Педагогическая техника как компонент педагогического мастерства
Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
К компонентам педагогической техники относят:
1. Умение управлять вниманием,
2. Владение чувством темпа и времени,
3. Речевые умения,
4. Владение мимикой и пантомимикой,
5. Умение управлять эмоциональным состоянием.
Рассмотрим подробнее первый компонент педагогической техники - умение управлять вниманием. Из курса психологии вам известно, что внимание - это психическое свойство личности, выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение человека к объекту восприятия.
Критериями внимания выступают:
1) внешние реакции:
· моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
· вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);
2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;
3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);
4) избирательность (селективность) информации;
5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.
К основным свойствам внимания относятся: объем (количеством объектов, воспринимаемых одномоментно); переключение (преднамеренный переход от одной деятельности к другой); распределение (способность поддерживать сосредоточенность столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности, а также способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам); устойчивость (способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности); избирательность (способность к сосредоточению на наиболее важных объектах); концентрация (степень сосредоточенности внимания); отвлекаемость (непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой).
|
В рамках изучаемой темы нас будут интересовать такие свойства внимания, как устойчивость и отвлекаемость. В основе устойчивости лежит волевое усилие. Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей.
У детей дошкольного возраста устойчивость внимания невысока, а отвлекаемость, напротив, высокая. Поэтому педагогу необходимо овладеть способами, которые позволят поддержать устойчивость внимания и уменьшить отвлекаемость детей на протяжении всего занятия.
Практическое задание
1. Познакомьтесь со способами привлечения и удержания внимания, представленными ниже.
2. Определите, какие способы нецелесообразно использовать в работе с дошкольниками. Выпишите номера этих приемов в тетрадь и устно прокомментируйте.
3. Выберите 5 способов привлечения внимания дошкольников, наиболее привлекательных для вас. Подготовьтесь прокомментировать свой выбор: почему вы делаете акцент на данном способе, в какой части НОД целесообразнее всего использовать данный прием. Приведите примеры из личного опыта (наблюдений на практике).
Свои рассуждения оформите в таблице:
Прием | Место приема в НОД | Пример |
|
Памятка «Способы привлечения внимания»
1. Сюрпризные моменты,
2. Необычный внешний вид воспитателя,
3. Улыбка,
4. Вопросы,
5. Рассказывание забавных случаев,
6. Загадки
7. Использование загадочного (волшебного) предмета,
8. Применение ритуалов приветствия и прощания,
9. Ярко выраженные мимика и жестикуляция,
10. Игра,
11. Фразы типа «Давай посмотрим, кто быстрее может это сделать»,
12. Использование практических методов по обретению опыта (увидеть, потрогать, понюхать),
13. Чередование различных видов деятельности,
14. Музыкальные заставки,
15. Прямая акцентировка: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…»,
16. Переключение каналов восприятия (слухового, зрительного, тактильного),
17. Использование раздаточного материала,
18. Метод «вовлечение» (намеренное допущение ошибки),
19. Попросить поднять руку тех, кто, например, любит кататься на санках (зависит от темы занятия),
20. Вопросы типа: «Все ли видно с доски?», «Может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить?»,
21. Использование просьбы о помощи,
22. Пользование современным парфюмом,
23. Обыгрывание проблемной ситуации,
24. Опора на личный опыт детей,
25. Коробка с сюрпризом,
26. Принцип «тише – громче»,
27. Использование декора в одежде,
28. Совершение неожиданных поступков,
29. Рассказывание забавных историй,
30. Комплименты,
31. Установление зрительного контакта,
32. Использования пауз,
33. Прием «провокации»: на короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией,
34. Прогнозирование ожидаемых событий (как реакции на какой - либо поступок),
35. «Провалы в памяти» - «забывание» чего-либо с просьбой напомнить,
36. Использование «сказочного» предмета в руке, например, волшебной палочки,
37. Тематический реквизит (яркие небольшие детали),
38. Прием «переформулировки»: «Правильно ли я тебя поняла…»,
39. Физминутки,
Юмор.