусть) ЩЕТКИ Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки Все три щетки мне нужны

Упражнение 9.

Измени предложения по образцу:

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чищу плащ…

Я щёлкаю семечки….

Дифференциация звуков Щ и СЬ:

Упражнение 10.

ща-ся що-сё щу-сю щи-си ща-ща-ся ща-ся-ща си-щи-си сё-сё-щё У осы не усище, а усики. У гуся усов не ищи – не сыщешь Глазище, усище, хвостище. Я делаю сообщение на совещании.

 

Дифференциация звуков Щ и Ш:

Упражнение 11.

ща-ша щё-шо щу-шу щи-ши гуща – туша щавель – шалфей пищать – лишать щёлк – шёлк щёки – шёпот мощённый – лишённый пищит – пишет защита – зашита  

 

Щавель для щей, а шалфей для полоскания.

Нашей Маше дали щей и манной каши.

Есть и щёчки и ушки у нашей лягушки.

 

 

Звук Ж

Упражнение 1.

жа –жо – жу – жи – же (отдельно каждый слог)

жа-жа-жа жо-жо-жо жу-жу-жу жи-жи-жи же-же-же

Упражнение 2.

аж– ож – уж – иж – еж – яж (отдельно каждый слог)

аж-аж-аж ож-ож-ож уж-уж-уж иж-иж-иж еж-еж-еж яж-яж-яж

 

Упражнение 3.

жаба жалко жатва жалоба кожа лужа ежата вожак бежать лежать жужжать умножать лужок ожог флажок жёлтый жёлудь обжёг зажёг утюжок жук лежу хожу гляжу ножи ужи ежи лыжи Женя железо уважение оживление ждать одежда надежда однажды дожди подожди между важно можно сложно должно каждый важный ложный нужный снежный

 

Упражнение 4.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – я по лужам не хожу. Жи-жи-жи – в нашем доме этажи. Жок-жок-жок – развивается флажок. Жди-жди-жди – осенью идут дожди. Жей-жей-жей – мы увидели ужей.

 

Упражнение 5.

Женя поймала ёжика. В живом уголке живут ежи. Дети выбежали на лужок. Железный ножи лежат на полке. у Жанны лежат в столе ножницы. Жаба живёт в болоте. Не жалея ножек, бежит ёжик. Женя живёт на пятом этаже. Каждый день идут дожди. Одежда вымокла под дождём. Женя увидел жука. Женя покупает одежду.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

ПРО ЖАБУ Жаба в лужице сидела, Жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал И на ужин к ней попал. ЖУК Я жук, я жук! Я тут живу, Гляжу, лежу, Жужжу,жужжу И не тужу.

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

ЕЖИ

Однажды Жанна и Женя пошли в лес за желудями. Жанна нашла много желудей, а Женя увидел жука. Он побежал за жуком и увидел ежей. Ежи испугались и убежали под ёлку. Женя позвал Жанну и показал ей ежей.

 

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

1.Зачем дети пошли в лес? 2.Кого увидел Женя? 4.Что потом сделал Женя?

-подготовить пересказ:

МЕДВЕЖАТА

На лужайке гуляли четыре весёлых медвежонка. Один медвежонок полез на дуб. Другой медвежонок увидел около кустов ежевики много жуков. А ещё двое дружных медвежат кувыркались на лужайке.

Дифференциация звуков Ши Ж:

Упражнение 8.

ша-жа шо-жо шу-жу   Луша – лужа шаль – жаль шутка – жутко ежата – мышата ши-жи ше-же жа-ша   шить – жить уши – ужи шьёт – ждёт шест – жесть жо-шо жу-шу жи-ши   шило – жила выше – ниже мыши – лыжи дальше – ближе же-ше   лужок – пушок должок – мешок уши – ужин нашивка – наживка
  -выучить наизусть: Чистоговорки: Жук шёл, шёл, шёл, Жёлтый камушек нашёл.   Жук жужжит: - Жу-жу-жу! Я каждый день жужжу И детишек бужу. ДОЖДИК Дождик, дождик, не дожди. Не дожди подожди. Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко.

ЖЕНЯ ОШИБСЯ

Напиши Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя написал. И вот, что у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает.

 

Женя, конечно, ошибся. Исправь его ошибки, скажи правильно, кто что умеет делать.

 

Звук Ц

Упражнение 1.

атс– отс – утс – итс – этс (отдельно каждый слог)

ац – оц – уц – иц – эц (отдельно каждый слог)

 

ац-ац-ац оц-оц-оц уц-уц-уц иц-иц-иц эц-эц-эц

Упражнение 2.

