ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»




Методика экскурсионного показа.

 

Главный принцип экскурсии – принцип наглядности. Показ представляет собой процесс реализации этого принципа. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого предмета, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом беглом взгляде на объект. Показывать – означает направлять познавательную деятельность лиц, наблюдающих объект. В связи с этим показ можно определить как систему действий экскурсовода и экскурсантов, направленных на выявление сущности экскурсионного объекта, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста.

 

Показ вырастает из таких действий, как созерцание и осмотр. Но если и то, и другое можно отнести к пассивным формам восприятия объекта, причем только внешнего его вида, то показ представляет собой углубленный осмотр, при котором человек под руководством экскурсовода уже участвует в анализе экскурсионного объекта, т.е. его деятельность носит активный характер, поскольку известно, что задачами экскурсионного процесса являются:

1) Увидеть

2) Услышать

3) Ощутить

4) Проанализировать, сделать вывод.

Поэтому экскурсоводу при ведении экскурсии рекомендуется предоставить возможность экскурсантам осмотреть экскурсионный объект и только после этого – начать непосредственно показ, сопровождая его рассказом. Таким образом, показ является суммой 3 (Трех) элементов:

Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей

ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»

3) показа под руководством экскурсовода

Показ может быть сюжетным и бессюжетным.

Выделяют три уровня показа:

- предварительный обзор (ориентировка экскурсантов в пространстве)

- выделение объекта из совокупности других объектов

- детальное наблюдение объекта

Задачи показа в экскурсии состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами

2) показать объекты, которых уже нет (сохранились на фотографиях, рисунках)

3) показать историческое событие, которое происходило на этом месте, воссоздать его картину

4) показать действия исторического деятеля, которые происходили на этом месте

5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события

6) показать объект таким, каким он, возможно станет в скором времени (если планируется, например, масштабная реконструкция).

Для эффективного показа необходимо соблюдение ряда условий:

1) выбор наиболее подходящей точки показа

2) выбор наиболее выгодного времени (года, суток) для показа

3) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы

4) использование моторного принципа (движения экскурсантов)

5) умения навыки экскурсовода

6) 6) подготовленность экскурсантов к показу

Показ как важнейший элемент экскурсии имеет свои характерные особенности:

1) Активность показа (это не пассивное созерцание, а активная деятельность экскурсовода и экскурсантов)

2) Логическая последовательность показа (каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы)

3) Главенствующая роль показа (формула «от показа к рассказу» - показ в большинстве случаев должен предшествовать рассказу)

4) Сюжетность показа

5) Парадоксальность показа (экскурсант в результате показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент – под влиянием экскурсовода человек мысленно представляет себе то, что находится (или находилось) за стеной, которую он непосредственно наблюдает в данный момент).

Показ как процесс состоит из следующих элементов:

1) место показа

2) логичность, последовательность

3) протяженность во времени

4) приемы показа

5) средства показа

Среди методических приемов показа можно выделить следующие:

1) прием предварительного осмотра (первое знакомство с объектом, должен длиться не более 1.5-2 мин)

2) прием зрительной реконструкции – это восстановление первоначального облика частично сохранившегося объекта (с помощью воображения, экспонатов из портфеля экскурсовода) либо объекта, который, напротив, возникнет только в будущем (с помощью схем, макетов ит.п.)

3) прием локализации событий - это способ показа исторического события или какого-либо явления в точной локальной обстановке, в которой они протекали («гений места»). Часто используется в сочетании с приемом зрительной реконструкции.

4) прием зрительного сравнения. Сравнение может быть зрительным, словесным или даже мысленным (когда сравнивается с другим, общеизвестным объектом, расположенным в другом городе.

5) Показ наглядных пособий из портфеля экскурсовода – это методический прием, с помощью которого происходит восполнение в экскурсиях недостающего зрительного ряда. Пособия не подменяют экскурсионные объекты, являются дополнительным источником знаний. Часто сочетаются с такими приемами, как зрительная реконструкция и локализация событий.

6) Показ объекта по ходу движения автобуса - поскольку времени на показ очень мало, рассказ об объекта должен предварять его показ – случай нарушения общей закономерности «от показа – к рассказу»

7) Панорамный показ - методический прием, с помощью которого осуществляется общее знакомство экскурсантов со значительным количеством экскурсионных объектов с одной точки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: