В западной науке получили развитие и теории управления поведением человека в организации, основанные на учете его внутренних побудительных сил. Ряд авторов относит эти теории к процессуальным теориям мотивации (Синк Д.С., Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х.), другие рассматривают их как самостоятельную группу теоретических концепций, разрабатываемых в рамках теории организационного поведения (Лютенс Ф., Ньюсторм Дж.В., Дэвис К.).
Важное место среди концепций регулирования поведения человека в организации занимает теория социального обучения (научения) А. Бандуры, основанная на применении косвенных стимулов. Согласно этой теории, человек, наблюдая и имитируя ролевые модели в окружающей рабочей среде, получает информацию об эффективном поведении в процессе труда, то есть происходит косвенное обучение, обучение на опыте других людей. Сотрудники анализируют попытки менеджеров изменить их поведение, причем, прежде всего не слова, а действия. Поведение сотрудников в рамках данной теории рассматривается как носящее осознанно выбранный характер.
При рассмотрении концепции обучения (научения) выделяют три основных вида обучения: классический условный рефлекс, оперантное обусловливание и социальное обучение (научение). Авторы учебника «Организации: поведение, структура, процессы» выделяют четыре основных понятия, необходимых для понимания типов обучения – побуждение, стимул, отклик и подкрепление. Побуждение – это условие возбуждения, возникающего у человека в результате лишения чего-либо или специфической стимуляции. Первичные побуждения являются врожденными (аналог первичных потребностей), а вторичные являются результатом обучения. Стимул – «реплика», вызывающая отклик, внешнее воздействие, вызывающее определенное поведение. Отклик – поведенческий результат стимуляции. Подкрепление – любой предмет или событие, увеличивающие или поддерживающие силу отклика. В данных понятиях и описаны три вида обучения. Классический условный рефлекс – это выработка условного отклика в ответ на действие условного стимула. Оперантное обусловливание – тип обучения, известный по работам Б. Скиннера. Обучение рассматривается как способ управления поведением через изменение его последствий (с помощью поощрений и наказаний). Управляемые виды поведения носят название «операнты». Нет универсальных стимулов, автоматически вызывающих нужные операнты. Принципы оперантного обусловливания легли в основу теории подкрепления, описанной ниже. Наконец, социальное обучение (идея предложена в продолжение работ Б. Скиннера психологом А. Бандурой) – тип обучения, когда люди вырабатывают новый тип поведения, имитируя ролевые модели, посредством наблюдения и подражания другим людям. Поведение, таким образом, зависит не только от личностных характеристик, но и от окружающих условий. Центральной частью теории социального обучения является концепция самодостаточности, определяемая как вера человека в то, что он может адекватно действовать в определенной ситуации. Оценка своих способностей работником влияет на его мотивацию и производительность, при этом работник проявляет стремление избежать выполнения заданий, которые он считает невыполнимыми для себя.
|
Теория социального научения также рассматривает викарные процессы (процессы подражания). Научение может происходить не только на основе собственного опыта, но и в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им.
|
В процессе научения важнейшую роль играют подкрепление и наказание. Подкрепление – это «то, что повышает интенсивность ответной реакции и стимулирует повторение поведения, которое предшествовало подкреплению». Подкрепление может быть позитивным и негативным. Отмечается неопределенность в трактовке понятий «подкрепление», «поощрение», «вознаграждение», «наказание». Ф. Лютенс дифференцирует эти понятия следующим образом. Наказание ослабляет негативное поведение и уменьшает вероятность его повторения. Негативное подкрепление же усиливает желательное поведение. Систематизированное представление о сущности рассматриваемых понятий представлено на рис. 16.
Обстоятельство | Последствие | |
Вознаграждение | Негативные стимулы | |
Применение | ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (поведенческая реакция возрастает) | НАКАЗАНИЕ (поведенческая реакция ослабевает) |
Устранение | НАКАЗАНИЕ (поведенческая реакция ослабевает) | НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (поведенческая реакция возрастает) |
Рис. 16. Сводная таблица операциональных определений позитивного и негативного подкрепления и наказания
Один из важнейших выводов из теории социального научения для практики менеджмента – предпочтительное использование подкрепления вместо наказания. Кроме того, теория социального научения демонстрирует не только прямое, но и косвенное воздействие на работника различных мер по управлению людьми в организациях: сотрудник воспринимает не только стимулы, примененные к нему самому, но и стимулы, использованные для подкрепления или наказания действий других сотрудников, тем самым корректируя свое поведение.
|
Теория подкрепления рассматривается в качестве основы концепции модификации организационного поведения (organization behavior modification – OBM). Методпредложен в работах Б. Скиннера. В отличие от теории социального научения, ОВМ – оперантный подход к организационному поведению, систематическое подкрепление желательного организационного поведения и отрицательного подкрепления или наказания нежелательного организационного поведения. Для изучения поведения применяется АВС-анализ поведения (анализ предпосылок поведения, типов поведения и последствий поведения).
Данный метод опирается на «закон следствия», согласно которому человек стремится воспроизводить те действия, последствия которых он воспринимает как благоприятные (подкрепление) и стремится не допускать поступков, последствия которых он воспринимает как неблагоприятные. Применение метода предполагает использование поощрений и подкрепляющих желаемое поведение альтернативных последствий. Основной инструмент поощрения – положительное подкрепление. Негативное подкрепление – это устранение нежелательных для работника последствий. Наказание – управление неблагоприятными последствиями для предотвращения нежелательного поведения. Торможение – сдерживание положительных последствий. Для практического использования метода разрабатывается график подкрепления.
Данная теория называется еще «теорией усиления». Модель ее очень проста (рис. 17):
Рис. 17. Модель «теории усиления»
Очень важно адекватное понимание менеджментом того, какие его воздействия оцениваются работниками как позитивное подкрепление, какие – как негативное подкрепление или наказание. Идентифицировать позитивное подкрепление не всегда бывает легко, при этом могут использоваться результаты опросов персонала относительно преимуществ тех или иных поощрений. В рамках теории подкрепления разрабатываются планы и схемы подкрепления, исследуется и оценивается их эффективность. Аналог применения данной теории в российской практике – применение различных систем стимулирования и расчет экономической эффективности систем поощрений. Однако необходимо подчеркнуть, что в рамках теории подкрепления стимулы (формы подкрепления) рассматриваются более широко (например, в качестве позитивного подкрепления обязательно рассматривается выражение личной благодарности работнику со стороны руководителя).
Достоинство метода состоит в том, что это – реальный инструмент для реализации целей практического менеджмента. На наш взгляд, этот метод слабо учитывает сложную природу мотивационного процесса, особенности потребностей и ценностей работников. Некоторые свойства личности работника (например, познавательные способности, сложный внутренний мир работника, его ценности, верования, духовные процессы развития личности, «самоподкрепление») при использовании метода регулирования организационного поведения игнорируются. В какой-то степени этот метод напоминает известный метод «кнута и пряника», прямое манипулирование, образование «условных рефлексов» у работника, как у дрессированного животного. Часто утверждается, что применение подкрепления – не более чем «подкуп» работника. Таким образом, недооценивается потребность человека в независимости, самоактуализации. Критика метода связана и с ограниченностью его применения в условиях дифференциации и усложнения трудовых функций, когда определить «желаемое поведение» становится достаточно сложно. Кроме того, отмечается, что применение концепции подкрепления может развить у работников «зависимость от подкрепления», в результате чего без подкрепления нужное поведение вообще не будет проявляться.
Другие критические замечания в адрес данной теории связаны с ее упрощенностью, отсутствием учета индивидуальных особенностей людей и социальных отношений. Тем не менее, теория нашла широкое практическое применение.
В теории организационного поведения получила известность и концепция самоуправления поведением (behavioral self-management – BSM). Центральное звено данной концепции – самомотивация работника: «личность проявляет самоконтроль, если она при относительном отсутствии немедленных внешних ограничений выбирает поведение, априорная вероятность которого была меньше, чем для альтернативно возможных типов поведения». Самоуправление – процесс, который ставит перед работником альтернативные отклики (формы поведения), которые приведут к различным, известным работнику последствиям. Самоуправление поведением включает и стремление личности к достижению персональных целей, определение путей и средств их достижения, план и стратегию поведения. В данной теории предполагается, что человек контролирует свое поведение, процессы познания и возможные последствия. Данная теория сосредоточивает внимание на каждой личности, рассматривая особенности познавательной активности человека, включающие приобретение и сохранение структур поведения.