ца –цо – цу – цы– цэ (отдельно каждый слог)

ца-ца-ца цо-цо-цо цу-цу-цу цы-цы-цы цэ-цэ-цэ

 

Упражнение 3.

заяц месяц певец отец танец боец кузнец леденец наконец колодец овца птица лисица улица больница лицо кольцо яйцо письмецо цоколь отцы бойцы овцы концы пословицы цепь цена оценка зацепка целый

 

Упражнение 4.

Ца-ца-ца – вот овца. Цо-цо-цо – снесла курочка яйцо. Цу-цу-цу – я веду свою овцу. Це-це-це – не подходи к моей овце. Цы-цы-цы – нет овцы.  

 

Упражнение 5.

Овцы пьют воду у колодца. Цыплята пьют водицу из блюдца. Папа вытирает лицо полотенцем. Заяц боится лисицу. На улице много цветов. В колодце холодная водица.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

ЦЫПЛЯТКИ ОКОЛО КАДКИ Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы НАТКИНЫЦЫПЛЯТКИ Вот бегут цыплятки, Не боятся Натки. Возле кадки блюдце Все они напьются

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЦЫБИК И ЦЫПЛЯТКИ

Маленького Цыбика посадили на цепь. Целый день сидит Цибик на цепи, а около него гуляют цыплята. Цибик целится цапнуть одного цыплёнка, но цыплёнок целится клюнуть Цыбика в нос. Кто кого боится?

 

Дифференциация звуков Ц и С:

Упражнение 8.

ац-ас оц-ос иц-ис уц-ус   ца-са цо-со цы-сы цу-су са-ца-са ца-ца-са ца-са-ца са-са-ца лисица синица спица гусеница солнце сцена песец ситец
овца – оса пыльца – полоса цапля – сабля кольцо – колесо цыкать – сыпать свет – цвет цены – сено целина – седина Заглянет солнце к нам в оконце Целый день сияет солнце. Сёма выпил целый стакан сока. На акации сидела синица.
           

Упражнение 9 (выучить наизусть).

ЦАПЛЯ На одной ноге в болоте Цапля целый день стоит. Цапля носатая Стоит как статуя. ЛАМПА Позвала я солнце На своё оконце, К потолку подвесила – Стало дома весело.

Упражнение 10 (подготовить пересказ).

О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ

В садах и полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.

 

Дифференциация звуков Ц и ТЬ:

Упражнение 11.

ац-ать оц-оть иц-ить уц-уть   ца-тя цо-тё цы-ти цу-тю ца-тя-ца тё-цо-тё цу-тю-тю цы-цы-ти теплица темница телятница птенцы птицы ситец полотенце платьице
цыкать – тикать цыплята – телята ценный – тесный сцена – стена Ца-тя-ца – тётя Дуся телятница. Ти-цы-ти – зайцу от лисицы не уйти.
           

Упражнение 12.

Измени предложения по образцу:

Одна лисица, две лисицы, много лисиц.

Одно полотенце...

Одна птица…

Один птенец…

Звук З

Упражнение 1.

за – зо – зу – зы – зэ (отдельно каждый слог)

за-за-за зо-зо-зо зу-зу-зу зы-зы-зы зэ-зэ-зэ

Упражнение 2.

часть 1:

аз – оз – уз – из – ез (отдельно каждый слог)

аз-аз-аз оз-оз-оз уз-уз-уз из-из-из ез-ез-ез

 

Упражнение 3.

зайка замок завод закат коза ваз Лиза егоза Зоя зонт зона зов зубы везу внизу лозунг коза музыка намазывать азбука озноб узда изба замазывать звать звон звук здание гнездо воздух знать знакомый знамя взвывать вздыхать  

 

Упражнение 4.

За-за-за – вот стоит коза. Зу-зу-зу – я зову козу. Зы-зы-зы – у Зои новые тазы. Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

Упражнение 5.

У Лизы мимоза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя заболела. На заводе загудел гудок. У Зои болят зубы. Зоя знает азбуку. Зоя и Лиза знают много загадок. Лиза загадывает загадки Зое, а Зоя - Лизе. Лиза умеет вязать. Зое купят зайку и мозаику. На окне ваза с незабудками. Дом закрыт на замок. Зоя поливает на газоне незабудки.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

ЗОИНА КОЗА У Зои своя коза. Зовут козу Егоза. Не знает Зоя покою С козою своей Егозою.   НЕЗАБУДКА Не забуду незабудку, Эти синие глаза. Вам название напомнит, Что её забыть нельзя.  

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды! - смеялись Лиза и Зоя. - Так далеко от земли, а нас видят!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: